Бронзовому всаднику «Укротитель» по улице Кочетова, который уже несколько лет является предметом для фотосессий приезжих и местом для игр местной детворы, теперь есть что «охранять». В канун Шагаа, 7 февраля, прошла торжественная официальная сдача «под ключ» здания Национального музея Республики Тыва. Уже на следующий день его посетило более тысячи человек. Всем, кто пришел, хотелось наконец узнать, что скрывали за собой стены одного из эпохальных долгостроев республики
Как это часто и бывает, к открытию пришлось готовиться в урезанные сроки.
Экспозиции в новом здании сотрудники музея подготовили за две недели. За это время увеличили со старых негативов архивные фотографии, подчистили и отреставрировали экспонаты. Приглашенные из Абакана специалисты установили на безликих ранее стенах здания вывески: «Национальный музей Республики Тыва».
За две недели к работе были подготовлены только два этажа здания. На первом этаже – рабочие помещения и зал для приезжающих выставок. На втором разместились экспозиции «В единстве с природой», буддизма и православия, шаманизма, изобразительного искусства, материальной культуры тувинцев и предметов скифского времени.
В последнем выставлены предметы из кургана «Аржаан-1». Более известные находки скифского времени – царские украшения из кургана «Аржаан-2» сейчас находятся на выставке в Мюнхене. Европейские страны выстраиваются в очередь за правом лицезреть археологические находки из Тувы. А в Тувинском Национальном музее пока можно увидеть лишь фотографии знаменитых царских украшений скифского времени.
Только внутри здания становится ясен замысел архитектора: в строение без окон свет падает сверху. При этом внутри помещения достаточно светло.
В трехэтажном здании, помимо выставочных залов, есть конференц-зал на 130 мест, читальный зал с библиотекой, куда музейные сотрудники намерены перевезти раритетные литературные и периодические издания и буфет. Кроме того, для перевозки объемных экспонатов предусмотрен грузовой лифт.
Но даже новое здание не вместит всех накопленных Национальным музеем экспонатов. По словам заведующей отделом истории музея Шончалай Ондар, при всем желании удастся выставить лишь треть имеющихся в старом здании предметов. Однако по сравнению с прошлым это явный прогресс: в «Алдан-Маадыре» было выставлено всего восемь процентов экспонатов. Все остальное годами, а то и десятилетиями было скрыто в хранилищах.
Так, в новом здании, наконец, вывешены картины русских художников, среди которых имеются подлинники Ивана Шишкина и Ивана Айвазовского, выставлены работы тувинских художников, в том числе и современных. В марте на третьем этаже должна появиться отдельная экспозиция рисунков Нади Рушевой, которые были переданы в дар «Алдан-Маадыру» музеем имени А. С. Пушкина в Москве.
Из старого здания в новое уже «переехали» предметы шаманизма, буддизма и православия, тувинского быта, представители фауны Тувы.
Редкая коллекция чучел животных Тувы сделана руками известного таксидермиста Ивана Путинцева. Есть несколько уникальных, по оценкам специалистов других музеев, предметов: плащаница, расшитая золотом, метеорит Чинге, одежда и атрибутика шаманов и буддийских лам.
Некоторые посетители, побывавшие в новом музее, были слегка разочарованы: выставлено мало. Однако это на беглый взгляд. Для специалистов и заинтересованных каждый предмет скрывает целый пласт истории и культуры.
Так, по предметам быта, по словам заведующая отделом истории музея Шончалай Ондар, легко можно было определить благосостояние их хозяев. По украшениям, кисетам, табакеркам она, как специалист, «читает»:
«Бусы из коралла были одним из обязательных предметов в доме: считалось, что если в доме есть украшения из коралла или нефрита, в семье есть достаток. Даже невзирая на бедность, каждая семья стремилась приобрести своей невесте на свадьбу такие украшения. А вот по кисету для табака у женщины любой мог понять, насколько она умелая мастерица – в зависимости от того, как был украшен кисет».
В новом здании музея удалось выставить традиционные тувинские украшения из металла, которые демонстрировались достаточно редко: лишь при тематических экспозициях. Между тем, рисунки, которые в прежние времена выковывали кузнецы на металлических предметах, были настолько оригинальными, что сейчас студенты Кызылского училища искусств, школьники и современные мастера по металлу приходят в музей, чтобы скопировать их.
Но большая часть экспонатов по-прежнему скрыта в хранилищах музея, дожидаясь переезда.
Впервые Национальный музей уже «открывали» в 2004 году – к юбилеям Кызыла и вхождения Тувы в состав России.
Но – как открыли, так и закрыли: строительство с переменным успехом еще продолжалось. На сей раз закрываться музей не собирается, хотя публичная сдача и не означает полного завершения всех работ. Установлены расценки на посещение музея: входной билет для взрослого стоит 100 рублей, для студентов, школьников и пенсионеров предусмотрены скидки. За фото- и видеосъемку в новом музее также придется заплатить: 200 и 400 рублей соответственно.
В здании еще предстоит закончить отделку цокольного этажа – там будут размещены фонды музея. В хранилище подводят отопление и вентиляцию – для того, чтобы экспонаты содержались при необходимой влажности и температуре. После завершения работ еще предстоит сушка и проветривание помещения, и только после этого будут перевозиться на хранение фонды. Так что полностью «переехать» музей планирует лишь летом.
Вокруг нового здания музея будет установлена ограда – для того, чтобы территория хранилища национальной истории и культуры не была проходным двором с протоптанным по газонам дорожками и местом для выгула собак. А старое здание, признанное объектом исторического наследия, будет отведено Центру традиционной тувинской культуры.
Фото Виталия Шайфулина
Подписи к фото:
1. В новом музее впервые выставлены редкие картины русских и зарубежных художников прошлых столетий.
2. Перед открытием. Художник Валерий Елизаров помогает развешивать в новом здании архивные фотографии Владимира Ермолаева.
3. Шолбан Кара-оол и Лариса Шойгу: «Так вот ты какая, тувинская лошадь!».
4. Зал «В единстве с природой». Теперь зверюшкам стало просторно.