В Кызыле вот уже несколько дней планомерно и в массовом порядке уничтожают собак. Методы – шокируют.
Первые трупы четвероногих хвостатых видели я и мои знакомые в субботу, 16 февраля. У всех погибших животных была видна пена из носа и рта. Возмущению не было предела, когда только в одном месте было обнаружено сразу пять мертвых собак, причем двое из них были в ошейниках. Некоторые так и лежат, убирать трупы не спешат.
Хозяин одной из погибших таким образом собак мой знакомый, Сергей Копанев. Его лайка постоянно сидела на цепи, что могут подтвердить многочисленные свидетели. Обращение Копанева с вопросом о травле собак в муниципальное унитарное предприятие «Бытмашсервис» не принесло никаких результатов, в службе его заверили, что этим не занимаются. Также ничего не знал о происходящем и дежурный МЧС, куда звонил Копанев, и где его звонок был зарегистрирован.
Для того, чтобы перетравить столько собак в нашем городе, наверняка потребовался не один килограмм ядохимикатов.
Страшно было при мысли, что отрава в огромном количестве находится в руках неустановленных лиц. Но данный факт не вызвал беспокойства в «Роспотребнадзоре», куда я звонила, чем вызвала полное недоумение у принявшего звонок специалиста. Тем не менее, в «Роспотребнадзоре» был дан конкретный ответ, что вопросами массового отравления собак они не занимаются, занимаются только людьми, и звонить по данному вопросу надо в ветслужбу.
Обращение в милицию тоже не дало результата: дежурный «02» ответил, что собак, скорее всего, сразила какая-то болезнь. Но какая болезнь может развиться столь стремительно, что в течение 1,5-2 часов привести к летальному исходу, и именно после того, как собачка съела «угощение»?
И ведь не факт, что умершие в мучениях животные являются именно бездомными. Травят всех подряд, и с ошейниками, и без них, и свободно прогуливающихся, и сидящих на цепи во дворе.
Почему хозяева погибших любимцев молчат? Одно из двух – либо они им были так «дороги», либо просто не хочется заниматься этим вопросом. Боятся быть смешными и непонятыми в глазах других людей. Происходящее видят дети. Какой урок преподносится им? Вот они – истоки нашей доброты.
Существуют Федеральные законы «О защите животных от жестокого обращения», «О животном мире», согласно которым в том числе, регулируется численность бездомных животных путем биостерилизации, допускается применение эвтаназии.
Применение негуманных методов, таких как болезненные инъекции, отравления ядами – запрещены! Применение их это жестокое обращение с животными, подпадающее под статью 245 УК РФ.
Термин «бродячие животные» применим лишь к тем, кто обитает не менее чем за 200 метров от населенного пункта. Кто-нибудь видел за 200 метров от нашего города собак и кошек? Считается ли собака бездомной, если у нее есть хозяин, но он ее просто не кормит, вот и бегают такие собаки по нашим помойкам. Какие меры принимаются в отношении таких нерадивых хозяев?
Только 20 февраля, наконец, стало известно, что ликвидацией животных занимается все-таки «Бытмашсервис», куда я позвонила, и где получила утвердительный ответ. А директор данного предприятия, Мерген Манын-оол, просто бросил трубку, узнав, по какому вопросу поступил звонок.
Почему горожан не предупредили заранее о готовящейся акции? Для чего скрывали информацию, о том, какие препараты и методы применяются? Почему сразу же не убирались трупы погибших животных? Каким образом они утилизируются? Население имеет право знать, речь о нашей безопасности.
Неужели городские власти не могут найти грамотное, а главное – гуманное решение этой проблемы?
Этим должна заняться прокуратура. Будет больше порядка.
Надежда КИРОВА,
сотрудник тувинского института
комплексного освоения природных ресурсов,
г. Кызыл
КОММЕНТАРИЙ. Мы обратились за комментарием к директору МУП «Бытмашсервис» Мергену Манын-оолу, который отверг предположение об участии своей службы в травле собак:
«Мы действительно занимаемся вопросом регулирования численности бродячих собак в городе. Но для этого мы пригласили в Кызыл специалиста из Саяногорска.
Это ветеринарный врач Юрий Ерохин, имеющий лицензию на усыпление животных, он работает и в других городах Сибири. В Кызыле он уже работал в прошлые годы. Использует не отраву, а специализированное ружье с усыпляющими ампулами.
Пока что к работе Ерохин не приступал. Оплата будет сдельная, по факту выполненного. Так что оставить животных валяться по городу он не сможет, а должен будет привезти для утилизации к скотомогильнику в Каа-Хемском районе.
Что касается проблемы с бродячими собаками, во многом это вина людей. Некоторые выкидывают на улицу надоевшую собаку, и она пополняет число уличных. Многим учреждениям, прежде всего, школам и детским садам, давно следует установить плотно закрывающиеся контейнеры для мусора, чтобы не делать из него источник пищи для собак. В жилых домах сложно, но в учреждениях вполне возможно проследить, чтобы на территории была чистота, не было доступа собак к остаткам пищи. Животные не живут там, где нет еды».
Кто же все-таки травит собак в Кызыле? Мерген Манын-оол лишь предположил, что кто-то из горожан решил таким образом поквитаться с четвероногими за что-то. Но ведь в таком случае эта проблема действительно требует внимания властей и правоохранительных органов.
Фото Надежды Антуфьевой