газета «Центр Азии»

Четверг, 25 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2009 >ЦА №16 >И всё это – благодаря вам

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

И всё это – благодаря вам

По следам выступлений ЦА №16 (24 — 30 апреля 2009)

И всё это – благодаря вам«Врачебная тайна: по законам любви» –  под таким заголовком воспоминания врача Альбины Наумовой были опубликованы в №№ 3, 4, 5, 6, 7 «Центра Азии» от 23 января, 30 января, 6 февраля, 13 февраля, 20 февраля 2009 года.

С большим волнением прочитала воспоминания Альбины Григорьевны Наумовой «Врачебная тайна: по законам любви», опубликованные в «Центре Азии».

Было время, мы в Кызыле жили с ней и ее мужем в добрососедстве на одной лестничной площадке в доме № 2 по улице Кочетова. Так что знакомству нашему уже 45 лет.

А потом произошло событие, после которого вот уже тридцать семь лет я храню благодарную память о человеке, который спас меня от инвалидности – Вячеславе Ивановиче Наумове.

Это случилось 29 марта 1971 года. Мы тогда жили на улице Кочетова, 68. Утром я поехала в школу № 2, где мои студенты-практиканты педагогического института давали уроки.

Погода была мерзкая: мокрый снег, слякоть. Когда вернулась домой, сапоги были насквозь мокрые. Дома меня ждала корректура учебника, которую надо было срочно вычитать и сдать в издательство.

Часам к четырем закончила работу и поглядела в окошко. На дворе уже не только не было снега, но и лужи высохли. Приветливо сияло солнышко. Чувствовалось приближение апреля, когда по русской примете бывает семь погод в день.

А сапоги мои, конечно, не высохли. Но в запасе была еще одна пара, на шпильках. Все бы ничего, но в правом сапоге нога вихляла.

Можно было, конечно, положить туда стельку, но умные мысли приходят, как известно, «опосля». И это при том, что часто, смеясь, говорила: когда-нибудь я правую ногу сломаю.

Оделась, обулась, взяла корректуру, крикнула мужу, работавшему в другой комнате: «Ну, я пошла!» Он пробормотал в ответ: «Угу».

Почти бегом пересекла двор и вышла к трехэтажным домам, в промежутке между которыми был проход на улицу Ленина.

Вдруг рванул холодный ветер, песком засыпало глаза. Закрыла лицо рукавом и шагнула вперед с правой ноги. Дикая боль пронзила меня.

Упала и на какое-то время «вырубилась». Когда очнулась, увидела: правая нога в районе икры образовала прямой угол. Посмотрела, на чем лежу – совсем маленькая льдинка, образовавшаяся из утренней лужи. Взглянула вперед: на меня двигается грузовая машина.

«Помогите! Я ногу сломала!», – закричала изо всех сил. Кто-то оттащил меня ближе к домам, кто-то остановил на улице «Скорую».

Оказалось, что фельдшер меня знает. Я попросила ее подъехать к нашему дому, сообщить о печальном событии мужу.

«Башкы ногу сломала», – сказала она. «Так она же только что вышла», – удивился муж.

Машина отвезла нас в хирургию. Тогда она была на улице Ленина, где сейчас детская больница – около аптеки. На носилках меня внесли в приемный покой и положили на каталку. Муж остался около меня.

Спустился Александр Иванович Канунников и сказал: «Ты потерпи, пожалуйста, немного. У нас очень тяжелая операция: пытаемся спасти молодую женщину».

Потом пришел еще один хирург. Он велел разрезать сапог, высвободить ногу и сказал: «Будем резать!» Я безропотно кивнула головой.

Около меня, ожидая результата той операции, о которой сказал Канунников, плакали женщины.

Они рассказали, что та, кого сейчас врачи пытаются спасти, забежала к родственнице: ей надо было что-то прострочить на машинке. А хозяйке как раз надо было срочно куда-то И всё это – благодаря вампойти. Она обрадовалась, быстро оделась и убежала, оставив дома семилетнего сына.

Пока гостья сосредоточенно строчила, мальчик влез на диван, снял со стены ружье, подошел к ней и сказал: «Убью!» Она на его угрозу не среагировала, и ребенок нажал на курок, прострелив ей одновременно печень и селезенку.

Потрясенная их рассказом, я только тихо постанывала.

И тут спускается Вячеслав Наумов и говорит: «Мы с товарищем попросили разрешения собрать вам ногу под наркозом, не разрезая. Если вы не возражаете, сейчас поднимем вас наверх».

Рентген показал, что кости поломались очень «нерационально»: снизу и сверху торчали острые концы, в мышце – острый обломок, оторвана пятка.

Все это я узнала, когда проснулась после операции в палате. На ногу чуть ниже колена была наложена гипсовая повязка. Она простиралась на большую часть стопы, врезаясь острым концом в кожу.

Оставшиеся четыре сантиметра с пальцами образовали красно-синюю культяпку.

Рядом со мной на высокой кровати лежала та прооперированная женщина. Около нее сидела мать или сестра: платочком промокала потный лоб больной и с ложечки поила ее, едва успевая вытирать собственные слезы.

Пришла Надя Елизарьева, наша лаборантка из кабинета медподготовки, спросила, как себя чувствую. Показала ей свою красно-синюю культяпку: очень больно.

Надя принесла пустую баночку и чистую белую тряпку: в баночку надо помочиться, намочить в моче тряпку, отжать и обмотать культяпку. Отек спадет. Я так и сделала, полегчало.

Нельзя сказать, что мои действия вызвали восторг Вячеслава Ивановича. Впрочем, это был единственный случай в моей жизни, когда я воспользовалась уринотерапией.

Надя Елизарьева оказалась в хирургии потому, что ее готовили к операции на печени: врачи обнаружили там метастазы. Это была не первая и не последняя операция.

И Надя знала, что ждет ее впереди. Но она не искала ничью жилетку, чтобы поплакаться. Напротив, всегда ходила с улыбкой и искала, кому бы помочь.

Мы все ее любили. И когда после операции ей нужен был постоянный уход, составляли график по факультетам, иногда деканы даже меняли расписание, чтобы преподаватель мог пару часов посидеть около Нади. Она ушла из жизни в 34 года, ее кончина была нашим общим горем.

Поведать о Наде меня побудил рассказ Альбины Григорьевны о том, как она отдавала свою кровь роженице. В действиях врача и простой лаборантки мне увиделась та же святая жертвенность.

На третий день не стало моей соседки по палате. Меня же подержали еще неделю и выписали домой.

Теперь каждые две недели я должна была ходить в поликлинику, где Вячеслав Иванович вел амбулаторный прием.

Ходить на костылях научилась довольно быстро. Но до сих пор помню, как холодело все внутри, когда надо было переходить дорогу.

Друзья и коллеги наперебой рассказывали легенды о чудесном исцелении знакомых и рекомендовали в качестве лечебных средств мумие и толченую яичную скорлупу. Хомушку Сайынотович Алдын-оол, в то время ректор Кызыльского пединститута, принес целую бутылку мумия.

Однажды я сообщила Вячеславу Ивановичу, что пью мумие и кладу в пищу толченую скорлупу. Он в ответ иронично хмыкнул: «Ну, если вам нравится быть подопытным кроликом, можете продолжать». Быть кроликом мне почему-то не хотелось.

В другой приход отчетливо увидела, что могло бы произойти со мной, если бы доктор Наумов с товарищем не рискнули собрать поломанные кости без ножа, или я попала бы в другие руки.

В очереди передо мной сидела женщина. У нее была оторвана пятка. Какой-то «мастер» пытался закрепить пятку с помощью ножа и перерезал нерв. Теперь у нее неуправляемо болталась вся стопа.

Несмотря на больничный, я не могла оставить свою группу перед госэкзаменами без обзорных лекций. Поэтому ковыляла на костылях в институт. Хорошо, что филфак тогда был в главном здании, а не на краю света, как сейчас.

Настойчиво допытывалась у Вячеслава Ивановича, есть ли какой-то временной норматив для срастания моих костей.

У меня уже был до того опыт поломки лодыжки. И на вопрос, как долго она будет заживать, лечивший меня доктор весело продекламировал: «Одна лодыжка – один месяц, две лодыжки – два месяца».

Вячеслав Иванович ответил: «Да, норматив есть – три месяца. Но с учетом вашего возраста срок можно увеличить, так как восстановительные силы организма слабеют».

Мой возраст! Мне было 47 лет, но груза их не чувствовала. Жила как бы на бегу.

И даже подумала, что Вячеслав Иванович по причине своей молодости несколько преуменьшает мои восстановительные возможности. Стала слезно просить снять гипс хоть на некоторое время: кожа под ним зудела до невозможности.

Гипс сняли, отправили в рентген-кабинет. На костылях поскакала на одной ноге от травмпункта до рентген-кабинета, который находился на другом конце длиннющего коридора.

И нехорошими словами помянула того, кто определял расположение кабинетов: ему не приходилось прыгать на одной ноге через весь коридор.

Ногу снова загипсовали, а снимок я отправила маме в Москву, чтобы она показала его в ЦИТО (Центральный институт травматологии и ортопедии).

В институте занимались реабилитацией травмированных спортсменов, танцовщиков и простых смертных вроде моей мамы. Неудачно повернувшись, она сломала два позвонка и теперь ходила в корсете, изготовленном в ЦИТО.

Мама показала снимок специалисту. «Ходить будет, но сустав работать не будет», – уверенно сказал он.

Дорогой Вячеслав Иванович! Жизнь показала, что правы были вы, а не цитовский оракул.

Уже к концу лета я освободилась от костылей, какое-то время походила с палочкой – ее великодушно подарил мне Георгий Николаевич Курбатский – и уже в середине сентября, когда студенты вернулись с полевых работ, приступила к занятиям нормальным человеком.

И нашла кому передать костыли: их нельзя держать дома, а то опять что-нибудь поломается.

Зимой я каталась на коньках, лыжах, прыгала с трамплинов на Вилланах, даже занимала какие-то места на соревнованиях. В 60 лет занялась аэробикой. И ходила на высоких каблуках.

А еще я могу ходить на цыпочках, на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы. А танцевать до сих пор люблю, если не сильно поднялось давление и не очень шумит в голове.

За долгие годы жизни я нажила тридцать три болячки. Но сустав-то – работает! И это благодаря вам, Вячеслав Иванович!

Единственный его недостаток: на перемену погоды ноет. Но это можно и потерпеть.

Меня очень огорчило известие о вашей болезни. Желаю вам и всей вашей семье доброго здоровья на долгие годы. Уверена, что к этому пожеланию присоединятся и другие: бывшие пациенты и просто люди, знавшие вас.

С глубоким уважением и благодарностью, ваша благодарная пациентка

 

Фото: 1. Регина Рафаиловна Бегзи в годы, о которых вспоминает.

Регина БЕГЗИ, Народный учитель Республики Тыва

 (голосов: 4)
Опубликовано 25 апреля 2009 г.
Просмотров: 4381
Версия для печати

Также в №16:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru