«Тува между прошлым и будущим» – книга, которую мы ждали
Публикации Чимизы Ламажаа (Даргын-оол) всегда вызывали неподдельный интерес. Помню, как в разгар политического кризиса 2006-2007 годов в газете «Центр Азии» появилась ее большая статья о политических кланах в Туве, и как пример – о клановости в действующем руководстве республики. Это было очень смело и научно убедительно. Газету расхватывали, читали и, надо надеяться – осмысливали.
И вот – новый материал для осмысления: в ноябре 2008 года в Москве, в издательстве «Восход-А» вышла научная монография. Автор – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, член Союза журналистов России Чимиза Ламажаа назвала свою книгу «Тува между прошлым и будущим».
Монография «Тува между прошлым и будущим» посвящена социальной истории Тувы, и она резко отличается от всего, что мы имеем по истории республики.
Одно оглавление уже вызывает большой интерес: тувинский национальный характер, политическая культура тувинцев, возможна ли модернизация Тувы, поколения в тувинском обществе и др.
Безусловно, это издание – новое научное слово в Туве. Возможно, с этим утверждением будут спорить, но мне лично интересно, когда работы подобного рода выходят за рамки научного академизма и написаны интересным, живым языком.
Многие ученые отмечают новаторство научного труда Чимизы Ламажаа – теорию модернизации, которая позволяет по иному взглянуть на исторические, социальные, культурные и общественные процессы в республике. Даже предлагаемая хронология истории Тувы совершенно иная. Ее суть отражена в названии монографии: прошлое, настоящее и будущее.
Оценивать научную значимость монографии будут ученые-коллеги Ч. Ламажаа. Тех, кто просто интересуется историей и современными процессами Тувы, привлекает уже то, что автор на основе теории модернизации общества пытается ответить на вопросы, которые мучают многих из нас: что мы хотим? какой должна быть Тува? что это значит – современная Тува?
оиски себя между прошлым и будущим проходят в дискуссиях: нужна ли нам железная дорога, что развивать – сельское хозяйство или промышленность, как сохранить тувинский язык и как научить говорить на русском…
Легче всего сказать, что нужна золотая середина. Но где это середина? И что надо конкретно сделать для того, чтобы вписаться в современные мировые процессы, сохранив собственную культуру. Мы увлеченно говорим о «Засаянье» и тувинском времени и, тем не менее, понимаем умом, что должны вписать свое время в общемировой ритм.
Импонирует то, что Чимиза Ламажаа не ограничивается только ролью стороннего наблюдателя. Она предлагает свои сценарии модернизации, главный смысл которых состоит в том, что недостаточно модернизировать только экономику, забыв о трансформации культурного потенциала. И приводит меткое выражение своего учителя – доктора философских наук В. Федотовой: «Традиционная культура, выброшенная в окно, возвращается в дверь».
Нельзя ориентироваться исключительно на экономическое развитие, в котором экономика становится целью, а человеческая жизнь – средством. Процветание должно основываться на обратной формуле: человеческая жизнь – цель, экономика – средство.
И я согласна с этим полностью. Можно провозгласить: нас ждут новые экономические горизонты, мы пойдем к ним. Но с чем пойдем? Со старыми идеями и на старых костылях? С ущербной психологией дотационщиков мы никогда не дойдем до светлого будущего.
«… необходимо избавиться от самой главной проблемы – дотационности. Причем, не сырьевым путем, а путем социальной мобилизации». Именно поэтому в своей монографии Чимиза Ламажаа отдельно выделяет такие темы, как «дефицит оптимизма», «успех по-тувински», «первое поколение XXI века».
«Решение проблемы модернизации республики остается ее собственным делом. Никто за Туву его не выполнит. Вместо факторов внешних следует обратить пристальное внимание на факторы внутренние – на социальный, человеческий капитал преобразований», – пишет Ч. Ламажаа.
Важно то, насколько эти мысли воспримут представители власти. С политической культурой, как показывает жизнь, у нас большие проблемы.
Как отметила автор, «собственно сама Тува, ее общество, ее политические силы в кризисе 2007 года показали неспособность решить проблемы противостояния соперничающих группировок самостоятельно. Кризис был разрешен только благодаря федеральной власти». Политическое обострение 2008 года идет по этому же сценарию.
Если оценки Чимизы Ламажаа современных процессов вызывают уважение своей объективностью, я бы даже сказала смелостью, то анализ исторического прошлого интересен новизной. Нет привычной нам робости в оценках, которая присутствует в большинстве исторических трудов. «Культурная травма» – это о советском периоде, здесь и последствия перехода на оседлый образ жизни, поколенческий разрыв, школьные интернаты.
«Новое средневековье Тувы» – это о тяжелых девяностых. «В Туве это выразилось в возвращении патриархальности, преобладании тактики семейного выживания, а также актуализации родоплеменных связей в превращенной форме – в клановости, в том числе во власти».
Что может спасти Туву? Грешно, конечно, настолько упрощать научные выводы Чимизы Ламажаа, но если кратко – культура.
С этим трудно спорить, несмотря на то, что это может показаться, по признанию самого автора, чересчур идеалистичным. Именно культура рассматривается в монографии, как этномобилизующий фактор и производительная сила модернизации.
«Тувинская культура, даже прошедшая драматический путь трансформации в XX веке, содержит в себе значительный потенциал для успешной модернизации общества с сохранением культурной идентичности. При умелой социальной политике, проводящей в жизнь нормальное восприятие своей тувинской культуры, в региональном социуме можно утверждать толерантность к другим культурам».
Очень информативны в монографии портреты исторических деятелей – Буяна-Бадыргы, Салчака Токи, Григория Ширшина, Шериг-оола Ооржака, что делает труд отличным биографическим источником.
Автор попыталась выяснить: насколько тувинские родовые страсти руководили деятельностью этих политиков, какой была клановость во власти Тувы в разные периоды ХХ века. Она описала и стиль управления каждого из руководителей республики, и кадровую политику, и чем занимались члены их семей.
И еще одна важная деталь – монография Чимизы Ламажаа историографична. То есть в ней обзорно представлен большой круг научных трудов по широкому кругу проблем социальной философии, истории, культурологии.
И самый большой интерес вызывают имена тувинских ученых. К сожалению, мы не так много знаем о научных трудах современных ученых: Н. Моллерова, З. Анайбан, А. Кужугет, Н. Ондара, З. Кыргыс, В. Сузукей и многих других, чьи научные выводы широко представлены Чимизой Ламажаа в своей монографии.
Не будет преувеличением сказать, что монография «Тува: между прошлым и будущим» – это книга, которую мы ждали.
Она вышла именно в тот момент, когда в суете различных передряг и нашей не очень успешной жизни у нас возникает желание понять: что не так?
От редакции.
В Кызыле прочитать книгу Чимизы Ламажаа «Тува между прошлым и будущим» можно в Национальной библиотеке имени А. Пушкина, библиотеках Тувинского института гуманитарных исследований и Национального музея.
А в Москве Российская книжная палата распределяет книги для центральных библиотек.
Можно провозгласить: нас ждут новые экономические горизонты, мы пойдем к ним. Но с чем пойдем? Со старыми идеями и на старых костылях?
С ущербной психологией дотационщиков мы никогда не дойдем до светлого будущего.