газета «Центр Азии» №5 (8 — 15 февраля 2008)
Власть и общество

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

8 февраля 2008 г.

Вот уже два года Тува вместе со страной живет в национальных проектах.Процесс погружения, а поначалу и просто привыкания к длинному сочетанию «приоритетные национальные проекты» был непростым. Разъяснение сути новых проектов, возведенных в ранг национальной идеи, сводилось к главной цели – в казенных формулировках «повысить качество жизни», а простыми словами – сделать жизнь людей лучше.Народ окунули в нацпроекты административно-волевым методом. Другим способом это было бы невозможно.И сегодня, когда звучат претензии, что не все в них было продумано, часть из них принимается. Но есть и понимание, что «продумывание» в нашей большой стране могло реально растянуться на десятилетия, погрязнув в бумаготворчестве, бесконечных обменах мнениями, в которых с переменным успехом на страницах газет всплывали бы идеологи разных, а зачастую полярных точек зрения.

О процессе вызревания национальных проектов известно немного. Лишь имя главного закоперщика – Дмитрий Медведев. Да скупые официальные документы – распоряжения и указы Президента России о деятельности созданного Совета по реализации приоритетных национальных проектов.

С 2006 года нацпроекты открылись «по полной». В регионы пошли инструкции, оборудование, деньги. В Сети появился сайт www.rost.ru с полной информацией, куда, кто, зачем, для чего и с таким очень западным разделом – «Наиболее часто задаваемые вопросы», без которого не обходится ни один иностранный Интернет-ресурс.

В новостной ленте сайта в режиме нон-стоп – информация о приоритетных национальных проектах из регионов. Тува там мелькает время от времени в числе стабильных середнячков. По «Образованию» – со смещением к лидерам, а по «Доступному и комфортному жилью» – к аутсайдерам.

Помимо оценок «сверху» (Москва, СФО) республика пытается сама разобраться: что удалось, что нет, и почему. Итогам реализации четырех нацпроектов в Туве 29 января было посвящено расширенное заседание правительства. На нем доклады, вопросы, анализ, споры, выводы.

ПОДДЕРЖКА АПК

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВНацпроектные инъекции в тувинское село привели к незначительным переменам. Есть рост поголовья скота! Скачущие до этого времени цифры – резкий взлет поголовья скота в 2005 году, не менее резкое падение в 2006 году – сейчас стабилизировались.

Но нет, казалось бы, естественного роста производства мяса. Видимо, идет процесс накопления.

Из перевыполненных показателей – 940 молодых специалистов на селе (по плану 922) улучшили свои жилищные условия за счет ввода 46,3 тысяч квадратных метров жилья. На эти цели в Туве из федерального бюджета выделено 113 миллионов рублей, из республиканского – 6 миллионов. Каждый муниципалитет решал эту проблему по-своему. В Танды, например, районные власти софинансировали проект.

Наиболее хорошо освоенное направление – кредитные ресурсы. За два года Тувинским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» выдано 8360 кредитов на сумму 1 миллиард 766 миллионов рублей на льготных условиях – под 14% годовых на два года с отсрочкой.

Личные подсобные хозяйства в среднем получили по 183 тысячи рублей. Оформлено 79 кредитов сроком на 5 лет на сумму 99,6 миллионов рублей, из них сельхозпредприятиями – 8 кредитов на сумму 9,4 миллиона рублей.

Кредиты брали на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (34,5 миллиона рублей), на строительство и реконструкцию животноводческих помещений (46,2 миллиона рублей), на покупку племенного скота (15,7 миллиона рублей).

Ущемленными оказались юридические лица, которым в отличие от «личников», кредиты выдавались со скрипом. Многие действующие сельхозпредприятия так и не смогли «набрать» залог, или же неподъемным оказался многотысячный первичный взнос. По этой причине, в частности, не удалось привлечь долгосрочные восьмилетние кредиты.

В спешном порядке два года назад начали создаваться сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Из имеющихся на сегодня полутора сотен кооперативов реально работают 20.

Кредитная история как Тувы в целом, так и отдельных хозяйств в частности, увы, не безупречна. На памяти овчинно-шубная фабрика, проглотившая иностранный Гермесовский кредит под гарантии Правительства Российской Федерации, который спустя годы, в конце 2006 года в объеме 575 миллионов рублей был с республики все же взыскан. В бюджете тогда образовалась солидная «дыра», закрывали которую долго и сложно.

Гарантировать, что все взятые за два прошедших года сельхозкредиты работают исключительно на заявленные аграрные цели, а не ушли на машины и квартиры, сегодня ни муниципальные власти, ни Минсельхоз, ни банк, выдавший средства, не могут.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВУвы, в погоне за плановыми цифрами, обеспечить очень жесткий контроль за целевым расходованием средств возможности не было. В этом, возможно, один из главных минусов нацпроектов – порою завышенные планы, тонны бумажной отчетности, отсутствие качественной оценки пошаговой реализации.

Сегодня вопросы целевого использования кредитов по нацпроекту АПК на особом контроле в прокуратуре и ОБЭП, сообщает министр сельского хозяйства Валентин Ендан.

«Ежовые рукавицы» получатели кредитов должны почувствовать с нынешнего, 2008 года, начала работы государственной программы, в которую трансформируется нацпроект «Поддержка АПК». Она предусматривает жесткий контроль и учет.

На уровне республики госпрограмма будет реализована в рамках республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», разработанной Минсельхозом.

Этот серьезный документ должен в идеале обеспечить заявленную Правительством республики в апреле 2007 года приоритетность сельского хозяйства. В нем заложена поддержка сельхозпроизводителей, тех самых точек роста, которые должны обеспечить стабильный подъем сельского хозяйства.

Цена «сельхозпятилетки» составляет более 8 миллиардов рублей. На выполнение программы в 2008 году заложено 1,3 миллиарда рублей, из них 342 миллиона выделяет федеральный бюджет, 200 миллионов – республиканский, остальные 770 миллионов – это внебюджетные средства, в основном заемные.

Сами аграрии осторожно замечают, что в сельском хозяйстве рассчитывать на моментальную отдачу вложенных средств не стоит. Почувствовать реальные перемены на селе можно будет через 3-5 лет.

СОВРЕМЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВЗакрытые кабинеты участковых врачей и практика, когда один врач обслуживал два участка, уходят в Лету.

Вместе с «путинскими» доплатами врачи, предпочитавшие беготне по участку более стабильную и спокойную жизнь в стационаре, постепенно возвращаются из больниц в поликлиники.

Укомплектованное и сытое (средняя заработная плата участковых врачей по республике – 25700 рублей, медсестер – 17300 рублей) первичное звено системы здравоохранения призвано обнаружить болезнь на ранней стадии, а еще лучше не допустить заболевания. У этого звена прибавилось и писанины – «путинские» доплаты нужно обеспечить бумажной отчетностью.

Почти всереспубликанский медосмотр, а республика взяла по непонятным причинам завышенные обязательства – диспансеризацией в 2007 году должны были быть охвачены 33263 человека – прошли только 19527 человек (58,7% ). Из них практически здоровыми признаны 30% – 5832 человека, почти половина отправлена на дополнительное обследование.

После страшилок времен перестройки о вреде прививок общество, наконец, приходит к пониманию пользы вакцинации. Спасибо и нацпроекту в том числе.

С 2006 года в Туве проводится дополнительная иммунизация населения против вирусного гепатита «В», полиомиелита, гриппа и краснухи. Как результат: случаев краснухи и полиомиелита не зарегистрировано вообще, заболеваемость гепатитом «В» («В» в отличие от гепатита «А» ведет к инвалидности) снизилась на 46,8% . Республика пережила зиму без вспышек гриппа.

Нацпроект «Качественное здравоохранение» – самый затратный, самый дорогостоящий из всех четырех нацпроектов.

Провести за два года почти полное техническое перевооружение лечебных учреждений Тувы республике в одиночку было бы не под силу. Акцент сделан на поликлиники, станции скорой помощи и родовые отделения больниц. Пришла ценнейшая диагностическая аппаратура: 64 единицы медицинского оборудования на сумму 49,1 миллиона рублей из федерального бюджета, 141 единица на 11,643 миллиона рублей из республиканского и 49 единиц на сумму 1миллион 645 тысяч рублей из муниципального бюджета. Еще на 17 автомашин прирос медицинский автопарк.

Здорово! Правда, иногда для прибывающего по целевым федеральным поставкам оборудования не всегда удавалось обустроить подходящее помещение (проблемы возникали в отдельных районах), найти обученного специалиста (опять же в районах), обеспечить дорогие расходные материалы, не заложенные в бюджетах.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВУнифицированный подход по нацпроектам в масштабах всей страны не всегда срабатывает. То, что хорошо Москве и Санкт-Петербургу, не совсем подходит глубинке. Да и глубинка глубинке рознь.

Демографические проблемы, переживаемые страной, в Туве проблемой не являются. Традиционно высокая в республике рождаемость, простимулированная материнским капиталом, увеличилась на 25 процентов и теперь превышает среднероссийский показатель в два раза. Смертность уменьшилась на 10 процентов, естественный прирост соответственно увеличился почти в два раза (точнее в 1,9 раза).

Самый главный показатель индекса жизни и качества системы здравоохранения – младенческая и материнская смертность. Здесь у нас позитивная динамика: младенческая смертность уменьшилась на 3,5%, материнская смертность уменьшилась на 12, 8 %

При этом в Туве сохраняется очень высокий уровень госпитализации –35 человек из каждых ста, обратившихся за медицинской помощью, направляются на лечение в больницы. Средний показатель по России – 21. И вызвано это не столько повышенной заболеваемостью населения республики, сколько перекосами в коечном фонде.

Обеспеченность больничными койками в Туве – 140 на 10000 населения (по России – 98). Больничные койки, в свою очередь, «требуют» больных. И даже если эти больные не нуждаются в круглосуточном уходе, больница заинтересована такого больного получить, чтобы койка «не простаивала». Такая уродливая взаимозависимость.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВПопытки разрубить этот гордиев узел предпринимались неоднократно. Но математика здесь не всегда подходит. Больница в сельских районах Тувы несет в себе еще и социальную нагрузку. Это стабильные рабочие места. Поэтому в конце осени глава республики поручил Минздраву с участием Минэкономики провести комплексный анализ системы здравоохранения и предложить меры по модернизации здравоохранения Тувы.

Первые итоги анализа, проведенного экономическим ведомством, неутешительны. Для иллюстрации только одна цифра: в Тес-Хемском районе больничный фонд в 85 коек обслуживают 262 сотрудника!

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Один из самых благополучных нацпроектов в Туве – «Образование». У сегодняшнего благополучия – корневая основа.

Талантливые школьники Тувы всегда с блеском защищали и защищают честь республики на самых разных олимпиадах. Особенно успешны они в теоретических дисциплинах, а вот там, где были нужны, к примеру, практические навыки в проведении химических или физических опытов, отставали. По вполне объективным причинам. Материальная база не та.

С нацпроектами в Туву массовым потоком идут школьные кабинеты – 70 штук за 2007 год. А совсем недавно республика получала один-два кабинета в год.

15 лучших школ республики получили по одному миллиону рублей господдержки из федерального бюджета. А еще четыре учебных заведения, в числе которых и одно профтехучилище, получили по одному миллиону рублей из республиканской казны, как победители конкурса на Гранты Председателя Правительства республики. В 2006 году сумма республиканского гранта по нацпроекту «Образование» была в 10 раз меньше – 100 тысяч рублей.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВУговаривать участвовать в конкурсе уже не приходится. И это несмотря на вал отчетности за миллион. В 2007 году заявки на участие в конкурсе подали уже 153 учителя, из них 62 % – сельские.

У нацпроекта, который мы привыкли «считать» выделенными школьными кабинетами, автобусами, грантами, в Туве есть другой главный итог – поступаемость выпускников школ республики в вузы выросла на пять процентов (в сравнении с 2006 годом), в средние учебные заведения – на 4,5%.

Самое интересное, что по этому показателю следом за безусловным лидером – Кызылом – следует приграничный Овюрский район. Это к вопросу о том, как точно овюрцы понимают точки роста и сознательно вкладываются именно в образование.

Еще только планируемая в здравоохранении перспектива модернизации в образовании стартует в сентябре нынешнего года.

ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВВ истории нашей страны уже были попытки глобального решения жилищного вопроса. Памятны и однообразные панельные районы, и слово «хрущоба», претендующее на место в толковом словаре русского языка.

Не забылись и амбиции первого Президента СССР Михаила Горбачева решить «квартирный вопрос» к 2000 году. Его программу «Жилище-2000» в народе метко переименовали в «Жулище».

Планы молодого российского руководства сделать жилье комфортным и доступным реализуются труднее других нацпроектов. По всей России. Тува не исключение.

В центре Азии к общероссийским проблемам – стремительному росту цен на стройматериалы и цен на жилье (в Туве цена квадратного метра перевалила за 20 тысяч рублей) – добавляются местечковые болячки: огромный энергодефицит, не позволяющий приступать к строительству новых объектов; отсутствие собственной строительной базы (развалена в годы перестройки, теперь каждый кирпич завозится), отсутствие крупных инвесторов, которые могли бы самостоятельно вести строительство жилых домов для последующей продажи.

В абсолютных цифрах Минстрой Тувы с программой-минимумом, определенной республике на 2007 год Росстроем, – ввести 29 тысяч квадратных метров жилья – справился. Даже перевыполнил. Фактически сдано 33 тысячи квадратных метров, это больше, чем в 2006 году. Топоры стучат по всей республике. В районах идет активное строительство.

Но проблему это точно не решает. С учетом нынешнего бэби-бума квартирный вопрос в Туве только обостряется. С петицией помочь решить жилищную проблему к главе республики обратилось уже более 1200 человек. А квартир сдаются единицы.

И если средний класс еще может решить эту проблему покупкой квартиры на рынке вторичного жилья за счет ипотечного кредита (в 2007 году выдано 352 ипотечных займа на сумму 376 миллионов 70 тысяч 500 рублей, это больше в 1,62 раза уровня 2006 года), то социально-незащищенным слоям населения такой кредит заказан. И рассчитывать они могут только на государство – на жилье по социальному найму.

Выход? Искать инвесторов. Модернизировать существующие энергомощности. Строить жилье. Разное. Для самых разных категорий населения. Вести дорогую малоэтажную застройку и возводить относительно недорогие монолитные дома по новым технологиям.

Давать людям возможность самим строить жилье. Муниципалитетам готовить для этого сформированные, оборудованные коммунальной инфраструктурой земельные участки, а не продавать голую землю, как это было сделано раньше в поселке «Спутник» в Кызыле.

Иметь градостроительные планы (в Кызыле градостроительный план не пересматривался с 1998 года) и в местных администрациях толковых специалистов по градостроительству. А это уже страховка от хаотичной и уродливой застройки города, гарантия, что решением какого-либо чиновника пивные ларьки и киоски не вырастут по соседству со школами и детскими садами.

ПОПЫТКА ВЛАСТИ ДОЙТИ ДО КАЖДОГО

Нацпроекты в любом случае – это не отложенная на завтра, а предпринятая сегодня попытка власти «дойти до каждого». Напрямую.

Изменить то, что и дает наше ощущение жизни по шкале «удалась-не удалась». Хороший уютный дом, добротное образование и перспективная профессия, здоровый дух в здоровом теле. Плюс определяющая для бескрайних просторов нашей страны жизнь людей от земли, тех, кто сеет зерно, выращивает скот, кто кормит и одевает амбициозную армию россиян.

«Все эти инициативы – и национальные проекты, и последний демографический проект – это, по сути, наш большой "инвестиционный проект" в положение человека, на который мы возлагаем большие надежды, – это о нацпроектах устами власти, точнее Дмитрия Медведева. – Мы рассчитываем, что личность начнет переходить из категории объектов вложения в самостоятельные, активные субъекты экономики и общества в целом. Что сами люди начнут быть заинтересованными во вложении своих ресурсов в самореализацию. В себя и в своих детей».

Фото Виталия Шайфулина

Подписи к фото:

1. Александр Куулар, председатель администрации Овюрского кожууна: «Темпы темпами, а кто оценит объемы?» В Овюре за год поголовье МРС достигло 123 тысяч.

2. Валентин Ендан, министр сельского хозяйства: «Ожидать отдачу от вложенных в сельское хозяйство средств можно через 3-4 года».

3. Владислав Ховалыг, министр имущественных отношений, и Александр Гришеленок, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства: ну, что у нас там получилось в итоге?

4. Сергей Тен, первый вице-премьер: «А когда Минздрав последует примеру Минобразования и представит программу модернизации здравоохранения?»

5. Александр Ооржак, министр здравоохранения: «Необходимо приводить коечный фонд Тувы в соответствие с общероссийскими стандартами»

6. Михаил Монгуш, глава администрации Бай-Тайгинского кожууна: в Бай-Тайге активно стучат топоры, народ строится.

7. И.о. мэра Кызыла Роберт Доржу: в Кызыле самая главная проблема – жилье.

ДИНА ОЮН
http://www.centerasia.ru/issue/2008/5/857-osobennosti_nacionalnykh_proektov.html