газета «Центр Азии»

Вторник, 10 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2008 >ЦА №47 >Раскрыть сердце до размеров вселенной

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Daddy . Урологические прокладки женские

Раскрыть сердце до размеров вселенной

Люди Центра Азии ЦА №47 (28 ноября — 4 декабря 2008)

Раскрыть сердце до размеров вселеннойОт его голоса не рушатся стены, не рвутся ушные перепонки и не падают замертво птицы. Однако его пение вызывает мурашки по коже и погружает в волны звуковой энергии.

В ноябре 2008 года на фестивале «Дружба народов – единство России» в Москве он получил неформальное звание – самый колоритный исполнитель. Так назвали тувинского хоомейжи сами участники всероссийского гала-концерта дружбы.

Омак Ооржак – хоомейжи, исполнитель горлового пения. Ему тридцать лет, полжизни он поет хоомей, который передали ему по наследству деды.

ГОРНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

– Омак, расскажи, пожалуйста, где ты учился горловому пению?

– В Кара-Хольской горной консерватории. Я ее выпускник. Первые уроки проходили так: прячась от людей, уходил в одиночестве в горы – пасти овец. На пастбище заводил песни, и голос отдавался эхом через горные хребты.

А потом поехало: во время летних каникул с братьями с утра уходили на простор – к дедушке, пасти скот на летнике, и там пели хором. Пели популярные в народе песни, потом вместе с дедом заводили каргыраа – один из стилей хоомея, да так, что горло пересыхало и охрипало.

Мой дед по матери – Шыырап Самданович Салчак – был мастером каргыраа. В молодости он хотел получить профессиональное образование, поступал в Кызылское училище искусств, но его туда как «сына контрреволюционера» не допустили.

Раскрыть сердце до размеров вселеннойПолучается, что все мои предки были связаны с хоомеем. Только родня по маме, Алефтине Шыыраповне, корни которой – в Кара-Холе Бай-Тайгинского района, исполняла каргыраа. А папины предки, из Сут-Хольского кожууна, исполняли другой вид горлового пения – сыгыт. Его отец, мой дедушка Мандак Самбууевич Ооржак с огромной душой исполнял его.

Мой отец, Чопан Мандакович, работал шофером в Кара-Холе. Водитель – это его официальная профессия, а для души – сказитель. Нас в семье было пятеро – два сына и три дочери, я – самый старший, и отец напевал нам сказки.

Мама работала воспитателем в детском саду, многое перенял от нее в воспитании своих детей.

Многому научился и от Андрея Опея. Я родился в Кара-Холе, там и школу закончил. Когда только начал осваивать хоомей, Андрей Опей часто приезжал к нам в школу из Бай-Тайги вместе с фольклорной группой. Он был уже состоявшимся певцом, исполнителем горлового пения, много гастролировал, в том числе – за рубежом. После выступлений артисты давали нам уроки.

– А помнишь свое первое выступление на сцене?

– Конечно. В десятом классе, на сцене сельского Дома культуры. Выступал с песней Солун-оола Монгуша «Сылдыстар, сылдыстар» («Звезды, звезды»). Стал тогда победителем конкурса «Певец Кара-Холя».

После этого родители начали мне оказывать поддержку, отправляли на различные песенные конкурсы. Конечно, бывали не только победы, уже со временем стал разбираться: какие песни и на каких конкурсах нужно исполнять.

– А твой юмор – тоже из горной консерватории Кара-Холя?

– Да. Еще когда ходил в садик, дедушка Шыырап научил меня басне «Аспан биле Куске» («Кузнечик и Мышь»). Герои этой басни занимались воровством при социализме. Стал везде эту басню рассказывать, а потом и другие шутки, прибаутки, забавные истории. И до сих пор рассказываю.

ИЗЮМИНКА В МУЗЫКЕ

– Что для тебя хоомей?

Раскрыть сердце до размеров вселенной– В первую очередь – источник энергии. Он поднимает дух, человек обретает гармонию, уверенность в себе и своих силах.

Считаю, что горловое пение имеет положительный эффект для здоровья человека, одинаково полезно и мужчинам, и женщинам. В ходе упражнений, а хоомей – это определенная тренировка горла и дыхательного аппарата, человек получает духовную энергию и силу.

В этом состоянии открываются новые возможности – можно приобрести экстрасенсорные возможности, как например, шаманы. Если рассматривать это явление с точки зрения восточной философии, то горловое пение усиливает прирожденные человеческие возможности.

Кроме этого, сочетание песни и хоомея добавляет особенную изюминку в музыку.

И еще – именно благодаря исполнению горлового пения я могу посетить различные места, общаться с интересными людьми.

– В каких странах уже довелось побывать?

– Пока только в Китае, Монголии, Турции, Македонии, Египте, Казахстане.

Когда ездишь в другие страны, часто случаются забавные истории. Расскажу один случай. Приехали мы с делегацией в Турцию. Нас поселили в гостинице, идем по коридору, а впереди – темно. С каждым шагом вспыхивают лампы спереди, а сзади погасают.

Захожу в номер. Открываю дверь в коридор – света нет, выглядываю на полголовы – лампа загорается, убираю голову обратно – свет гаснет. И тут замечаю, что один из гостей в номере напротив развлекается тем же самым. Стало смешно: взрослые дяди, а увлеклись, как школьники.

Потом мы проверяли, как свет реагирует на звук, хлопаешь один раз – свет включается, хлопаешь второй раз – выключается. Таким образом там экономят электроэнергию. Вот бы у нас в гостиницах так сделали.

– Что, кроме музыкальных инструментов, берут артисты, отправляясь на конкурсы, на гастроли за пределы Тувы?

Обязательно – тувинские сувениры: открытки, диски о Туве, а также свои диски, чтобы подарить новым друзьям на память. Принято дарить тувинский чай, кадак и рассказывать людям о своей культуре, традициях.

Со многими исполнителями по всей России остались теплые, дружеские отношения. Они часто приглашают и в свои регионы – на фестивали.

В поездках по стране особенно запомнилась земля Олонхо – Якутия, далекий край, куда можно добраться только на самолете. Огромная территория и древняя самобытная культура.

АНТИВИРУС НА ДУРНОЕ

– Как тебе удается всегда находиться в отличном настроении, быть бодрым и энергичным?

– Это, в первую очередь, влияние хоомея, поднимающего дух. Очень сильная смесь – синтез хоомея и восточной философии.

Раскрыть сердце до размеров вселеннойПуть к душевному равновесию был трудным, и во время этого пути очень помогла восточная философия. Интерес к ней возник, когда появились первые жизненные испытания – во время службы в армии. Служил на космодроме Байконур: военно-космические силы.

В армии я прочел индийские трактаты, узнал об учении кришнаитов, индуизме, буддизме, заинтересовался восточной философией. Мне понравилось изучать древние книги.

Восточная философия научила: нужно быть внимательным к тому, что думаешь и говоришь. Очень важно не думать ничего плохого, изгнать дурные мысли из головы, потому что все, что подумаешь или скажешь – сбывается.

– Но это ведь непросто – избавиться от темных мыслей.

– Да, трудно излечить сознание от негативных мыслей. К светлым мыслям я пришел очень нелегко.

Знаешь, что нужно сделать? Поставить на сознании своеобразный «антивирус», фильтрующий дурные помыслы. Нужно говорить себе: «Я не буду думать плохих мыслей» и стараться думать только хорошие, светлые мысли. Строить красивый внутренний мир, говорить красивые вещи, и тогда все доброе, что задумал, у тебя получится. И не нужно бояться, если бояться, сомневаться в чем-либо, то ничего не выйдет.

И, самое главное, не совершать грехи: не убивать, не воровать, не ревновать, не завидовать. Если придерживаться этих законов природы, все в жизни будет отлично.

Помогает и медитация. Медитирую по 30 минут в день. Это позволяет отдохнуть, набраться сил и энергии, приносит внутренний покой. После нее возникает легкость, ощущение счастья.

Есть такое – разговор с самим собой. С частичкой Бога внутри себя. В каждом человеке есть частичка Бога. Когда мы нуждаемся в чем-нибудь, или нам нужна помощь, можно обратиться к себе, и это сбудется. Нужно верить. То, что происходит внутри нас – это результат внешнего проявления. Есть и обратная связь: что мы думаем, то и будет происходить в жизни.

– Есть распространенное мнение: исполнителям хоомея необходимо употреблять сырые яйца. Это правда?

– Лично я не пью сырые яйца. Слышал, что кто-то так делает. Еще говорят, что перед выступлением нельзя щелкать семечки, есть орешки и подобные мелкие продукты, дескать, их мелкие частички, оставшиеся в горле, при пении могут задребезжать, зазвенеть и испортить всю красоту исполнения, качество звучания.

А еще слышал такую байку: один хоомейжи для выступления попросил у шамана его костюм и бубен. Во время выступления он ритмично постукивал в бубен, камлал. И вдруг ему показался дух-покровитель этого шамана.

Испуганный исполнитель тотчас бросил бубен и убежал со сцены. И никогда больше не играл на чужих бубнах и не одалживал чужие костюмы. Очень поучительная история.

– Чем, кроме хоомея, заполнена твоя жизнь?

– Чтением. Очень люблю читать. Родня и друзья иногда спрашивают, куда пропал, а все просто: могу сутками не выходить из дому и читать философскую литературу.

Еще люблю проводить различные торжества, юбилеи – веселить народ.

Люблю зимние виды спорта – коньки, лыжи. Катание на них позволяет открыть дыхание, набраться свежих сил. В свободное время занимаюсь бегом, тоже тренирую дыхание. Спорт очень важен для исполнения хоомея. Выполняю дыхательные упражнения тай-чи.

Есть у меня еще одна страсть: делать из дерева домашнюю утварь: стульчики, кухонные доски. Сделал для себя национальный музыкальный инструмент – дошпулуур, на котором играю.

БЫТЬ РЯДОМ С ЖЕНОЙ

– А семья? Ты еще не многодетный отец?

Раскрыть сердце до размеров вселенной– Пока нет. У нас с Чеченой, она работает в банке, двое детей. Дочь Чайзат учится во втором классе, сын Долаан – в первом. Когда дети были маленькими, не мог с ними расстаться, поэтому не ездил на конкурсы, фестивали. А сейчас они подросли, теперь могу ездить.

В этом году я, наконец, построил просторный дом, в котором может разместиться большая семья. Лет через пять подумаем о следующем – третьем ребенке. Думаю, что 30-35 лет, когда мужчина уже состоялся, имеет определенную систему ценностей, сформировавшееся мировоззрение – идеальное время для сотворения новой жизни, для воспитания ребенка.

А когда человек сам молодой, без особого ума, то и с воспитанием у него проблемы возникают. У нас, по молодости, тоже эти трудности были.

– А какими принципами в воспитании детей ты руководствуешься сейчас?

– Самое главное – воспитывать их в духе свободы. Маленьким детям нельзя запрещать что-нибудь делать, потому что у них могут появиться комплексы, могут не проявиться способности, таланты и, став взрослыми, они будут стеснительными, не будут верить в себя.

Надо, чтобы дети играли, веселились. Не стоит за малейшие провинности ругать их, не нужно запугивать ребенка.

А заботиться о малыше необходимо, когда он еще в чреве матери. И воспитание его начинать надо с этого момента: своими хорошими мыслями формировать личность будущего ребенка.

Во время беременности обязательно надо быть рядом с женой. В давнее время у тувинцев не было принято, чтобы муж уходил на охоту, отлучался надолго, когда жена беременна. Он должен был быть постоянным спутником, окружать вниманием и заботой жену и будущего ребенка. Старинные тувинские обычаи верны до сих пор.

ЯЗЫК ПРЕДКОВ

– Ты рассказываешь своим детям сказки, как когда-то тебе твой отец?

– Конечно. И сказки рассказываю, и колыбельные пел, когда они маленькими были. Детишки под них особенно быстро засыпали.

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» – есть такая русская присказка. В тувинском фольклоре есть поучительные сказки, которые не потеряли своей значимости и в наши дни.

Например, сказка «Тос оолдуг Адыган ирей» – «Девять сыновей старика Адыгана», в которой рассказывается о девяти знаниях и способностях девяти сыновей: один мог провалиться в землю и выйти на поверхность в другом месте, другой умел остановить время. Интересно, что многие современные фантастические фильмы перекликаются с древними сказками тувинского народа.

Знаешь, когда сын пошел в школу, мы его повели в национальный класс, потому что в детском саду он ходил в русскоязычную группу и плохо знал родной язык. Считаю, что русский язык надо знать хорошо, но каждый тувинец должен уметь писать и говорить на родном языке. Иначе мы постепенно утратим свою национальную культуру.

Когда человек говорит на родном языке, к нему приходит духовная сила, энергия предков, недаром есть выражение – «язык предков».

– Чтобы стать настоящим хоомейжи, достаточно просто овладеть техникой горлового пения?

– Нужна любовь, без нее – никуда. Без любви не выйдешь к зрителям. Певец с маленьким сердцем и без любви не сможет петь перед зрителями, не сможет произнести ни звука, не сможет вместить в себя всю энергию, которая идет из зала.

Нужно соединяться с песней, а через нее – духовно соединяться со зрителями. Чтобы тебя услышали и поняли, надо раскрыть свое сердце до размеров Вселенной.

 

Фото автора и из личного архива Омака Ооржака

 

Фото: 1. Финал фестиваля «Дружба народов – единство России». Москва, ноябрь 2008 года.

2. Почти космонавт. Омак Ооржак во время службы в армии. Байконур, 1996 год.

3. Омак Ооржак на фестивале в Якутии. 2006 год.

4. Дедушка-хоомейжи Шыырап Самданович Салчак с дочерью Марией во время празднования своего девяностолетнего юбилея. Кызыл, 2004 год.

5. Хоомейжи Омак Ооржак: «Нужна любовь, без нее – никуда».

Беседовал Ачыты ДАРТАЙ

 (голосов: 10)
Опубликовано 28 ноября 2008 г.
Просмотров: 14031
Версия для печати

Также в №47:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru