От его голоса не рушатся стены, не рвутся ушные перепонки и не падают замертво птицы. Однако его пение вызывает мурашки по коже и погружает в волны звуковой энергии.
В ноябре 2008 года на фестивале «Дружба народов – единство России» в Москве он получил неформальное звание – самый колоритный исполнитель. Так назвали тувинского хоомейжи сами участники всероссийского гала-концерта дружбы.
Омак Ооржак – хоомейжи, исполнитель горлового пения. Ему тридцать лет, полжизни он поет хоомей, который передали ему по наследству деды.
ГОРНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
– Омак, расскажи, пожалуйста, где ты учился горловому пению?
– В Кара-Хольской горной консерватории. Я ее выпускник. Первые уроки проходили так: прячась от людей, уходил в одиночестве в горы – пасти овец. На пастбище заводил песни, и голос отдавался эхом через горные хребты.
А потом поехало: во время летних каникул с братьями с утра уходили на простор – к дедушке, пасти скот на летнике, и там пели хором. Пели популярные в народе песни, потом вместе с дедом заводили каргыраа – один из стилей хоомея, да так, что горло пересыхало и охрипало.
Мой дед по матери – Шыырап Самданович Салчак – был мастером каргыраа. В молодости он хотел получить профессиональное образование, поступал в Кызылское училище искусств, но его туда как «сына контрреволюционера» не допустили.
Получается, что все мои предки были связаны с хоомеем. Только родня по маме, Алефтине Шыыраповне, корни которой – в Кара-Холе Бай-Тайгинского района, исполняла каргыраа. А папины предки, из Сут-Хольского кожууна, исполняли другой вид горлового пения – сыгыт. Его отец, мой дедушка Мандак Самбууевич Ооржак с огромной душой исполнял его.
Мой отец, Чопан Мандакович, работал шофером в Кара-Холе. Водитель – это его официальная профессия, а для души – сказитель. Нас в семье было пятеро – два сына и три дочери, я – самый старший, и отец напевал нам сказки.
Мама работала воспитателем в детском саду, многое перенял от нее в воспитании своих детей.
Многому научился и от Андрея Опея. Я родился в Кара-Холе, там и школу закончил. Когда только начал осваивать хоомей, Андрей Опей часто приезжал к нам в школу из Бай-Тайги вместе с фольклорной группой. Он был уже состоявшимся певцом, исполнителем горлового пения, много гастролировал, в том числе – за рубежом. После выступлений артисты давали нам уроки.
– А помнишь свое первое выступление на сцене?
– Конечно. В десятом классе, на сцене сельского Дома культуры. Выступал с песней Солун-оола Монгуша «Сылдыстар, сылдыстар» («Звезды, звезды»). Стал тогда победителем конкурса «Певец Кара-Холя».
После этого родители начали мне оказывать поддержку, отправляли на различные песенные конкурсы. Конечно, бывали не только победы, уже со временем стал разбираться: какие песни и на каких конкурсах нужно исполнять.
– А твой юмор – тоже из горной консерватории Кара-Холя?
– Да. Еще когда ходил в садик, дедушка Шыырап научил меня басне «Аспан биле Куске» («Кузнечик и Мышь»). Герои этой басни занимались воровством при социализме. Стал везде эту басню рассказывать, а потом и другие шутки, прибаутки, забавные истории. И до сих пор рассказываю.
ИЗЮМИНКА В МУЗЫКЕ
– Что для тебя хоомей?
– В первую очередь – источник энергии. Он поднимает дух, человек обретает гармонию, уверенность в себе и своих силах.
Считаю, что горловое пение имеет положительный эффект для здоровья человека, одинаково полезно и мужчинам, и женщинам. В ходе упражнений, а хоомей – это определенная тренировка горла и дыхательного аппарата, человек получает духовную энергию и силу.
В этом состоянии открываются новые возможности – можно приобрести экстрасенсорные возможности, как например, шаманы. Если рассматривать это явление с точки зрения восточной философии, то горловое пение усиливает прирожденные человеческие возможности.
Кроме этого, сочетание песни и хоомея добавляет особенную изюминку в музыку.
И еще – именно благодаря исполнению горлового пения я могу посетить различные места, общаться с интересными людьми.
– В каких странах уже довелось побывать?
– Пока только в Китае, Монголии, Турции, Македонии, Египте, Казахстане.
Когда ездишь в другие страны, часто случаются забавные истории. Расскажу один случай. Приехали мы с делегацией в Турцию. Нас поселили в гостинице, идем по коридору, а впереди – темно. С каждым шагом вспыхивают лампы спереди, а сзади погасают.
Захожу в номер. Открываю дверь в коридор – света нет, выглядываю на полголовы – лампа загорается, убираю голову обратно – свет гаснет. И тут замечаю, что один из гостей в номере напротив развлекается тем же самым. Стало смешно: взрослые дяди, а увлеклись, как школьники.
Потом мы проверяли, как свет реагирует на звук, хлопаешь один раз – свет включается, хлопаешь второй раз – выключается. Таким образом там экономят электроэнергию. Вот бы у нас в гостиницах так сделали.
– Что, кроме музыкальных инструментов, берут артисты, отправляясь на конкурсы, на гастроли за пределы Тувы?
– Обязательно – тувинские сувениры: открытки, диски о Туве, а также свои диски, чтобы подарить новым друзьям на память. Принято дарить тувинский чай, кадак и рассказывать людям о своей культуре, традициях.
Со многими исполнителями по всей России остались теплые, дружеские отношения. Они часто приглашают и в свои регионы – на фестивали.
В поездках по стране особенно запомнилась земля Олонхо – Якутия, далекий край, куда можно добраться только на самолете. Огромная территория и древняя самобытная культура.
АНТИВИРУС НА ДУРНОЕ
– Как тебе удается всегда находиться в отличном настроении, быть бодрым и энергичным?
– Это, в первую очередь, влияние хоомея, поднимающего дух. Очень сильная смесь – синтез хоомея и восточной философии.
Путь к душевному равновесию был трудным, и во время этого пути очень помогла восточная философия. Интерес к ней возник, когда появились первые жизненные испытания – во время службы в армии. Служил на космодроме Байконур: военно-космические силы.
В армии я прочел индийские трактаты, узнал об учении кришнаитов, индуизме, буддизме, заинтересовался восточной философией. Мне понравилось изучать древние книги.
Восточная философия научила: нужно быть внимательным к тому, что думаешь и говоришь. Очень важно не думать ничего плохого, изгнать дурные мысли из головы, потому что все, что подумаешь или скажешь – сбывается.
– Но это ведь непросто – избавиться от темных мыслей.
– Да, трудно излечить сознание от негативных мыслей. К светлым мыслям я пришел очень нелегко.
Знаешь, что нужно сделать? Поставить на сознании своеобразный «антивирус», фильтрующий дурные помыслы. Нужно говорить себе: «Я не буду думать плохих мыслей» и стараться думать только хорошие, светлые мысли. Строить красивый внутренний мир, говорить красивые вещи, и тогда все доброе, что задумал, у тебя получится. И не нужно бояться, если бояться, сомневаться в чем-либо, то ничего не выйдет.
И, самое главное, не совершать грехи: не убивать, не воровать, не ревновать, не завидовать. Если придерживаться этих законов природы, все в жизни будет отлично.
Помогает и медитация. Медитирую по 30 минут в день. Это позволяет отдохнуть, набраться сил и энергии, приносит внутренний покой. После нее возникает легкость, ощущение счастья.
Есть такое – разговор с самим собой. С частичкой Бога внутри себя. В каждом человеке есть частичка Бога. Когда мы нуждаемся в чем-нибудь, или нам нужна помощь, можно обратиться к себе, и это сбудется. Нужно верить. То, что происходит внутри нас – это результат внешнего проявления. Есть и обратная связь: что мы думаем, то и будет происходить в жизни.
– Есть распространенное мнение: исполнителям хоомея необходимо употреблять сырые яйца. Это правда?
– Лично я не пью сырые яйца. Слышал, что кто-то так делает. Еще говорят, что перед выступлением нельзя щелкать семечки, есть орешки и подобные мелкие продукты, дескать, их мелкие частички, оставшиеся в горле, при пении могут задребезжать, зазвенеть и испортить всю красоту исполнения, качество звучания.
А еще слышал такую байку: один хоомейжи для выступления попросил у шамана его костюм и бубен. Во время выступления он ритмично постукивал в бубен, камлал. И вдруг ему показался дух-покровитель этого шамана.
Испуганный исполнитель тотчас бросил бубен и убежал со сцены. И никогда больше не играл на чужих бубнах и не одалживал чужие костюмы. Очень поучительная история.
– Чем, кроме хоомея, заполнена твоя жизнь?
– Чтением. Очень люблю читать. Родня и друзья иногда спрашивают, куда пропал, а все просто: могу сутками не выходить из дому и читать философскую литературу.
Еще люблю проводить различные торжества, юбилеи – веселить народ.
Люблю зимние виды спорта – коньки, лыжи. Катание на них позволяет открыть дыхание, набраться свежих сил. В свободное время занимаюсь бегом, тоже тренирую дыхание. Спорт очень важен для исполнения хоомея. Выполняю дыхательные упражнения тай-чи.
Есть у меня еще одна страсть: делать из дерева домашнюю утварь: стульчики, кухонные доски. Сделал для себя национальный музыкальный инструмент – дошпулуур, на котором играю.
БЫТЬ РЯДОМ С ЖЕНОЙ
– А семья? Ты еще не многодетный отец?
– Пока нет. У нас с Чеченой, она работает в банке, двое детей. Дочь Чайзат учится во втором классе, сын Долаан – в первом. Когда дети были маленькими, не мог с ними расстаться, поэтому не ездил на конкурсы, фестивали. А сейчас они подросли, теперь могу ездить.
В этом году я, наконец, построил просторный дом, в котором может разместиться большая семья. Лет через пять подумаем о следующем – третьем ребенке. Думаю, что 30-35 лет, когда мужчина уже состоялся, имеет определенную систему ценностей, сформировавшееся мировоззрение – идеальное время для сотворения новой жизни, для воспитания ребенка.
А когда человек сам молодой, без особого ума, то и с воспитанием у него проблемы возникают. У нас, по молодости, тоже эти трудности были.
– А какими принципами в воспитании детей ты руководствуешься сейчас?
– Самое главное – воспитывать их в духе свободы. Маленьким детям нельзя запрещать что-нибудь делать, потому что у них могут появиться комплексы, могут не проявиться способности, таланты и, став взрослыми, они будут стеснительными, не будут верить в себя.
Надо, чтобы дети играли, веселились. Не стоит за малейшие провинности ругать их, не нужно запугивать ребенка.
А заботиться о малыше необходимо, когда он еще в чреве матери. И воспитание его начинать надо с этого момента: своими хорошими мыслями формировать личность будущего ребенка.
Во время беременности обязательно надо быть рядом с женой. В давнее время у тувинцев не было принято, чтобы муж уходил на охоту, отлучался надолго, когда жена беременна. Он должен был быть постоянным спутником, окружать вниманием и заботой жену и будущего ребенка. Старинные тувинские обычаи верны до сих пор.
ЯЗЫК ПРЕДКОВ
– Ты рассказываешь своим детям сказки, как когда-то тебе твой отец?
– Конечно. И сказки рассказываю, и колыбельные пел, когда они маленькими были. Детишки под них особенно быстро засыпали.
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» – есть такая русская присказка. В тувинском фольклоре есть поучительные сказки, которые не потеряли своей значимости и в наши дни.
Например, сказка «Тос оолдуг Адыган ирей» – «Девять сыновей старика Адыгана», в которой рассказывается о девяти знаниях и способностях девяти сыновей: один мог провалиться в землю и выйти на поверхность в другом месте, другой умел остановить время. Интересно, что многие современные фантастические фильмы перекликаются с древними сказками тувинского народа.
Знаешь, когда сын пошел в школу, мы его повели в национальный класс, потому что в детском саду он ходил в русскоязычную группу и плохо знал родной язык. Считаю, что русский язык надо знать хорошо, но каждый тувинец должен уметь писать и говорить на родном языке. Иначе мы постепенно утратим свою национальную культуру.
Когда человек говорит на родном языке, к нему приходит духовная сила, энергия предков, недаром есть выражение – «язык предков».
– Чтобы стать настоящим хоомейжи, достаточно просто овладеть техникой горлового пения?
– Нужна любовь, без нее – никуда. Без любви не выйдешь к зрителям. Певец с маленьким сердцем и без любви не сможет петь перед зрителями, не сможет произнести ни звука, не сможет вместить в себя всю энергию, которая идет из зала.
Нужно соединяться с песней, а через нее – духовно соединяться со зрителями. Чтобы тебя услышали и поняли, надо раскрыть свое сердце до размеров Вселенной.
Фото автора и из личного архива Омака Ооржака
Фото: 1. Финал фестиваля «Дружба народов – единство России». Москва, ноябрь 2008 года.
2. Почти космонавт. Омак Ооржак во время службы в армии. Байконур, 1996 год.
3. Омак Ооржак на фестивале в Якутии. 2006 год.
4. Дедушка-хоомейжи Шыырап Самданович Салчак с дочерью Марией во время празднования своего девяностолетнего юбилея. Кызыл, 2004 год.
5. Хоомейжи Омак Ооржак: «Нужна любовь, без нее – никуда».