«Demonstration», – с улыбкой говорит француженка Амели ле Кам, наблюдая, как интернациональная группа представителей самых разных стран пробует исполнять хоомей. Дело происходит на переправе Черби, иностранные участники симпозиума ждут ритуала шаманского камлания и развлекают себя, пытаясь сравнить, кто и как освоил искусство хоомея. Небольшой импровизированный хор иностранных гостей – как предчувствие кульминации V Международного симпозиума «Хоомей – феномен культуры Центральной Азии»: общего хора тувинских и приезжих хоомейжи, который должен войти в историю как местный рекорд по количеству участников одновременного исполнения горлового пения.
Мысль о необходимости сохранения традиционного искусства, не всегда успешно вдалбливаемая в сознание масс, пришла сама собой вместе с удивлением: насколько тувинский хоомей любим за пределами Тувы.
Да за какими пределами: несколько дней в Кызыле у здания Муздрамтеатра развевались флаги США, Франции, Норвегии, Японии, Монголии, Казахстана, Кыргызстана. Съехались представители Хакасии, Бурятии, Якутии, Башкортостана, Алтая, Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Иркутска. Лица участников горели воодушевлением, и почти из каждого горла рвалась песня.
Симпозиум должен был показать, в каких условиях рождается тувинское искусство. На стадионе имени Пятилетия Советской Тувы вырос юрточный городок. Жилища кочевников в Кызыл были свезены из разных районов республики. Приезжие участники симпозиума бродили между юртами, с любопытством изучая непривычную обстановку.
Среди них был и Андрей Панкратов, ведущий передачи «Вокруг света» канала «Россия». Симпозиум, посвященный хоомею, станет частью двух сюжетов о Туве, которые канал планирует оказать в сентябре-октябре этого года. Группа «Вокруг света» снимала озеро Дус-Холь, шаманское общество «Дух медведя», мантру «Ом мани падме хум» у Кызыла, староверов, камнерезов, и, конечно, горловиков.
«Звуки нечеловеческие – поделился своим впечатлением от хоомея Андрей Пакратов. – Много где был, но такого нигде не слышал, даже в Монголии. Мне кажется, горловое пение звучит лучше всего у тувинцев».
Это мнение разделили и испанские музыканты-любители Моисей Перес, специалист по охране природы и Мигель Койра, преподаватель социальной антропологии в Мадридском университете. Угощаясь соленым чаем с молоком в юрте Кызыльского района, Моисей сообщил, что на фестиваль они приехали с целью освоить горловое пение:
«Впервые услышал хоомей в исполнении Сайинхо Намчылак, потом «Хун-Хуур-Ту». Меня технике исполнения учил Имрэ Пээмот, очень бы хотелось взять уроки у Игоря Кошкендея из «Чиргилчина». Надеемся улучшить пение с помощью ваших музыкантов».
У юрты Овюрского района, кстати, признанной лучшей, гостей встречал овюрская знаменитость, народный хоомейжи республики Герман Куулар. С высоты своего мастерства Герман Белекович разъяснил: не каждый обученный горловому пению обязательно становится настоящим хоомейжи.
«Есть большая разница между одаренными и проученными исполнителями. Если у человека дар, хоомей у него идет по-настоящему, от души. Проученный сильным исполнителем не станет все равно».
Герман Белекович знает, о чем говорит: исполняет хоомей с 11 лет. Горловиками были его дед, отец и четверо братьев. Сам Герман Куулар преподает искусство хоомея в музыкальной школе села Дус-Даг, выпустил уже более 40 учеников.
Позаимствовать опыт тувинцев и принять участие в научной части симпозиума приехали и представители Горной Шории, малой народности с юга Кемеровской области.
Шорцев всего около 14 тысяч человек, поэтому сейчас перед ними стоит острая проблема сохранения уходящих вместе с численностью народа национальных искусства и культуры.
Оценить масштаб проблемы можно на примере того, что во всей Горной Шории, в которой искусство горлового пения – «кай» одно из древнейших, на сегодня не осталось ни одного практикующего сказителя-кайчи. Последний, знавший более 130 сказаний, ушел из жизни в 2007 году, не оставив после себя учеников.
«Кай – любимый жанр искусства шорского народа, как и у большинства саяно-алтайских народов, – рассказала Надежда Печенина, председатель Новокузнецкой общественной организации «Шория». – Но сейчас он практически утрачен. Шорский народ был подвергнут репрессиям: в конце 30-х годов прошлого века нам запретили говорить на родном языке, проводить народные праздники, соблюдать обычаи и традиции.
В Туве сохранены разные виды горлового пения, у нас утрачены, хотя раньше у шорцев было четыре школы кая, со своими техниками исполнения. Надеемся сейчас что-то взять от вас. Шорская делегация специально ходила на концерт Тувинской государственной филармонии в Кемерово – чтобы снять на видеокамеру выступления артистов. Только в Туве горловое пение сохранилось в первозданном виде – благодаря тому, что сохранен традиционный образ жизни. Мы только начинаем путь к возрождению. То, что утрачено, должно вернуться, это поможет выжить нашим народам».
Всех участников симпозиума кызылчанам и гостям столицы удалось разглядеть во время парада-шествия.
Гости размахивали табличками с названием страны или города, откуда прибыли. Возглавляли шествие 11 известнейших хоомейжи республики, среди которых были Конгар-оол Ондар, Герман Куулар, Лазо Монгуш, Алдын-оол Севек, Монгун-оол Ондар и Родион Мунзук.
Участники симпозиума постарались выделиться традиционными нарядами. Интернациональный парад позволил рассмотреть национальные одеяния хакасов, алтайцев, шорцев, башкир, якутов, монголов. А жизнерадостный гость из США Энрике Угалда предпочел нарядиться в тувинский халат и шапочку, вызвав живейшее одобрение зрителей.
Симпозиум открылся с концерта в Музыкально-драматическом театре, который преподнес даже нашему зрителю, для которого искусство хоомея – не в диковинку, свои сюрпризы. От выступлений хора хоомейжи, которому дирижировал заслуженный артист России Конгар-оол Ондар, и задорного номера в сопровождении Национального оркестра с дирижером Аяной Монгуш, во время которого вместе пели мужчины, женщины и даже дети-хоомейжи, зал буквально взорвался восторгом.
Даже запредельная, по кызыльским меркам, цена в 300 рублей не огорчила кызылчанку Аяну Монгуш, которая привела на концерт, открывший симпозиум, племянника Славу с задатками исполнителя горлового пения.
«Отдали за билеты 600 рублей, зато впечатлений хватит вот на столько, – провела Аяна ладонью над головой. – Хороший концерт для нас редкость, поэтому сегодня увидела много нового, да и племяннику было чему научиться».
Программа симпозиума оказалась достаточно насыщенной. На второй день в одно время с научной частью в Муздрамтеатре проходили выставка-продажа тувинских национальных инструментов и конкурс исполнителей хоомея. Помимо 56 тувинских участников, выступили 35 представителей городов России и стран мира. Жюри отметило возросший уровень не только тувинских, но и иностранных исполнителей, которые, используя национальные инструменты, умудрялись привнести в хоомей собственный колорит.
О значении музыкальных инструментов при исполнении хоомея говорилось отдельно на мастер-классах, во время которых тувинские мастера давали уроки желающим.
Аян Монгуш, сопредседатель Союза мастеров тувинских национальных инструментов, демонстрировавший работы на выставке-продаже, рассказал о значении материала для истинного звучания:
«Первоначальной задачей нашего Союза было сохранение национальных инструментов в их первозданном виде. По прошествии трех лет работы могу сказать, что задача выполнена. В других регионах, стремясь модернизировать инструменты, теряют истинное звучание. Сейчас, например, в Монголии мастера заменяют на игиле кожу деревом, и звук инструмента становится ближе к скрипке. У нас же игил звучит более глухо, мягко, ближе к голосовому тембру».
Даже в 21 веке тувинские мастера предпочитают кожу, конский волос и дерево. При этом имеет значение все: время года, в которое лучше добыть кожу, возраст дерева, масть коня, даже дни месяца для работы.
Так, шаманы, заказывая у мастеров бубен, могут попросить сделать его в полнолуние или, наоборот, при зарождающейся луне. На выставке был представлен инструмент мастера Саяна Чамбала, сделанный из лиственницы, пролежавшей во дворе изготовителя в течение пятидесяти лет.
Тувинские мастера отказываются ставить производство своих инструментов на конвейер: считают, что от стремления к количеству пропадет качество. К тому же при поточном изготовлении будет невозможно соблюсти традиции, которые у каждого мастера свои. Например, кто-то читает молитву, ставя струны. Кто-то ищет дерево в определенных уголках Тувы: есть мнение, что прекрасное звучание будет у инструмента, сделанного из лиственницы, в которую ударила молния. Вряд ли при таких предпочтениях будет возможным изготовление «на поток».
За инструментами к Шораану Ойдупу, мастеру из Кызыла, обращаются родственники, знакомые, а также тувинские и иногородние музыканты. Заказы поступают даже из Красноярска и Москвы. За десять лет работы молодой мастер сбился со счету сделанных им инструментов.
«Бызанчы, наверное, около 70, игилов 100 с лишним, чангы и дошпулууров, наверное по 50-60 штук. Бубны даже подсчитать не могу, а вот чадыганов всего три. Как и у всех мастеров, мои инструменты отличаются по внешнему виду и звучанию. Ведь у каждого изготовителя свои секреты, которые он никому не раскрывает».
Москвичка Галина Грибанова, приехавшая в Туву к друзьям, взяв уроки игры на игиле у Шораана Ойдупа, поделилась:
«Что-то уже получается, думаю, что смогу играть. Проявились способности к каргыраа. Может, в следующий раз получится выступить на фестивале. Хоомей слышала в Москве: на дисках, на концерте «Хун-Хуур-Ту». Захотела послушать выступления уже в Туве. Большинство людей и понятия не имеют, что есть такая музыка, отличная от попсы. Нужно, чтобы они слушали это: что идет от сердца, корней, предков. Конечно, это капелька по сравнению с тем, что слушают у нас вообще. Поэтому нужна пропаганда, чтобы люди приезжали, узнавали о такой музыке. Фестиваль для этого лучший способ».
Среди ожидаемых итогов симпозиума – вопрос о льготной пенсии горловиков, который впервые был поднят в 90-е годы.
К пакету документов, которые будет направлены на рассмотрение в Великий хурал, будет приложено заключение новосибирских медицинских профессоров о влиянии хоомея на здоровье горловиков. Министерство культуры и информационной политики Тувы рассчитывает, что закон о льготном пенсионировании примут уже в этом году.
По словам Елены Потеряевой, профессора Новосибирского медицинского университета, при исполнении хоомея задерживается дыхание. У профессионалов это приводит к кислородному голоданию и проблемам с дыхательной и сердечно-сосудистой системами, что, в свою очередь, через годы может закончиться инвалидностью. Впрочем, профессор подчеркнула, что речь идет лишь о профессиональных исполнителях, годами исполняющих хоомей, и само по себе горловое пение вредным для организма назвать нельзя.
Министр культуры и информационной политики Вячеслав Донгак заявил, что, при принятии территориального закона о льготном пенсионировании горловиков следующим шагом станет продвижение законопроекта в Госдуме.
«Подобная проблема касается не только тувинских исполнителей. Тува инициирует вопрос о льготном пенсионировании. Но собранные исследования пойдут в плюс не только нашим исполнителям, но и артистам-горловикам из других регионов».
Другие итоги – конкурсные: определены лучшие среди исполнителей хоомея, среди изготовителей национальных инструментов, район с лучшей юртой.
Гран-при среди исполнителей достался молодому, но уже достаточно известному хоомейжи, Бады-Доржу Ондару, который в прошлом году стал народным хоомейжи. За свое мастерство артист получил автомобиль «Жигули» от спонсора – ООО «Лунсин».
Гран-при среди ансамблей, вручаемый впервые, достался «Чиргилчину». На вопрос, справедливо ли было участие столь профессионального коллектива наряду с начинающими, член жюри Конгар-оол Ондар в какой-то степени резонно отметил, что запретить «Чиргилчину» выступать было все равно, что не допускать борца Аяса Монгуша к участию в соревнованиях по хурешу. За высшую оценку «Чиргилчин» получил три тысячи долларов от международной организации «Тюрксой».
Среди мастеров-изготовителей национальных инструментов лучшим был признан Алдар Тамдын, который, кстати, был избран председателем Союза мастеров. Лучшей стал юрта Овюрского района – за подготовленность хозяев, которые встречали гостей песнями, рассказами о традициях и угощением.
Во многих номинациях конкурса исполнителей были отмечены представители Башкортостана, Хакасии, Норвегии, Японии, Монголии, США. Как отметил министр культуры и информационной политики Тувы, Вячеслав Донгак, хоомей в других странах зазвучал по-своему, пойдя по другому пути развития.
Знаменитое «тувинское время» заставило жить по-своему даже международный симпозиум.
Гостям пришлось просто смириться с тем, что мероприятия программы начинались с запозданием или вовсе переносились. Так, пресловутый хор хоомейжи, который должен был собрать рекордное количество участников, выступил на день позже, чем было заявлено в программе. При этом выяснился досадный промах: в суматохе никто не удосужился сделать самого главного – сосчитать участников хора. Делать это придется, ориентируясь по фото- и видеозаписям.
Хватало и других конфузов. Например, в Муздрамтеатре, в котором проходила часть мероприятий симпозиума, почему-то не было табличек на общественных туалетах, что приводило в смущение иностранных гостей, забредающих не в нужное помещение.
Все неловкие моменты сглаживала зрелищность и неподдельность искусства. Иногородние и иностранные участники симпозиума, вооруженные кто профессиональными камерами, а кто сотовыми телефонами, не уставали собирать фото-, видео- и аудиоматериалы, суть которых сводилась к одной теме: хоомею. Помимо архива, у каждого остались определенные впечатления о происходившем в эти дни.
Участница из Новергии, Берит Бьорнерут, приехавшая на симпозиум вместе с мужем Эриком, сообщила:
«Не могу выразить, что чувствую. Мне понравилась Тува и ее люди – очень доброжелательные и гостеприимные. Я рада тому, что решается вопрос с льготной пенсией для хоомейжи, хотя в то же время знаю: любимое дело важнее, чем выводы науки о его влиянии на кровообращение и сердце. В Туву захотелось приехать после того, как в Норвегии взяла несколько уроков хоомея у шамана Николая Ооржака. Теперь собираемся с мужем посетить и другие уголки республики. В качестве сувенира купили игил, надеемся освоить».
Галина Сыченко, доцент кафедры этномузыкознания Новосибирской консерватории, более 20 лет занимающаяся исследованием музыки этносов Южной Сибири, высказалась о необходимости сохранения и других жанров национального искусства:
«Понятно, что хоомей это наиболее яркое явление, но все же это не вся культура Тувы. Есть другие жанры, на которые тоже надо обращать внимание, сохранять их. Например, жанр импровизации, я не встречала состязаний по нему на тувинских национальных праздниках. В Хакасии этот жанр процветает благодаря ежегодным состязаниям.
Другая проблема – мне показалось, что в Туве работники культуры на местах плохо знают своих рядовых исполнителей. Знают двух-трех известных, а других носителей фольклора, обычных сельских бабушек и дедушек, не знают.
Часто дети, внуки, впервые слышат, как поет бабушка, когда приезжаем мы, исследователи, и просим спеть. Молодежь удивляется, но внимательно слушает песни, сказки. Надо создавать искусственно ситуации, чтобы молодые слушали такое, а для этого должен быть интерес».
Наиболее философски отношение к хоомею выразил один из ярких участников симпозиума, лауреат третьей степени конкурса исполнителей, американец Энрике Угалда. Хоомейжи из США исполнил песню на тувинском с комбинацией стилей борбаннадыр, эзенгилээр и каргыраа:
«Для меня был важен дух песни, она стала моим подношением тувинскому народу, благодарностью за вдохновение поиска природы в звуке. Я верю в то, что природа Вселенной заключена в хоомее.
Меня учили многие: «Чиргилчин», Начын Чооду, Алдын-оол Севек и другие, но, что еще более важно, сама Тува. Потому что дух хоомея здесь в реке, в горах, в пролетающем мимо коршуне. Мы становимся ближе к природе при помощи этих звуков.
Природа Тувы очень схожа с природой моего штата Орегон: такие же горы и большие реки. Культура, конечно, различается, но мне очень повезло, потому что духи, обитающие здесь, чувствуются и у нас.
Мне кажется, главная задач хоомея – найти волшебство в воздухе: все, что надо сделать – это просто услышать, оно там, чтобы научить тебя, чтобы ты овладел этим».
Фото Владимира Савиных.
Подписи к фото:
1. Хор хоомейжи на ступенях Муздрамтеатра. Фото Саяны Ондур.
2. Моисей Перес и Мигель Койра из Испании постигают быт тувинских кочевников.
3. Юрточный городок на стадионе Пятилетия Советской Тувы. 24 июля 2008 года.
4. Энрике Угалда, хоомейжи из США, верит в то, что в хоомее заключена природа Вселенной.
5. Участницы симпозиума из Франции Анук Манзони и Амели Ле Кам записывают исполнителей из Чеди-Хольского района.
6. Выставка-продажа национальных музыкальных инструментов. Муздрамтеатр. 25 июля 2008 года.