Племянник пять лет скрывался от правосудия, но он настигло его
В июле 2002 года в Тере-Хольском районе скончался по болезни житель местечка Балыктыг Борис Кочаа. По крайней мере, именно серьезным недомоганием объяснили причину смерти мужчины его родственники в Кунгуртукском поселковом отделе милиции.
Однако обязательная в таких случаях проверка показала, что мужчина на самом деле скончался от огнестрельных ранений.
По факту этого убийства прокуратура Кызылского района, представитель которой работает в Тере-Холе, возбудила уголовное дело, было начато расследование. Однако ни допросы свидетелей, ни судебные экспертизы картину не прояснили. Хотя оружие, из которого застрелили Кочаа, было найдено – в его же доме, виновника гибели Бориса так и не установили.
Свидетели, родственники погибшего следствию помогали мало и явно стремились замять дело. Из-за того, что не были определены подозреваемые в убийстве, осенью 2003 года предварительное следствие по этому уголовному делу было приостановлено на целых четыре года.
Возможно, убийца Кочаа уже считал, что избежал наказания. Однако 7 сентября 2007 года в России начал свою деятельность Следственный комитет при прокуратуре РФ. В связи с этим в Туве было создано Следственное Управление Следственного Комитета при прокуратуре РФ по Республике Тыва. Одно из приоритетных направлений деятельности Следственного Комитета при прокуратуре России – это раскрытие преступлений прошлых лет.
В сентябре 2007 года Кызылский межрайонный следственный отдел Следственного Управления Следственного Комитета при прокуратуре РФ по РТ возобновил предварительное следствие по уголовному делу, возбужденному по факту убийства Бориса Кочаа.
На сей раз результаты не заставили себя долго ждать. Следователи, подняв старое дело, вновь проверили все возможные версии и повторно допросили свидетелей, среди которых появился еще один, чье местонахождение раньше установить не удавалось. Родной племянник погибшего – Тимур Бандан – попался на краже в Тере-Хольском районе. А поскольку он входил в число лиц, которых было необходимо допросить, его привезли в Кызыл.
На первом же допросе Тимур Бандан признался, что убийство дяди – дело его рук. Судя по всему, он не ожидал, что тайна, которую считал похороненной с погибшим родственником, будет раскрыта, и «раскололся» перед следователями. Спустя пять лет после преступления, наконец, был получен ответ, как на самом деле умер Борис Кочаа.
Следствие установило, что в день убийства, 29 июня 2002 года, Тимур Бандан находился с родителями на летней стоянке в местечке Балыктыг Тере-Хольского района, помогая им ухаживать за скотом. По соседству находилась летняя стоянка Бориса Кочаа.
В тот день Бандан решил съездить на лошади в лес и привезти дров. Когда он проезжал мимо стоянки дяди, тот остановил его и попросил у племянника лошадь для того, чтобы поохотиться. Тимур ответил, что лошадь даст, но только после того, как привезет из леса дрова. Однако дядя не унимался и настаивал, чтобы племянник отдал ему лошадь немедленно. В руках у Бориса было мелкокалиберное ружье.
Между родичами завязалась словесная перепалка, которая перешла в драку, во время которой Тимур вырвал у дяди ружье и дважды выстрелил ему в грудь. От полученных ран Борис скончался на месте. А Тимур, совершив убийство, подался в бега. Пять лет ему удавалось скрываться от правосудия, однако окончательно он от него все же не ушел.
Тимур Бандан был обвинен по ч.1 ст. 105 УК РФ «Умышленное убийство». Решением Тере-Хольского районного суда он приговорен к десяти годам колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу.
Следственное Управление Следственного Комитета при прокуратуре РФ по РТ продолжает деятельность по раскрытию преступлений прошлых лет.
Тенгиз ЦЫРЕМПИЛОВ, следователь Кызыльского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РТ