газета «Центр Азии»

Пятница, 11 октября 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2008 >ЦА №30 >С миру по хоомею

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

С миру по хоомею

Культурная жизнь ЦА №30 (1 — 7 августа 2008)

С миру по хоомею«Demonstration», – с улыбкой говорит француженка Амели ле Кам, наблюдая, как интернациональная группа представителей самых разных стран пробует исполнять хоомей. Дело происходит на переправе Черби, иностранные участники симпозиума ждут ритуала шаманского камлания и развлекают себя, пытаясь сравнить, кто и как освоил искусство хоомея. Небольшой импровизированный хор иностранных гостей – как предчувствие кульминации V Международного симпозиума «Хоомей – феномен культуры Центральной Азии»: общего хора тувинских и приезжих хоомейжи, который должен войти в историю как местный рекорд по количеству участников одновременного исполнения горлового пения.

Мысль о необходимости сохранения традиционного искусства, не всегда успешно вдалбливаемая в сознание масс, пришла сама собой вместе с удивлением: насколько тувинский хоомей любим за пределами Тувы.

Да за какими пределами: несколько дней в Кызыле у здания Муздрамтеатра развевались флаги США, Франции, Норвегии, Японии, Монголии, Казахстана, Кыргызстана. Съехались представители Хакасии, Бурятии, Якутии, Башкортостана, Алтая, Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Иркутска. Лица участников горели воодушевлением, и почти из каждого горла рвалась песня.

Симпозиум должен был показать, в каких условиях рождается тувинское искусство. На стадионе имени Пятилетия Советской Тувы вырос юрточный городок. Жилища кочевников в Кызыл были свезены из разных районов республики. Приезжие участники симпозиума бродили между юртами, с любопытством изучая непривычную обстановку.

Среди них был и Андрей Панкратов, ведущий передачи «Вокруг света» канала «Россия». Симпозиум, посвященный хоомею, станет частью двух сюжетов о Туве, которые канал планирует оказать в сентябре-октябре этого года. Группа «Вокруг света» снимала озеро Дус-Холь, шаманское общество «Дух медведя», мантру «Ом мани падме хум» у Кызыла, староверов, камнерезов, и, конечно, горловиков.

«Звуки нечеловеческие – поделился своим впечатлением от хоомея Андрей Пакратов. – Много где был, но такого нигде не слышал, даже в Монголии. Мне кажется, горловое пение звучит лучше всего у тувинцев».

С миру по хоомеюЭто мнение разделили и испанские музыканты-любители Моисей Перес, специалист по охране природы и Мигель Койра, преподаватель социальной антропологии в Мадридском университете. Угощаясь соленым чаем с молоком в юрте Кызыльского района, Моисей сообщил, что на фестиваль они приехали с целью освоить горловое пение:

«Впервые услышал хоомей в исполнении Сайинхо Намчылак, потом «Хун-Хуур-Ту». Меня технике исполнения учил Имрэ Пээмот, очень бы хотелось взять уроки у Игоря Кошкендея из «Чиргилчина». Надеемся улучшить пение с помощью ваших музыкантов».

С миру по хоомеюУ юрты Овюрского района, кстати, признанной лучшей, гостей встречал овюрская знаменитость, народный хоомейжи республики Герман Куулар. С высоты своего мастерства Герман Белекович разъяснил: не каждый обученный горловому пению обязательно становится настоящим хоомейжи.

«Есть большая разница между одаренными и проученными исполнителями. Если у человека дар, хоомей у него идет по-настоящему, от души. Проученный сильным исполнителем не станет все равно».

Герман Белекович знает, о чем говорит: исполняет хоомей с 11 лет. Горловиками были его дед, отец и четверо братьев. Сам Герман Куулар преподает искусство хоомея в музыкальной школе села Дус-Даг, выпустил уже более 40 учеников.

Позаимствовать опыт тувинцев и принять участие в научной части симпозиума приехали и представители Горной Шории, малой народности с юга Кемеровской области.

Шорцев всего около 14 тысяч человек, поэтому сейчас перед ними стоит острая проблема сохранения уходящих вместе с численностью народа национальных искусства и культуры.

Оценить масштаб проблемы можно на примере того, что во всей Горной Шории, в которой искусство горлового пения – «кай» одно из древнейших, на сегодня не осталось ни одного практикующего сказителя-кайчи. Последний, знавший более 130 сказаний, ушел из жизни в 2007 году, не оставив после себя учеников.

«Кай – любимый жанр искусства шорского народа, как и у большинства саяно-алтайских народов, – рассказала Надежда Печенина, председатель Новокузнецкой общественной организации «Шория». – Но сейчас он практически утрачен. Шорский народ был подвергнут репрессиям: в конце 30-х годов прошлого века нам запретили говорить на родном языке, проводить народные праздники, соблюдать обычаи и традиции.

В Туве сохранены разные виды горлового пения, у нас утрачены, хотя раньше у шорцев было четыре школы кая, со своими техниками исполнения. Надеемся сейчас что-то взять от вас. Шорская делегация специально ходила на концерт Тувинской государственной филармонии в Кемерово – чтобы снять на видеокамеру выступления артистов. Только в Туве горловое пение сохранилось в первозданном виде – благодаря тому, что сохранен традиционный образ жизни. Мы только начинаем путь к возрождению. То, что утрачено, должно вернуться, это поможет выжить нашим народам».

Всех участников симпозиума кызылчанам и гостям столицы удалось разглядеть во время парада-шествия.

Гости размахивали табличками с названием страны или города, откуда прибыли. Возглавляли шествие 11 известнейших хоомейжи республики, среди которых были Конгар-оол Ондар, Герман Куулар, Лазо Монгуш, Алдын-оол Севек, Монгун-оол Ондар и Родион Мунзук.

Участники симпозиума постарались выделиться традиционными нарядами. Интернациональный парад позволил рассмотреть национальные одеяния хакасов, алтайцев, шорцев, башкир, якутов, монголов. С миру по хоомеюА жизнерадостный гость из США Энрике Угалда предпочел нарядиться в тувинский халат и шапочку, вызвав живейшее одобрение зрителей.

Симпозиум открылся с концерта в Музыкально-драматическом театре, который преподнес даже нашему зрителю, для которого искусство хоомея – не в диковинку, свои сюрпризы. От выступлений хора хоомейжи, которому дирижировал заслуженный артист России Конгар-оол Ондар, и задорного номера в сопровождении Национального оркестра с дирижером Аяной Монгуш, во время которого вместе пели мужчины, женщины и даже дети-хоомейжи, зал буквально взорвался восторгом.

Даже запредельная, по кызыльским меркам, цена в 300 рублей не огорчила кызылчанку Аяну Монгуш, которая привела на концерт, открывший симпозиум, племянника Славу с задатками исполнителя горлового пения.

«Отдали за билеты 600 рублей, зато впечатлений хватит вот на столько, – провела Аяна ладонью над головой. – Хороший концерт для нас редкость, поэтому сегодня увидела много нового, да и племяннику было чему научиться».

Программа симпозиума оказалась достаточно насыщенной. На второй день в одно время с научной частью в Муздрамтеатре проходили выставка-продажа тувинских национальных инструментов и конкурс исполнителей хоомея. Помимо 56 тувинских участников, выступили 35 представителей городов России и стран мира. Жюри отметило возросший уровень не только тувинских, но и иностранных исполнителей, которые, используя национальные инструменты, умудрялись привнести в хоомей собственный колорит.

О значении музыкальных инструментов при исполнении хоомея говорилось отдельно на мастер-классах, во время которых тувинские мастера давали уроки желающим.

Аян Монгуш, сопредседатель Союза мастеров тувинских национальных инструментов, демонстрировавший работы на выставке-продаже, рассказал о значении материала для истинного звучания:

«Первоначальной задачей нашего Союза было сохранение национальных инструментов в их первозданном виде. По прошествии трех лет работы могу сказать, что задача выполнена. В других регионах, стремясь модернизировать инструменты, теряют истинное звучание. Сейчас, например, в Монголии мастера заменяют на игиле кожу деревом, и звук инструмента становится ближе к скрипке. У нас же игил звучит более глухо, мягко, ближе к голосовому тембру».

Даже в 21 веке тувинские мастера предпочитают кожу, конский волос и дерево. При этом имеет значение все: время года, в которое лучше добыть кожу, возраст дерева, масть коня, даже дни месяца для работы.

Так, шаманы, заказывая у мастеров бубен, могут попросить сделать его в полнолуние или, наоборот, при зарождающейся луне. На выставке был представлен инструмент мастера Саяна Чамбала, сделанный из лиственницы, пролежавшей во дворе изготовителя в течение пятидесяти лет.

Тувинские мастера отказываются ставить производство своих инструментов на конвейер: считают, что от стремления к количеству пропадет качество. К тому же при поточном изготовлении будет невозможно соблюсти традиции, которые у каждого мастера свои. Например, кто-то читает молитву, ставя струны. Кто-то ищет дерево в определенных уголках Тувы: есть мнение, что прекрасное звучание будет у инструмента, сделанного из лиственницы, в которую ударила молния. Вряд ли при таких предпочтениях будет возможным изготовление «на поток».

За инструментами к Шораану Ойдупу, мастеру из Кызыла, обращаются родственники, знакомые, а также тувинские и иногородние музыканты. Заказы поступают даже из Красноярска и Москвы. За десять лет работы молодой мастер сбился со счету сделанных им инструментов.

«Бызанчы, наверное, около 70, игилов 100 с лишним, чангы и дошпулууров, наверное по 50-60 штук. Бубны даже подсчитать не могу, а вот чадыганов всего три. Как и у всех мастеров, мои инструменты отличаются по внешнему виду и звучанию. Ведь у каждого изготовителя свои секреты, которые он никому не раскрывает».

Москвичка Галина Грибанова, приехавшая в Туву к друзьям, взяв уроки игры на игиле у Шораана Ойдупа, поделилась:

«Что-то уже получается, думаю, что смогу играть. Проявились способности к каргыраа. Может, в следующий раз получится выступить на фестивале. Хоомей слышала в Москве: на дисках, на концерте «Хун-Хуур-Ту». Захотела послушать выступления уже в Туве. Большинство людей и понятия не имеют, что есть такая музыка, отличная от попсы. Нужно, чтобы они слушали это: что идет от сердца, корней, предков. Конечно, это капелька по сравнению с тем, что слушают у нас вообще. Поэтому нужна пропаганда, чтобы люди приезжали, узнавали о такой музыке. Фестиваль для этого лучший способ».

Среди ожидаемых итогов симпозиума – вопрос о льготной пенсии горловиков, который впервые был поднят в 90-е годы.

К пакету документов, которые будет направлены на рассмотрение в Великий хурал, будет приложено заключение новосибирских медицинских профессоров о влиянии хоомея на здоровье горловиков. Министерство культуры и информационной политики Тувы рассчитывает, что закон о льготном пенсионировании примут уже в этом году.

По словам Елены Потеряевой, профессора Новосибирского медицинского университета, при исполнении хоомея задерживается дыхание. У профессионалов это приводит к кислородному голоданию и проблемам с дыхательной и сердечно-сосудистой системами, что, в свою очередь, через годы может закончиться инвалидностью. Впрочем, профессор подчеркнула, что речь идет лишь о профессиональных исполнителях, годами исполняющих хоомей, и само по себе горловое пение вредным для организма назвать нельзя.

Министр культуры и информационной политики Вячеслав Донгак заявил, что, при принятии территориального закона о льготном пенсионировании горловиков следующим шагом станет продвижение законопроекта в Госдуме.

«Подобная проблема касается не только тувинских исполнителей. Тува инициирует вопрос о льготном пенсионировании. Но собранные исследования пойдут в плюс не только нашим исполнителям, но и артистам-горловикам из других регионов».

Другие итоги – конкурсные: определены лучшие среди исполнителей хоомея, среди изготовителей национальных инструментов, район с лучшей юртой.

Гран-при среди исполнителей достался молодому, но уже достаточно известному хоомейжи, Бады-Доржу Ондару, который в прошлом году стал народным хоомейжи. За свое мастерство артист получил автомобиль «Жигули» от спонсора – ООО «Лунсин».

Гран-при среди ансамблей, вручаемый впервые, достался «Чиргилчину». На вопрос, справедливо ли было участие столь профессионального коллектива наряду с начинающими, член жюри Конгар-оол Ондар в какой-то степени резонно отметил, что запретить «Чиргилчину» выступать было все равно, что не допускать борца Аяса Монгуша к участию в соревнованиях по хурешу. За высшую оценку «Чиргилчин» получил три тысячи долларов от международной организации «Тюрксой».

Среди мастеров-изготовителей национальных инструментов лучшим был признан Алдар Тамдын, который, кстати, был избран председателем Союза мастеров. Лучшей стал юрта Овюрского района – за подготовленность хозяев, которые встречали гостей песнями, рассказами о традициях и угощением.

Во многих номинациях конкурса исполнителей были отмечены представители Башкортостана, Хакасии, Норвегии, Японии, Монголии, США. Как отметил министр культуры и информационной политики Тувы, Вячеслав Донгак, хоомей в других странах зазвучал по-своему, пойдя по другому пути развития.

Знаменитое «тувинское время» заставило жить по-своему даже международный симпозиум.

Гостям пришлось просто смириться с тем, что мероприятия программы начинались с запозданием или вовсе переносились. Так, пресловутый хор хоомейжи, который должен был собрать рекордное количество участников, выступил на день позже, чем было заявлено в программе. При этом выяснился досадный промах: в суматохе никто не удосужился сделать самого главного – сосчитать участников хора. Делать это придется, ориентируясь по фото- и видеозаписям.

Хватало и других конфузов. Например, в Муздрамтеатре, в котором проходила часть мероприятий симпозиума, почему-то не было табличек на общественных туалетах, что приводило в смущение иностранных гостей, забредающих не в нужное помещение.

С миру по хоомеюВсе неловкие моменты сглаживала зрелищность и неподдельность искусства. Иногородние и иностранные участники симпозиума, вооруженные кто профессиональными камерами, а кто сотовыми телефонами, не уставали собирать фото-, видео- и аудиоматериалы, суть которых сводилась к одной теме: хоомею. Помимо архива, у каждого остались определенные впечатления о происходившем в эти дни.

Участница из Новергии, Берит Бьорнерут, приехавшая на симпозиум вместе с мужем Эриком, сообщила:

«Не могу выразить, что чувствую. Мне понравилась Тува и ее люди – очень доброжелательные и гостеприимные. Я рада тому, что решается вопрос с льготной пенсией для хоомейжи, хотя в то же время знаю: любимое дело важнее, чем выводы науки о его влиянии на кровообращение и сердце. В Туву захотелось приехать после того, как в Норвегии взяла несколько уроков хоомея у шамана Николая Ооржака. Теперь собираемся с мужем посетить и другие уголки республики. В качестве сувенира купили игил, надеемся освоить».

Галина Сыченко, доцент кафедры этномузыкознания Новосибирской консерватории, более 20 лет занимающаяся исследованием музыки этносов Южной Сибири, высказалась о необходимости сохранения и других жанров национального искусства:

«Понятно, что хоомей это наиболее яркое явление, но все же это не вся культура Тувы. Есть другие жанры, на которые тоже надо обращать внимание, сохранять их. Например, жанр импровизации, я не встречала состязаний по нему на тувинских национальных праздниках. В Хакасии этот жанр процветает благодаря ежегодным состязаниям.

Другая проблема – мне показалось, что в Туве работники культуры на местах плохо знают своих рядовых исполнителей. Знают двух-трех известных, а других носителей фольклора, обычных сельских бабушек и дедушек, не знают.

С миру по хоомеюЧасто дети, внуки, впервые слышат, как поет бабушка, когда приезжаем мы, исследователи, и просим спеть. Молодежь удивляется, но внимательно слушает песни, сказки. Надо создавать искусственно ситуации, чтобы молодые слушали такое, а для этого должен быть интерес».

Наиболее философски отношение к хоомею выразил один из ярких участников симпозиума, лауреат третьей степени конкурса исполнителей, американец Энрике Угалда. Хоомейжи из США исполнил песню на тувинском с комбинацией стилей борбаннадыр, эзенгилээр и каргыраа:

«Для меня был важен дух песни, она стала моим подношением тувинскому народу, благодарностью за вдохновение поиска природы в звуке. Я верю в то, что природа Вселенной заключена в хоомее.

Меня учили многие: «Чиргилчин», Начын Чооду, Алдын-оол Севек и другие, но, что еще более важно, сама Тува. Потому что дух хоомея здесь в реке, в горах, в пролетающем мимо коршуне. Мы становимся ближе к природе при помощи этих звуков.

Природа Тувы очень схожа с природой моего штата Орегон: такие же горы и большие реки. Культура, конечно, различается, но мне очень повезло, потому что духи, обитающие здесь, чувствуются и у нас.

Мне кажется, главная задач хоомея – найти волшебство в воздухе: все, что надо сделать – это просто услышать, оно там, чтобы научить тебя, чтобы ты овладел этим».

Фото Владимира Савиных.

Подписи к фото:

1. Хор хоомейжи на ступенях Муздрамтеатра. Фото Саяны Ондур.

2. Моисей Перес и Мигель Койра из Испании постигают быт тувинских кочевников.

3. Юрточный городок на стадионе Пятилетия Советской Тувы. 24 июля 2008 года.

4. Энрике Угалда, хоомейжи из США, верит в то, что в хоомее заключена природа Вселенной.

5. Участницы симпозиума из Франции Анук Манзони и Амели Ле Кам записывают исполнителей из Чеди-Хольского района.

6. Выставка-продажа национальных музыкальных инструментов. Муздрамтеатр. 25 июля 2008 года.

Айгуль КАЮМОВА

 (голосов: 4)
Опубликовано 2 августа 2008 г.
Просмотров: 6425
Версия для печати

Также в №30:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru