Правительство Тувы, защитив в конце марта федеральные средства в сумме 142,5 миллиона рублей на реализацию программы «Снижение напряженности на рынке труда РТ», приступило к обсуждению с общественностью мер по снижению негативного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие республики.
142,5 миллиона выделяются на условиях софинансирования.
Республика должна добавить 7,5 миллиона рублей. Изменения в закон о бюджете РТ на 2009 год уже внесены на рассмотрение в Великий Хурал.
150 миллионов – значительная для Тувы сумма, которая требует эффективного вложения.
Антикризисная программа Тувы направлена, прежде всего, на поддержку малого и среднего бизнеса, на обеспечение самозанятости населения.
Сегодня в столице и в районных центрах проходят рабочие встречи премьера Шолбана Кара-оола с представителями общественности, на которых обсуждаются антикризисные меры.
В чем заключается суть антикризисной программы Тувы? Рассказывает глава республики Шолбан Кара-оол.
Пособия безработным – 82 тысячи каждому и сразу
– Шолбан Валерьевич, на встречах с общественностью вы отмечаете, что антикризисная программа Тувы направлена на развитие предпринимательского сообщества республики. А в чем конкретно?
– Вот пример – небольшой, но суть идеи будет, как на ладони.
Пособия по безработице – это 150 миллионов рублей на республику. Мы решили выплачивать их не помесячно, а сразу весь годовой лимит – 82 тысячи рублей на человека.
Но не всем. Только тем, кто согласится выкупить на эти деньги предпринимательский патент. Стоит он от 10 до 15 тысяч, в зависимости от вида занятий. Предварительно под эту задачу правительство разработало закон, расширяющий виды патентуемых работ – с 23 до 69.
Это и репетиторы, и переводчики, и автотехники – все, кто находится «в тени» и не платит налогов. Государство получает новых налогоплательщиков и избавляется от фиктивных безработных. Предпринимателям же легализация открывает доступ к кредитам, к своему пенсионному счету, к кооперации, к расширению.
Я считаю, переход на патентное налогообложение – сам по себе мера антикризисная. По сравнению с «вмененкой» бухгалтерия упрощается до одной бумажки. Сумма налога меньше в разы.
К примеру, таксисты по ЕНВД платили в год 35 тысяч, по патенту будут платить 12. Такой подход, считаю, поможет устоять в кризис многим предпринимателям.
Выйти из тени
– В чем сверхзадача такого подхода?
– В том, чтобы каждый рубль, даже не имеющий отношения к прямым инвестициям, замкнуть на развитие реального сектора экономики.
В нашем случае – на малый бизнес. Для мегаполисов этот масштаб, наверное, не актуален. Там крупные производства. Но в Туве таких гигантов нет.
Наша основа – это как раз малый, в лучшем случае, средний бизнес.
– А есть ли у нас такой резерв?
– Резерв у нас огромный. Одних нелегалов – полрынка. В прошлом году мы в порядке эксперимента попробовали высветить этот сектор.
Заметьте – всего лишь попробовали. И сразу получили 26 процентов прироста налогов.
Кредиты: доступ облегчаем
– Основная проблема у начинающих предпринимателей – отсутствие залога при получении кредита.
– Создан залоговый фонд из республиканского и муниципального имущества – под гарантии для льготных кредитов. Доступ к этим кредитам облегчаем. В первую очередь – системообразующим предприятиям.
Они – наша опора и включены в специальный реестр. После них – и всем остальным зеленый свет, включая личные подсобные хозяйства. Кроме того, задействован весь инструментарий кредитной политики – погашение процентов, реструктуризация долгов и прочее.
Механизм субсидирования бизнеса тоже продуман так, чтобы эффект был многоцелевым. И предпринимателям помогаем окрепнуть, и для экономики в целом – польза.
– На каких условиях могут получить поддержку животноводы?
– В овцеводстве субсидироваться будут преимущественно те фермеры, у которых скота не меньше 1000 голов.
Это должно положить начало укрупнению мелких хозяйств со всеми вытекающими – ростом производительности, товарных объемов, качества продукции и прочего.
– В чем основные плюсы республиканской антикризисной программы?
– Их несколько.
Кратное расширение налогооблагаемой базы – раз. Легализация сотен, если не больше, предпринимателей – два.
Создание новых рабочих мест вместо сокращения – три. Снижение если не фактической безработицы, то хотя бы официальных показателей – четыре. Вовлечение в малый бизнес новых сил – пять.
Стратегическим результатом, на который мы все очень рассчитываем – перестроения в структуре сегодняшней экономики республики.
Конечно, пока Тува остается без железной дороги, о кардинальных изменениях говорить не приходится. Но обозначить их контуры мы постараемся с помощью антикризисных мер.
Хотеть и уметь работать
– Посещая районы Тувы, видите ли вы людей, которые реально могут «потянуть» малый и средний бизнес?
– Конечно. Например, в Бай-Хааке встречался с индивидуальным предпринимателем Анатолием Журавским, бывшим геодезистом.
В 2000 году он открыл в селе пилораму. Местное население предпочитает именно продукцию Журавского – привлекает качество. В прошлом году из его пиломатериалов возведено три дома.
Имеет также шиномонтажную мастерскую, занимается реализацией стройматериалов. Получил кредит в 100 тысяч рублей в районной администрации. Сейчас ему необходимы дополнительные средства для того, чтобы создать законченный цикл производства – докупить технику.
Я предложил ему подумать над тем, какую форму поддержки он желает получить от государства. Обещали оказать ему помощь, но с одним главным условием: должен трудоустроить на своем предприятии до пяти безработных.
На днях встретимся и обсудим детали, Анатолий должен подойти со своими расчетами. Именно такие предприимчивые и ответственные люди, как он, будут пользоваться государственной поддержкой.
Такие люди не просто просят денег, а сначала все взвешивают, просчитывают и только потом принимают решения. И работают. Так поступают настоящие предприниматели.
– А люди, которые желают с нуля открыть дело могут рассчитывать на кредиты?
– Да. Опять же в Бай-Хааке познакомился с семьей Монгушей. У Долааны и Мергена пятеро детишек.
Она работает техничкой в местном отделении Пенсионного фонда, он – кочегаром. Молодые, энергичные.
Получили кредит на личное подсобное хозяйство, оформили ипотеку. Часть ипотеки погасили за счет материнского капитала, другая часть капитала будет направлена на обучение старшего сына, который учится сейчас в десятом классе.
В личном подсобном хозяйстве – коровы, свиньи. Традиционно занимаются огородничеством. В планах – активное садоводство.
С таким подходом к делу, по словам Долааны, вполне можно обеспечить достойную жизнь себе и своим детям. С этой семьи можно брать пример.
Главное – хотеть и уметь работать. И я верю, что таких энергичных и предприимчивых людей в нашей Туве очень много.
Фото Виталия Шайфулина
Фото: 1. Выход – есть! Анатолий Журавский из Бай-Хаака – хозяин пилорамы и своей жизни.
2. Главное – уметь работать. Шолбан Кара-оол в гостях у многодетной семьи Долааны и Мергена Монгушей (справа). Рядом председатель администрации Тандинского района Сергей Ондар, зампредседатель по социальной политике Людмила Хаджиева. Село Бай-Хаак, 2 апреля 2009 года.