газета «Центр Азии» №26 (4 — 11 июля 2008)
Проблема

Что спасёт наших детей на дорогах

5 июля 2008 г.

Родители, экономя в авто на детских креслах, теряют своих малышей

Только за первые пять месяцев 2008 года на дорогах Тувы произошло 15 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали несовершеннолетние.

В авариях погибло четыре ребенка, 16 получили увечья. Дети становились жертвами из-за того, что не были пристегнуты, находились в машинах без специальных детских кресел.

НОРМА НАМ НЕ УКАЗ?

Не случайно Правила дорожного движения Российской Федерации были дополнены пунктом 22.9, который гласит: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства».

Перевозить детей в автомашинах нужно с использованием специальных удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств. Также детей до 12 лет запрещается перевозить на заднем сиденье мотоцикла.

За невыполнение правила, виновные привлекаются к административному наказанию: штрафу в размере одного минимального размера оплаты труда. За первые пять месяцев 2008 года было оштрафовано 58 водителей, перевозивших детей не должным образом.

Практика перевозки детей в детских креслах существует во всем мире и воспринимается как норма. У нас же культура вождения на гораздо более низком уровне, и детские автомобильные кресла в Туве экономные папаши и мамаши не используют.

А КРЕСЛО МОГЛО БЫ СПАСТИ

Если взрослые в аварийных ситуациях могут как-то отреагировать – увернуться, избежав удара, то дети – самые незащищенные участники дорожного движения.

Ребенок в автомобиле полностью зависим от взрослых. И именно пренебрежение взрослых элементарными мерами безопасности, самонадеянность и безответственность – причины трагедий на дорогах.

Вот только краткий список жертв.

ü 5 мая 2008 года, на 19 километре трассы Кызыл – Ак-Довурак водитель машины ВАЗ-21093 Буян Монгуш выехал на встречную полосу и столкнулся с машиной ВАЗ-21124.

На месте скончались четыре человека, среди них – девятилетняя девочка, находившаяся непристегнутой на заднем сидении.

ü 18 мая на 918 километре трассы М-54 водитель машины ВАЗ-21140 Байыр Коштай-оол, превысив скорость движения, потерял управление и опрокинул автомобиль.

Водитель скончался на месте, двое пассажиров получили различные травмы. Один из них – годовалый малыш, который находился на заднем сидении на руках у матери.

ü 27 мая 2008 года, на 20 километре трассы Сарыг-Сеп – Кызыл водитель машины ВАЗ-21150 Аяс Монгуш, двигаясь на большой скорости, потерял управление и опрокинул автомобиль.

Водитель погиб на месте аварии. Среди пострадавших – его восьмилетняя дочь, находившаяся на заднем сидении без всякой страховки. Всего в ДТП было травмировано семь человек, среди них – восьмимесячный мальчик, который в момент аварии был на руках у матери.

СМЕРТЕЛЬНЫЕ ОБЪЯТИЯ

Некоторые «заботливые» родители рассуждают, что вполне можно обойтись без кресла для ребенка.

Мол, куда надежнее держать свое чадо на руках. Но это мнение ошибочно. При столкновении, экстренном торможении или ударе даже на небольшой скорости 40-50 км/час вес пассажира возрастает примерно в 30 раз.

Если вес ребенка 10 килограммов, то в момент удара, с учетом ускорения, он будет «весить» уже около 300 килограммов, удержать его от удара о переднее кресло или лобовое стекло практически невозможно. Кроме того, взрослый, держащий ребенка в своих объятиях, в ДТП способен просто раздавить его своим весом.

Если же при столкновении ребенок никем не удерживался, силой инерции он может быть выброшен из машины. Поскольку пропорциональное отношение головы к туловищу малыша больше, чем у взрослых, удар придется на голову. Такого не выдерживают даже взрослые…

По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских автомобильных кресел позволяет в случае аварии снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.

Ребенка нужно пристегивать правильно: ремень должен обязательно проходить через плечо и грудную клетку, а не фиксировать шею, так как при ДТП человек ростом ниже 135 сантиметров выскальзывает из-под ремня. А подушка безопасности, рассчитанная на взрослого, сработав, может серьезно покалечить ребенка.

Одной из причин, по которой водители отказываются от детских кресел, является их якобы дороговизна. Но ценовой диапазон детских кресел достаточно широк, и при желании все же можно подобрать приемлемый вариант.

Да и уместно ли говорить о затратах, если речь о жизни и безопасности ребенка?

ВЫБИРАЕМ РЕБЁНКУ АВТОМОБИЛЬНОЕ КРЕСЛО

При выборе автокресла определяющими являются двапараметра – это вес и возраст юного пассажира. По этим показателям детские автомобильные кресла делятся на группы.

Группа «0» предназначена для детей в первый года жизни, с весом не выше 10 килограммов. Такие кресла устанавливают лицом против хода движения, на заднем или переднем сиденье (при условии, что отключена подушка безопасности).

Само сиденье по виду напоминает колыбель с ручкой для переноски и Y-образными (брасовыми) ремнями безопасности, фиксирующими малыша в кресле. Для новорожденных предусмотрена специальная подушечка, поддерживающая голову. Она легко снимается, когда малыш подрастет.

Название группы

Вес ребенка

Примерный возраст ребенка

Способ установки

Группа 0

менее 10 кг

от рождения до шести месяцев

Перпендикулярно ходу движения

Группа 0+

менее 13 кг

от рождения до одного года

Спиной по ходу движения

Группа I

от 9 до 18 кг

от одного года до четырех лет

Лицом по ходу движения

Группа II

от 15 до 25 кг

от трех до семи лет

Лицом по ходу движения

Группа III

от 22 до 36 кг

от шести до 12 лет

Лицом по ходу движения

Группа «0+» рассчитана на детей до года. Большая часть кресел оснащается подголовником и внутренними ремнями безопасности. Иногда такие сиденья обладают регулировкой угла наклона и ширины. Это позволяет удобно разместить ребенка, не снимая верхней одежды.

Группа «1» предназначена для малышей от года до четырех лет. Такие кресла размещают обычно на заднем сиденье, лицом по ходу движения. В кресле ребенка фиксирует внутренний пятиточечный ремень или штатный трехточечный.

Группа «2» рассчитана на детей от трех до семи лет. Некоторые модели состоят из двух частей: сиденья и спинки. Они не оснащаются внутренними ремнями, ребенка удерживают стандартные ремни.

Группа «3» позволяет безопасно путешествовать детям с шести до двенадцати лет. Вид и конструкция аналогичны категории «2», разница лишь в размерах и весе кресла.

Каркас – несущая часть в конструкции кресла, от его прочности зависит безопасность ребенка при ДТП. Оптимальным признан каркас из алюминиевого П-образного профиля, он хорошо противостоит скручиванию и достаточно легок. Но сиденья, выполненные на его основе, дороже пластиковых аналогов.

Замки ремней в большинстве своем выполнены из пластмассы. Но каким бы ни был пластик, по прочности он уступает металлу. Поэтому лучше приобрести кресло с металлическими замками ремней.

ПРИСТЕГНИ САМОЕ ДОРОГОЕ

Я обзвонила несколько частных служб такси в Кызыле и задала лишь один вопрос: используются ли водителями для перевозки детей автомобильные кресла?

Ни один представитель фирм-перевозчиков не ответил: «Да, мы заботимся о безопасности наших юных пассажиров, у нас имеются специальные кресла».

Мнение диспетчеров и таксистов однозначно: приобретать такие кресла – дорогостоящее для фирмы удовольствие. Проще не обслуживать вызов, если среди пассажиров есть ребенок. «Пусть родители возят кресла с собой», – пришли к единому мнению участники опроса.

Похожее мнение, к сожалению, бытует и среди родителей-автовладельцев. «Со мной ребенок в полной безопасности», «Мой малыш неусидчивый, привязывать его к одному месту бесполезно», – такие мнения услышала я от родителей. И еще: «Я уверен в своем водительском мастерстве». Эта уверенность зачастую и подводит: вы можете быть отличным водителем, но нельзя предугадать поведение тех, кто едет по соседней полосе.

Штрафами сотрудники ГИБДД приучили водителей пристегиваться ремнями безопасности и иногда даже напоминать об этом взрослым пассажирам. Чаще всего такие напоминания звучат перед постом ГИБДД, хотя в первую очередь эта норма необходима самим участникам дорожного движения: может спасти им жизнь.

А вот в отношении малышей и водители, и родители проявляют крайнюю беспечность. И пока каждый водитель не осознает ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, пока матери не будут проявлять предусмотрительность, садясь с малышом в автомобиль только при наличии специального кресла, мы по-прежнему будем терять на дорогах самое дорогое – наших детей.

Ая БЮРБЮ, старший инспектор отделения информации и общественных связей МВД по Республике Тыва
http://www.centerasia.ru/issue/2008/26/1954-chto-spasyot-nashikh-detey-na-dorogakh.html