газета «Центр Азии» №21 (30 мая — 6 июня 2008)
Событие недели

Устуу-Хурээ: мечты сбываются и не сбываются

31 мая 2008 г.

Устуу-Хурээ: мечты сбываются и не сбываютсяВремя собирать камни пришло.

К стенам Устуу-Хурээ проложена дорога из камней, собранных со всех концов Тувы.

С одной стороны, есть, чему радоваться: многолетний призыв услышан. 23 мая прошло торжественное открытие народной стройки, подкрепленной, наконец, финансово. Культурный фонд «Пор-Бажын» стал инвестором, вкладывающим средства в строительство.

С другой, озадачивает то, что первоначальная идея несколько трансформировалась. Фонд профинансирует строительство копии Верхне-Чаданского храма, а не реставрацию старого здания.

 

На Устуу-Хурээ обрушилась цивилизация. В день открытия на поляне перед храмом бойко торговало Чаданское горпо, а главные гости к храму прибыли на вертолете.

Территория за оградой была забита самым разнообразным транспортом, а на пути к храму было видно, что началось асфальтирование подъездной дороги.

Устуу-Хурээ: мечты сбываются и не сбываютсяТе, кто бывал на Устуу-Хурээ в прежние годы, могли бы с успехом сыграть в игру «найди десять отличий». На территории появились новостройки: законченные деревянные юрты, центральные храмовые ворота, мастерская и организованный палаточный лагерь для строителей, которые выделялись единой форменной одеждой с надписью «Устуу-Хурээ».

Ранее несколько лет здесь то шло, то замирало бессистемное строительство, в котором участвовали добровольцы, многие из самого же Дзун-Хемчикского района. Алексей Монгуш, житель Чадана, один из таких строителей, рассказал, что регулярно ездит сюда уже пятнадцать лет:

«В 1983 году у меня было очень плохо со здоровьем, сильно болели почки. Я постоянно ходил к храму, верил: поможет. Помогал ребятам-строителям с самого начала, еще когда они самостоятельно здесь что-то устанавливать начинали. Сейчас с почками все нормально. А когда болею, бываю здесь, ночую прямо у храма. Я всегда себя хорошо чувствую, когда сюда езжу».

Силу этого места чувствуют даже неверующие, которых восхищает величавое спокойствие вековых стен храма и успокаивающая тишина окружающей природы. Что говорить о людях, наделенных определенными способностями. Шаманка Людмила Оюн из общества «Дух медведя» заверила, что увидела и испытала нечто особенное, медитируя среди разрушенных стен здания:

«Я на Устуу-Хурээ впервые в жизни. Но я восемь лет занимаюсь шаманской деятельностью. Накануне открытия, медитируя, увидела здесь много лам и молодых хуураков, ощутила большую энергию этого места, идущую из земли».

Александр Куксин, государственный инспектор заповедника «Убсунурская котловина», хотя духов не узрел, на открытие строительства Устуу-Хурээ надел майку с символикой Всемирного фонда охраны дикой природы и поделился таким мнением:

«Я думаю, фонд «Пор-Бажын» не зря начинает этот проект, цель однозначна – привлечение туристов. Но хурээ – это священное место, сюда ходят поделиться мыслями с небесами, и это индивидуальное мероприятие.

Устуу-Хурээ: мечты сбываются и не сбываютсяТуристы нужны, как необходимый для развития компонент, как поддержка для местного населения, но нужно обеспечить их проживание в отдалении от храма. Если в начале строительства четко поставить цели сохранения природы и уникальной культуры, то в дальнейшем, я думаю, сюда и будут приходить ради пропаганды этих целей».

Еще накануне на территории храма трудились районные делегации, укладывая свои участки каменной дороги.

Свой камень сюда вложил и министр МЧС и Председатель попечительского совета Культурного фонда «Пор-Бажын» Сергей Шойгу, который прибыл на открытие с президентом фонда Мариной Игнатовой.

Решение по дальнейшим работам было вынесено после совещания, в котором приняли участие Сергей Шойгу, премьер Шолбан Кара-оол, руководство фонда «Пор-Бажын» и главы районных администраций республики. Директор по строительству фонда «Пор-Бажын» Алексей Уланов озвучил это решение для журналистов: разрушенный храм не восстанавливать, а выстроить рядом с ним его точную копию.

В качестве аргументов Уланов привел доводы о том, что глинобитные стены, созданные по характерной для Монголии и Китая технологии «ханту», утратили защитный слой. И, если попробовать воссоздать храм по данной технологии, то велика вероятность, что стена из нового грунта отойдет от стены первоначальной. Также, по словам Уланова, доводом «против» стали сомнения в сейсмостойкости отреставрированного храма.

«Главный аргумент – перед выводом о неприменимости здесь технологии ханту мы ездили в Монголию и Китай, к мастерам, которые строят руками, – продолжил Уланов. – В мире нет такого опыта, чтобы храм был воссоздан по технологии ханту при таких утратах. Это земля, и даже новейшие химические соединения с ней не могут обеспечить должного уровня прочности, долговечности и надежности.

Но реликвия не должна быть разрушена, ее необходимо сохранить, и для этого будет сделано все возможное. Священные руины будут укрыты и станут святыней монастыря, который будет построен по соседству. И, может быть, позже, когда возникнут соответствующие технологии, можно будет говорить о восстановлении».

По словам Уланова, новый храм станет точной копией разрушенного и будет строиться по проекту архитектора Вилли Хаславской. С материалами для строительства точного решения еще нет, но называются дерево и кирпич.

Против применения бетона выступил Камбы-Лама Джемпел Лодой, как против «холодного» для буддийской святыни материала. Он заявил, что тувинское духовенство «поддерживает решение фонда «Пор-Бажын» о принятии мер по сохранению стен священного места Верхне-Чаданского Устуу-Хурээ в неизменном виде для назидания будущим поколениям, строительства рядом храмового комплекса, отвечающего современным требованиям. Это разумно и исторически справедливо».

Байбек Монгуш, директор ГУП «Юрта», предприятия, которое обеспечивает строительство пиломатериалами, сообщил, что, как строитель, выступил бы за возведение нового здания:

«Мы видели прежний проект, по которому планировалось восстановить старый храм. Но сегодня нам сообщили, что будем строить новый. Для нас, строителей, это предпочтительней. Легче отстроить новое здание, чем восстанавливать старое».

Но есть и противоположные мнения. Народный мастер, заслуженный художник Тувы, член Союза художников России Сергей Кочаа высказался так:

«То, что некоторые сомневаются в восстановлении этих руин, понятно. Но глинобитная технология строительства в Туве существовала издавна, 28 действовавших храмов были созданы по ней. Мы, бай-тагинские художники, около недели проводили здесь лабораторно-изыскательные работы. И я уверен, что можно восстановить эти стены. Также при выборе местоположения храма важно, чтобы были видны девять святых вершин Тувы. Поэтому желательно было бы сохранить храм на том же месте, так же, как и храм Христа Спасителя, который был возрожден там, где стоял раньше».

Пока трудно вообразить, как в конце концов будут выглядеть два храма, стоящих рядом – остов и новый, но директор по строительству фонда «Пор-Бажын» Алексей Уланов заверил, что в этом есть своя философия: взору входящих в центральные ворота будет открываться полная картина того, как Устуу-Хурээ выглядел до и после разрушения.

Между тем, человек, который много лет боролся за восстановление прежнего, подлинного Устуу-Хурээ, Вилля Хаславская сообщила, что «огорчена и разочарована» таким решением:

«Я пока еще не знаю толком планы «Пор-Бажына». Если обсуждать возможность реставрации старых стен, то я бы хотела, чтобы в Туву пригласили специалиста по такого рода постройкам, Владимира Бубнова, из санкт-петербургского филиала института «Росспецреставрация». Он готов приехать в начале июня, но для этого нужно, чтобы фонд «Пор-Бажын» сделал заявку на приглашение этого специалиста.

Восстановление старого храма в дальнейшем после строительства нового – это утопия. Сегодня на реставрацию требуется уже более 80 миллионов рублей, в дальнейшем эта сумма, естественно, возрастет. Строительство, конечно, обойдется дешевле, расценки на реставрацию выше. Жаль, что меня не было при обсуждении проекта. По крайней мере, я могла бы высказать свое мнение».

Глиняным стенам, по которым проводят руками верующие, уже минуло сто лет.

Верхне-Чаданский храм был возведен в 1907 году. Автор проекта реставрации Устуу-Хурээ Вилля Хаславская, говорила о том, как было бы прекрасно, если бы храм был восстановлен хотя бы к столетию со дня завершения его строительства. Сто лет прошло, но, похоже, мечта о восстановлении отодвигается на неопределенный срок.

Зато известно, когда должен появиться новый храм: Сергей Шойгу сроком завершения его строительства указал конец сентября 2008 года. А к концу следующего года на территории должен появиться и монастырь.

Впрочем, хотя мнения по поводу того, как, в конце концов, должен выглядеть Устуу-Хурээ, разделились, буддийская святыня все равно сделала доброе дело, объединив вокруг себя население.

Как возвращение к славному прошлому, торжественное открытие начала строительства прошло с конным духовым оркестром. А районные делегации с гордостью делились тем, что здесь отныне будет кусочек и их земли.

И каждый, кому в этот день удалось побывать у храма, прикоснулся к стенам Устуу-Хурээ.

Фото Виталия Шайфулина

Фото:

1. Свой камень в дорогу до Устуу-Хурээ.

2. Алексей Уланов приводит аргументы о невозможности реставрации Устуу-Хурээ.

3. У стен храма: каждый молится о своем.

Айгуль КАЮМОВА
http://www.centerasia.ru/issue/2008/21/1783-ustuu-khuree-mechti-sbivayutsya-i-ne.html