газета «Центр Азии»

Суббота, 20 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2008 >ЦА №25 >Вторая половинка

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Вторая половинка

Люди Центра Азии ЦА №25 (27 июня — 4 июля 2008)

Вторая половинкаОна знала только одну свою половинку. А потом стало очень не хватать второй. В 34 года она поняла: очень трудно жить вот так – наполовину.

И она решила найти своего отца.

 

Эта история началась для меня в декабре 2006 года. В реакционном кабинете раздался звонок:

«Здравствуйте, я звоню вам из Англии. Может быть, вам мой звонок покажется странным, но я очень надеюсь на вашу помощь, потому что нашла в Интернете сайт газеты «Центр Азии» и поняла, что только вы сможете мне помочь. Главные герои газеты – люди, истории их жизни. А у меня именно такая простая человеческая история: я ищу в Туве своего отца».

Так завязалось наше знакомство и электронная переписка с Еленой Терл-Кантор-Анисимовой. Терл – это ее нынешняя фамилия: по мужу-англичанину. Кантор – ее девичья фамилия, по матери. Анисимова – по отцу, о котором она, нося его отчество – Петровна – до тридцати четырех лет ничего конкретного не знала.

ГОЛЬЦМАН: ПОХОРОНЕН В КРЕМЛЁВСКОЙ СТЕНЕ

А вот свою историю по материнской линии Елена знала хорошо. Знала даже, где похоронен ее прадед, а многие ли из нас могут похвастаться тем, что знают место упокоения своих прадедов?

Не раз ходила Елена поклониться своему прадеду. Правда, по специальному пропуску, потому что похоронен отец ее бабушки – Абрам Зиновьевич Гольцман – в Кремлевской стене.

Вторая половинкаАбрам, родившийся в Одессе в 1894 году, по семейным преданиям, бывший биндюжником – бригадиром портовых грузчиков, после революции занимал высокие руководящие посты. Он стал фактически первым руководителем Аэрофлота – гражданского воздушного флота СССР: в 1932-1933 годы возглавлял Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР. В 1933 году погиб в авиационной катастрофе.

В этом смысле, как ни парадоксально это звучит, семье повезло: доживи Абрам Зиновьевич до обрушившихся на страну в тридцать седьмом году массовых репрессий, был бы, несомненно, расстрелян – без учета дореволюционных арестов, ссылок, революционных и авиационных заслуг. Под клеймо «врага народа» он подходил идеально: ведь не просто имел неосторожность родиться в еврейской семье, а еще и поддерживал во время дискуссии о профсоюзах позицию Льва Троцкого.

В тридцать третьем же Абрама Гольцмана похоронили с почестями, правда, впоследствии ходили слухи, что Троцкого наркому все же припомнили, и его прах был из Кремлевской стены извлечен, перезахоронен или развеян. Но слухи остались слухами, и табличка с именем Елениного прадеда до сих пор – в центре Москвы, на Красной площади.

Клеймо дочери «врага народа» на Зиночке Гольцман, Елениной бабушке, поставлено не было, и она смогла поступить в Московский химико-технологический институт и познакомиться там со своим будущим мужем – Исааком Кантором, успешным студентом, впоследствии закончившим еще и Военную академию бронетанковых войск.

КАНТОР: ДЕДУШКА НЕ ОТРЁКСЯ

Исаак Кантор воевал, в звании капитана дошел до Берлина. Там родилась и мама Елены – Ирина, когда Зина приехала к мужу, продолжавшему после окончания Великой Отечественной войны проходить службу в столице Германии.

После возвращения в Москву семью настигло горе: в 30 лет Зина умирает от перитонита. На руках у Исаака Самуиловича остаются две дочки: трехлетняя и восьмимесячная. И он в 31 год дает себе клятву: в этот дом я больше женщину не приведу.

Эффектный, элегантный мужчина, всегда безукоризненно одевавшийся, так всю жизнь и проживет один: поднимет дочек, а потом будет поднимать, воспитывать внучку.

«Дедушка был потрясающим человеком, – рассказывает Елена. – Очень честным. И прямолинейным. Эту прямолинейность он и в матери, и во мне воспитал. Ему не раз советовали: отрекись, поменяй свое имя, стань не Исааком Самуиловичем, а Иваном Ивановичем, и у тебя не будет никаких проблем ни с продвижением по работе, ни с выездом за границу. Но дедушка на это не соглашался.

И у него поэтому, конечно, были проблемы. Одно время его не брали никуда на работу, хотя он был отличным специалистом-химиком. Потом все же взяли. Он был главным технологом Химико-технологического института. Проектировал Ярославский шинный завод. Но когда его пригласили в Англию – по линии фирмы «Милшлен», с которой были налажены партнерские отношения, то его за границу не выпустили: беспартийный еврей, ненадежный. Тогда у него случился первый инфаркт, мне 13 лет было».

Лена росла в особой атмосфере интеллигентного дедушкиного дома: множество книг, хрусталь, фарфор. Прекрасно сохранившийся трофейный немецкий буфет. И пианино, оставшееся еще от прабабушки, на котором девочку учили играть. Еще фигурное катание, гимнастика, скрипка, английская спецшкола – дед очень хотел дать внучке самое лучшее образование. С дедом они не расставались. Он очень любил свою старшую внучку.

Мама жила своей семьей: вышла замуж, у Лены появились сводные брат и сестры: Яша, Аня и Зина. Но в дом мамы девочка ходила в гости, а родным был для нее дом дедушки Исаака, не отпускавшим ее от себя. И его смерть в 1998 году стала для нее сильнейшим ударом.

ПОИСКИ ОТЦА

Именно после смерти дедушки Лена все чаще и чаще стала задумываться о своей второй половине: кто ее отец, ее другая – отцовская – родня.

Выуживала скупые сведения у мамы, но долго не решалась начать поиски.

А потом судьба и вовсе забросила ее из Москвы в Англию. После окончания психологического факультета МГУ она работала в Федеральном научно-практическом центре медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, занималась адаптацией тех, кто пострадал во время военных действий в Чечне, работала над диссертацией «Социальная адаптация инвалидов с ампутированными конечностями».

В 2003 году ей неожиданно предложили поехать в Лондон – на учебу, по приглашению министерства обороны Великобритании, организовавшего специальные курсы для российских специалистов, связанных с реабилитацией тех, кто пострадал во время военных действий, террористических актов.

В Лондоне она и познакомилась с Эдрианом Терлом, бывшим военнослужащим, одним из тех, кто читал им курс лекций. Знакомство закончилось свадьбой, Елена переехала жить к мужу.

Вторая половинкаИ там, в туманном Альбионе, особенно остро почувствовала необходимость найти вторую часть себя. И в редакции «Центра Азии» прозвучал международный звонок: помогите найти отца – Анисимова Петра Григорьевича.

Сведения, присланные Ириной, были скупы и в то же время достаточны для того, чтобы начать поиски:

«Моя мама – Ирина Кантор – после окончания биологического факультета Московского университета приехала по распределению на работув Туву. Работа была предложена в Кызыле, на противочумной станции. Мой отец работал там же.

Они расстались, видимо, с обидой, когда моя мама была на втором-третьем месяце беременности. Она вернулась в Москву. Я родилась 18 июля 1972 года, мое отчество Петровна. Вот так, я 34 года живу с отчеством человека, про которого ничего не знаю…»

Своим горячим желанием узнать Елена увлекла и меня. Начались поиски, в которых очень помогла руководитель пресс-службы МВД Тувы подполковник милиции Лада Оюн.

РОДНЫЕ ЛИЦА

Это только кажется, что найти на нашей Земле человека очень трудно. На самом деле она ведь совсем небольшая – наша планета Земля. Так что главное – просто очень захотеть найти.

И вот я уже сижу в чистом, ухоженном домике на улице Крюкова. Василий Григорьевич Анисимов – старший брат Петра Григорьевича раскладывает передо мной семейные фотографии.

Глядя на эти фото, понимаю, что у Елены нашлось сразу великое множество родственников, ведь у ее бабушки и деда по отцовской линии – Григория и Ульяны Анисимовых – было девять детей: шестеро сыновей и три дочери.

В семье хранится своеобразная родословная, выполненная на фотобумаге одним из братьев: сверху надпись «Анисимовы», фотографии отца и матери с указанием годов рождения – 1902 и 1903, затем – портреты всех детей, тоже с датами рождения.

Петр, отец Елены – шестой по счету, родился 25 июля 1934 года.

Этот фотомонтаж вместе с еще рядом снимков, врученных Василием Григорьевичем, я отправила по электронной почте Елене. Ответное письмо не заставило себя долго ждать:

«Я просидела два часа разглядывая лица моих родных, это такое необъяснимое чувство, такие эмоции, потрясающе! Я думаю, что похожа на своего отца: улыбка у нас одинаковая. Лицо моей бабушки мне очень понравилось: волевое, открытое, с сильным характером. Мне даже не верится, что я могу теперь видеть лица моих родственников и что-то узнать об их жизни».

АНИСИМОВЫ: ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ

Жизнь анисимовского рода была простая – трудовая. И сложная, потому что трудовая.

По семейным преданиям, один из прапрадедов пришел в Сибирь с Волги. Как рассказал Василий Григорьевич, в роду течет и татарская кровь – по линии прадеда Василия Деханова, отца бабушки Софьи, в девичестве Дехановой, вышедшей замуж за Ивана Анисимова.

Жили в селе Усинское Красноярского края. Крестьянствовали. В смутные годы Гражданской войны перебрались в Туву – в село Баян-Кол.

Там они – все девять детей – и родились: старшая Галина – в 1924 году, младший Володя – в январе сорок первого, за пять месяцев до начала Великой Отечественной войны.

Именно Владимир – от всей семьи – ездил поклониться могиле отца. В Латвию. Где в Салдусском районе, в маленьком поселке Курсиши есть братская могила павших за освобождение Латвии от фашизма. Среди выбитых на плите имен – Анисимов Григорий Иванович, рядовой-артиллерист. Погиб 28 февраля 1945 года.

Последний раз с дочерью Ульяной Володя ездил в Прибалтику в 1990 году.

Братская могила была ухоженная, в цветах: за ней следили жившие неподалеку учителя – мать и дочь, вместе со школьниками. Что там теперь – в далекой Латвии, снова ставшей заграницей?

Так что Елена не ошиблась в характере своей бабушки – твердая, сильная женщина. Став вдовой, подняла всех девятерых детей: вырастила, выучила.

Эта внутренняя твердость – от постоянного труда, закалившего волю, воспитавшего привычку рассчитывать только на себя, прочитанная на фотографиях вновь обретенных родных, дала твердость и ей.

«Сколько сил мне эта фотография придала, когда я увидела лица своих родных – такие волевые, сильные, – делится своими переживаниями Елена. – Эмиграция – очень непростая вещь, требует много сил, иногда не хватает энергии и положительных эмоций. У меня бывают очень грустные дни, трудно и одиноко, я начала совершенно новую жизнь, где многое надо учить заново.

И знаете, я верю, что если кто-то тебя любит – неважно, как далеко человек – эта любовь поддерживает, дает силы жить. Теперь, когда я познакомилась с моим отцом, я уверенна, что он меня уже любит, и что его любовь прибавит мне сил. Я даже не знаю – почему, но я уверена, что он меня уже любит, вот такая самонадеянность».

ПРИЕЗЖАЙ, ДОЧА!

И она не ошиблась. Знакомство с отцом, начавшееся с фотографий и телефонных звонков в Минусинск Красноярского края, куда Петр Григорьевич, выйдя на пенсию, переехал из Кызыла, закончилось его приглашением: «Приезжай, доча».

И Лена летит из Лондона в Москву, потом – в Абакан, ее встречает дядя Володя, двоюродная сестра Уля, везут на машине к отцу в Минусинск. Там суматошная встреча – отец, его жена Лариса (Петр Григорьевич женился только в 47 лет). И счастливое: «Доча, доченька приехала».

Потом – на машине – в Кызыл. Да с заездом ко всем родственникам, живущим по дороге. И несколько дней в Кызыле тоже наполнены встречами до предела. Отец хочет показать дочку всем-всем многочисленным родным, коллегам по работе: «Вот она, моя дочка, видите – она есть, есть у меня!»

Оказывается, он сохранил то – единственное – детское фото, помеченное датой 23 декабря 1972 года, что давным-давно прислала мама Елены. Он тогда даже пытался поделиться, рассказать кое-кому из родных, что у него появилась дочь. Но ему как-то не очень верили, не принимали всерьез. Постепенно он и сам перестал себе верить: может быть, и правда – не могло быть никакой дочери?

Вторая половинкаЧто-то доказывать, убеждать, спорить он не умел: характер имел мягкий, добрый, покладистый. Трудился на Тувинской противочумной станции – и дворником, и кочегаром, и сторожем, и инструктором: в степи отлавливал больных сусликов. Рассказывает: «25 лет проработал на природе, а вот убить животное не могу, оно же плачет, как ребенок».

Проведя, всего несколько дней с отцом, Лена увидела и поняла в нем главное:

«Отец чистый человек, с чистой душой. И в то же время – очень сильный. Он в детстве перенес полиомиелит, после этого у него ноги остались, как у семилетнего ребенка, и он дальше не рос.

Он мог сесть на печку, ножки свесить и пенсию по инвалидности получать, как многие делают. А он всю жизнь работал: по дому все делал, за скотиной ходил. Работал до самой пенсии, и даже после нее, на противочумной станции, месяцами в экспедициях – в степях. Не спился, не комплексовал из-за своего физического недостатка, а реализовал себя: у него много разных благодарностей, наград за труд».

СПАСИБО ЕЙ, ЧТО НАШЛА МЕНЯ

В доме на улице Крюкова – суета. Накрывается стол, вытаскиваются соленья-разносолы.

Василий Григорьевич рад гостям, но и немного недоволен: ну, почему брат Петр не позвонил, не сообщил точный день приезда, тогда бы они по-настоящему – по-анисимовски – встретили родных с новым членом семьи – племянницей Леной. А брат, видите ли, решил сюрприз сделать, вот и приходится собирать стол на скорую руку.

Но и на «скорую руку» все получается хлебосольно. За столом только и разговоров: о Петре и Лене, о том, на кого из родных она больше похожа. Решают, что на старшую сестру Галину. А мне кажется, что с двоюродными братьями – Александром и Геннадием – у нее одно лицо.

Разговорам, рассказам, вопросам нет конца. Среди этой суматохи сияет счастьем лицо Петра Григорьевича. Мы выходим в аккуратный дворик, садимся на чистенькие ступеньки крылечка и он тихо говорит мне:

«Вот какая доча получилась. Единственная. Я очень горд. Героем себя чувствую. Жаль только, что не воспитывал, маленькую на руках не держал… Спасибо ей, что нашла меня. И спасибо вам».

И он улыбается какой-то застенчивой, очень доброй улыбкой.

И ВСЕ ВСТАЛО НА СВОИ МЕСТА

Вот и вся история о том, как девочка нашла своего отца, нашла свои корни, свою вторую половинку.

Нашла, несмотря на то, что многие отговаривали: «Зачем тебе это надо? Вот найдешь и окажешься им совсем не нужной. Да и сама поймешь, что все это для тебя – чужое». Оказалось совсем не так.

«Я почувствовала настоящее, искреннее отношение. Какую-то устойчивость, надежность, цельность Анисимовых. Очень подружилась с дядей Васей, его сыновьями – Геной и Сашей, почувствовала, что они искреннее рады тому, что нашлась сестра.

Знаете, я с детства чувствовала, что во мне – две противоположности, что есть что-то, что не находила ни в маме, ни в дедушке. И это я нашла здесь. И поняла, почему я – такая.

Все встало на свои места. Как в пазлах: каждый кусочек общего целого занял свое место. И теперь я уверена в себе».

 

Фото автора и из личного архива семьи Анисимовых.

Подписи к фото:

1. Елена с отцом Петром Григорьевичем Анисимовым. 18 июня 2007 года. Фото Надежды Антуфьевой.

2. Фотородословная семьи Анисимовых.

3. С отцом на перевале в Саянах. По дороге из Красноярского края в Туву, которая заворожила Елену своей красотой.

4. Встреча Анисимовых в Кызыле. В центре Петр Григорьевич с дочерью Еленой. Справа от него – старший брат Василий Григорьевич с сыновьями Александром и Геннадием. Рядом с Еленой – младший брат отца Владимир Григорьевич, Владик – сын Александра. Во втором ряду: жена Василия Анна, жена Петра Лариса, дочь Владимира Ульяна. 18 июня 2007 года. Фото Надежды Антуфьевой.

Надежда АНТУФЬЕВА

 (голосов: 7)
Опубликовано 28 июня 2008 г.
Просмотров: 13853
Версия для печати

Также в №25:

Также на эту тему:

№1 автор: ольга написано 3 августа 2008 23:54
удивительная история!тоже хотелось бы восстановить свое гениалогическое древо.с чего начать?
   
Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru