Оксана Кенден, председатель избирательной комиссии Чеди-Хольского района Республики Тыва подверглась моральным пыткам за то, что хотела руководствоваться только Законом.
5 ноября, когда Президент России Дмитрий Медведев готовился в Москве к своей основополагающей речи перед Федеральным Собранием, в Кызыле – в Доме Правительства – происходило то, о чем он скажет спустя несколько часов в Большом Кремлевском дворце:
«Между тем государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад… вмешивается в избирательный процесс – чтобы не избрали кого-нибудь не того».
В одном из кабинетов Дома Правительства Республики Тыва эта самая бюрократия всей своей мощью давила на одну-единственную женщину: Оксану Кенден, председателя избирательной комиссии по выборам главы Чеди-Хольского района.
Это неслучайное совпадение так и осталось бы одной из многочисленных кабинетных тайн, если бы Оксана Васильевна не решилась прийти в редакцию газеты «Центр Азии».
Скажу откровенно: достойная уважения решимость этой совсем не воинственной женщины меня удивила. Знаете почему?
Да потому, что во время наших избирательных кампаний каких только разговоров ни приходилось слышать: и о давлении на членов и председателей избирательных комиссий, и о хитрой фальсификации, и об огромных денежных суммах, которыми покупается и подкупается победа на выборах. Только вот все шепотом. Кулуарно. Гласно, громко – ни-ни.
Открыто сказать – страшно. Конечно, за это не расстреляют – времена репрессий ушли, но все равно страшновато: уволят, не дадут выгодной должности, да еще и прикрикнут. А окрик чиновника – страшнее пистолета. И вся наша гражданская позиция принимает форму нижайшего поклона.
До сих пор мы еще не поняли: любой, даже самый раздувшийся, чиновник любого ранга – не царь, а уж, тем более – не бог.
Он всего лишь нанятый нами работник, живущий за наш счет – за счет налогов, которые мы выплачиваем государству. И должен вести себя соответственно. Уважать налогоплательщиков и соблюдать законы.
С законами у нас, особенно во время выборов – большая напряженность. Нет, законов-то хватает, но хватает и лазеек, чтобы их обойти.
И даже набирающая сегодня мощную силу прокуратура ничего сделать не может: все так ловко состряпано, что концов и крайнего не найдешь. Как было, например с явной, документально подтвержденной экспертизой подделкой выборных бюллетеней в Кызыле – весной прошлого года.
Для меня неважно, какая из противоборствующих сторон применяет недозволенные методы, скажу откровенно – все «хороши».
Сегодня вновь наблюдается конфронтация амбиций руководителей Правительства и Великого Хурала. И в этой конфронтации пешками становятся и простые избиратели, и члены избиркомов. Как говорится, «паны дерутся, а у холопов чубы трещат».
Оксана Кенден, выдержавшая настоящую моральную пытку – пытку Белым Домом – не захотела быть пешкой. И я за это ее уважаю.
Но, честное слово, читая ее письмо, становится очень грустно. И уже не хочется снова повторять опыт прошлого года и голодать «За честные выборы».
Потому что, тогда, боюсь, придется голодать до самой смерти.