газета «Центр Азии»

Суббота, 27 ноября 2021 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2008 >ЦА №45 >Скифы в золотом сиянии

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Скифы в золотом сиянии

Люди Центра Азии ЦА №45 (14 — 20 ноября 2008)

Скифы в золотом сиянииОткрытие постоянной экспозиции произведений древнескифского искусства девятого – седьмого веков до нашей эры из курганов Аржаан-1 и Аржаан-2 в Национальном музее – событие огромного значения не только для Тувы, но – смело можно сказать – для мировой культуры.

Сейчас, когда отзвучали приветственные речи и отгремели торжественные фанфары, можно просто пройти по экспозиционным залам, с трепетным вниманием рассмотреть прекрасные древние вещи. И с благодарностью вспомнить всех тех, чьими трудами явилось миру из загробного небытия аржаанское чудо.

 

Своим блеском и сенсационностью выставка обязана, бесспорно, находкам из кургана Аржаан-2, раскопанного экспедицией Константина Владимировича Чугунова в 2000-2004 годах.

Но начать ее обзор нужно с памятника в чем-то не менее значимого: кургана Аржаан-1, исследованного М.П.Грязновым и М.Х.Маннай-оолом на тридцать лет раньше.

Макет этого гигантского сооружения, хранившего под каменной кладкой сложную радиальную конструкцию из десятков лиственничных клетей, можно было и раньше Скифы в золотом сиянииувидеть в экспозиции музея.

Взорам посетителей явилась и большая бронзовая бляха в виде свернувшейся пантеры. Это изображение на сегодня, пожалуй, самый ранний из известных образцов скифского звериного стиля: курган датируется концом IX века до нашей эры.

Хотя курган был разграблен в древности и сильно разрушен при строительных работах в недавнее время, археологи извлекли из него немалое количество изделий из бронзы, кости и даже золота. Оружие, детали сбруи,170 конских жертвенных захоронений свидетельствуют о том, что уже тогда, 29 столетий назад, в центре Азии сложилось могущественное объединение воинственных кочевнических племен.

Его правители обладали не просто властью, а неким священным статусом, открывающим дорогу в страшный и притягательный загробный мир. Своего рода волшебными указателями на этой дороге были изображения зверей в странном стиле, одновременно грубом и по-своему утонченном. Эпоха Первого Аржаана – время зарождения скифского «звериного стиля».

Вещи из Аржаана-1, разрозненные, чудом ускользнувшие из рук грабителей, знаменуют начало развития культуры скифского мира. От витрин, где они выставлены, поворачиваем направо и попадаем в мир Второго Аржаана. От Первого он отделен Скифы в золотом сиянииполутора столетиями бурного и пока что неведомого нам исторического движения.

В центре музейного зала – деревянный макет сруба. В нем – два полуразрушенных скелета, буквально усыпанные золотыми вещами. Конечно, это тоже макеты, подлинные вещи – в соседнем зале.

В июле 2001 года петербургский археолог Константин Чугунов и его сотрудники увидели примерно такую вот картину, когда в отверстие, образованное при надломе просевшего бревна перекрытия, впервые заглянули внутрь посмертного жилища скифского царя и царицы.

Из тьмы исходило золотистое сияние.

Приступая к раскопкам главной могилы, археологи уже догадывались: погребение избежало ограбления.

В толстом слое красной глины, которой была засыпана яма, отсутствовали следы грабительского хода. На глубине более трех метров был обнаружен сруб из мощных лиственничных бревен. Глинистый слой как бы запечатал его, и погребение осталось недоступным даже для грызунов, червей и насекомых.

Пол погребальной камеры был покрыт серовато-бурой студенистой субстанцией, смесью насыпавшейся сверху земли и перегнившей органики. В ней, среди прекрасных золотых вещей, лежали два остова.

Скелет пожилого мужчины, умершего от тяжелой болезни: на его тазовых костях были обнаружены следы метастазов – злокачественных повторных опухолей.

Останки молодой женщины – без признаков болезни или насильственной смерти. Видимо, она последовала в загробный мир за супругом, будучи опоена каким-то волшебным зельем.

Их истлевшая одежда была некогда расшита тысячами золотых украшений, точные гальванокопии которых сейчас составляют часть музейного макета. Рядом с мужским остовом – оружие, также обильно украшенное золотом.

Эти золотые украшения, их обилие и высочайше качество исполнения стали источником золотистого сияния сенсационности, окружившего Аржаан-2. С 2001 по 2005 год они Скифы в золотом сияниинаходились на реставрации в Государственном Эрмитаже, затем – на временных выставках в Петербурге, Берлине, Мюнхене и Гамбурге.

И вот теперь коллекция аржаанского золота нашла постоянное пристанище в специально оборудованном зале Национального музея Тувы.

В этот зал входишь, как в святилище. Открывается бронированная дверь. В полумраке – стройные витрины из пуленепробиваемого стекла. В них лежат, сияя спокойным золотым светом, драгоценные экспонаты.

Украшения головных уборов царя и царицы. Четыре лошадки, вырезанные из толстого золотого листа, украшали головной убор царя.

Примечательно, что изображены они в той же позе – с подогнутыми ногами и чуть наклоненными головами, в какой обнаружены были 14 жертвенных лошадей в общей конской могиле на площади кургана.

При исследовании костей животных выяснилось, что все они принадлежали к разным табунам из разных, весьма удаленных друг от друга местностей. Это значит, что владыки Аржаана-2 управляли обширными территориями, выходившими за пределы современной Тувы.

Золотые отражения жертвенных лошадей на шапке царя – возможно, символ безграничности его владений, распространяющихся на четыре стороны света. Головной Скифы в золотом сиянииубор был увенчан фигуркой оленя с длинными ветвистыми рогами, стоящего на вытянутых ногах, как бы на цыпочках. Олень – символ неба и солнца, и сам образ царя в представлении древних скифов заключал в себе черты солнечного божества.

Любопытная деталь: во время исследований одной из лошадок из царского головного убора был обнаружен микроскопический заусенец, образовавшийся при резьбе. Значит, убор, скорее всего, был изготовлен специально для погребальной церемонии: если бы царь носил его при жизни, заусенец неизбежно бы отломился.

Вполне возможно, что и многие другие драгоценные предметы из царской могилы не использовались в жизни, а служили только одной цели: сопроводить усопшего в загробном пути.

Этого нельзя сказать о самом главном украшении царского наряда: массивной золотой шейной гривне. Вот она – в отдельной витрине в центре зала.

Место выбрано неслучайно: по-видимому, гривна служила символом царской власти. Она представляет собой кольцо из толстого золотого прута, с лицевой стороны которого выделяется прямоугольный брус, сплошь покрытый маленькими фигурками кошачьих хищников – барсов, или, как предпочитают их именовать археологи, пантер.

Одна из этих пантер утрачена, и это свидетельствует о том, что гривну царь носил при жизни. Окружность гривны сплошь покрыта изображениями зверей, несущихся друг за другом в неостановимом беге.

Гривна имеет одну любопытную особенность: ее диаметр невелик, и далеко не всякий взрослый человек сможет надеть ее через голову. Вполне возможно, что символ власти надевали царю, когда он был еще ребенком, и он носил его на шее, не снимая – до самой смерти.

В соседней витрине, на вращающейся подставке – две поистине удивительных детали головного убора царицы.

Убор этот, видимо, представлял собой что-то вроде парика, соединенного с войлочной шапкой и с прической. Скреплялся он двумя золотыми шпильками длиной около 30 сантиметров и толщиной не более пяти миллиметров.

Скифы в золотом сиянииТак вот, эти шпильки тоже сплошь покрыты резными изображениями разнообразных зверей, мчащихся в бурном вихре. Навершие одной из них украшено изящной фигуркой ветвисторогого оленя, а другой – замысловатым орнаментом, образом пламени.

Рядом лежит шейное украшение – пектораль. И здесь всюду – фигурки зверей, вписанные в единый орнамент.

Ни одна женщина не может спокойно пройти мимо этих украшений: в самом деле, их дизайн настолько современен, а качество исполнения настолько великолепно, что самая привередливая модница почла бы за счастье надеть их на себя.

А наши взоры уже притягивают к себе две витрины, в которых выставлены самые массовые изделия мастеров Аржаана-2. Это фигурки пантер, которыми были расшиты верхние одежды царя и царицы.

Всего на мужском наряде их насчитывалось более трех тысяч, на женском – около двух с половиной тысяч. Каждая – размером в сантиметр. На одежду они были нашиты в виде сложных пламевидных узоров. Триста таких пантер остались на постоянном хранении в Эрмитаже.

Благодаря кропотливой, подвижнической работе археологов и экспедиционного художника Владимира Ефимова, которые миллиметр за миллиметром снимая с золотых украшений вязкий перегнойный слой, точно фиксировали положение каждой из бляшек, удалось полностью восстановить эти узоры. Их можно увидеть на фотографиях мужского и женского манекенов, выполненных специалистами из Эрмитажа.

А рядом с пантерами мужского убора – небольшой квадратик, напоминающий по виду золотую парчу. Но это не парча, а мельчайший золотой бисер, которыми были расшиты штаны царя.

Каждая бисеринка – диаметром менее миллиметра, и в каждой – отверстие, через которое была продета нить. На восстановление только этого небольшого фрагмента в ходе реставрационных работ ушло полтора месяца. Как древние мастера умудрились сделать это, не зная увеличительных стекол и современных технологий? Загадка.

Надолго останавливаешься и перед витриной, в которой выставлено оружие: большой кинжал-акинак от мужского убора и маленький от женского; ножи, наконечники стрел, украшения горита – футляра, в котором помещались лук и стрелы.

Прекрасны фигурки кабанов, украшавшие горит. Изящна голова оленя, располагавшаяся на кибити луке. А кинжалы, ножи и наконечники стрел – настоящий памятник труду эрмитажных реставраторов.

Дело в том, что эти предметы были выполнены из железа и украшены тончайшей инкрустацией из золотой нити и фольги. За 27 столетий железо превратилось в бесформенные комки ржавчины.

Когда археологи извлекали эти вещи из погребения, они буквально рассыпались в прах. Золото практически не было заметно под бурой окалиной. Реставраторы вернули их к жизни. И сейчас мы можем долго рассматривать покрывающие их изображения зверей и орнаменты. И без конца удивляться тонкости работы древних мастеров.

Скифы в золотом сиянииПокидая эту выставку, хочется вернуться еще и еще. Рассматривать детали. Задумываться над загадками сопроводительных могил, которых на площади кургана было обнаружено полтора десятка, и некоторые из них имеют характер человеческих жертвоприношений.

Изучать петроглифы – изображения на камнях, встроенных в конструкцию кургана, на которых можно различить тех же поставленных на цыпочки оленей, что и на царском головном уборе.

Конечно, при подготовке выставки не обошлось без некоторых незначительных недочетов.

Странными представляются картины-реконструкции обликов царя и его супруги, выставленные рядом с фотографиями эрмитажных манекенов. Слишком много в них вымышленных, ничем, кроме фантазии художника, не объяснимых деталей, да и монголоидные лица не соответствуют научным представлениям, согласно которым ранние скифы обладали преимущественно европеоидными чертами.

Но это мелочи. В целом экспозиция, бесспорно, может сделать честь любому музею мира. Сотрудников Национального музея нужно поздравить с огромным успехом. Всех кызыльчан, всех жителей Тувы – с великим событием.

Эти торжественные слова, впрочем, уже были сказаны на открытии выставки 2 ноября.

А теперь о том, о чем на открытии выставки забыли сказать. Чудо Аржаана-2 не смогло бы состояться, если бы не постоянная помощь людей, не имеющих, казалось бы, к археологии никакого отношения.

Прежде всего, это те, кто внес огромный вклад в организацию работ на кургане, кто стал настоящими друзьями и соратниками экспедиции: Николай Иванович Бондаренко и Юрий Семенович Пищиков. Это они обеспечивали транспорт, занимались снабжением, неделями жили возле раскопа, а порой выполняли небезопасную функцию охраны.

Нельзя не напомнить: в 2001 году, в самый разгар работ на главном погребении, курган, хранящий в себе огромные ценности, по милости тогдашних республиканских властей остался без официальной охраны.

В этой почти военной ситуации на помощь археологам пришли Туранские казаки: Юрий Грачев (увы, покойный), Виктор Кандауров, Юрий Гопаненко, Григорий Карманов, Григорий Дурновцев, Петр Рычков. Вместе с ними охрану сокровищ обеспечивал майор милиции Сергей Коловский. Если бы не они, кто знает – сохранилось бы аржаанское чудо, или стало бы жертвой грабительского наезда.

Скифы в золотом сиянииНе просто работниками, а подлинными сотрудниками экспедиции были водители Сергей Костюков, Василий Кудашов, покойный Олег Донгак, Александр Михеенков, Алексей Лопато, Николай Скрыль, Юрий Хардин; поварихи Людмила Максимова, Светлана Шумакова; рабочие Павел Дедюхин, Эрес Донгак, Геннадий Калюкин, Салчак Май-оол, Аяс Монгуш, Андрис Монгуш, Сергей Мучичка, Владимир Мучичка, Роман Попков, Виталий Сухорослов, Херел Хургулек.

К сожалению, всех назвать по именам невозможно. Надеемся: если археологические работы в Долине царей продолжатся, со многими из них мы встретимся снова.

И еще одно слово напоследок. Особую благодарность за подготовку выставки я от своего имени (как участник работ на Аржаане-2) и от имени Константина Владимировича Чугунова хочу выразить Заслуженному работнику культуры Республики Тува художнику Валерию Николаевичу Елизарову.

Два месяца он, вместе с другими сотрудниками музея, без сна и отдыха работал над экспозицией, не жалел времени, душевных и физических сил. В подборе фотографий и сопроводительных текстов, в разработке дизайна экспозиционных залов, в размещении экспонатов велика доля его труда, таланта, ответственного отношения к делу.

Стены золотой кладовой музея украшены прорисовками петроглифов, выполненными его руками. К сожалению, по каким-то непонятным причинам его имя не было названо во время торжественного открытия выставки и во время церемонии награждения.

Нисколько не умаляя заслуг других подвижников Национального музея, считаю своим долгом исправить эту несправедливость.

Санкт-Петербург – Кызыл

Фото Виталия Шайфулина

Фото:

1.Бронзовая пантера из кургана Аржаан-1 – один из символов Тувы.

2. Макет главного погребения из кургана Аржаан-2. Пожилой царь и молодая спутница его загробных странствий.

3. Золотая гривна – символ царской власти.

4. Бегущие звери на нагрудном украшении супруги царя.

5. Пояс, акинак – короткий меч, ножи и плеть – атрибуты воинского костюма.

6. Золотые детали горита – футляра для лука и стрел.

7. На открытие выставки археолог Константин Чугунов надел галстук – второй раз в жизни.

8. Олень с навершия золотой шпильки из головного убора царицы стал символом Национального музея Республики Тыва.

Анджей ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ

 (голосов: 7)
Опубликовано 15 ноября 2008 г.
Просмотров: 12266
Версия для печати

Также в №45:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2021 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru