газета «Центр Азии»

Пятница, 19 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2008 >ЦА №2 >«ШКОЛА – НЕ КАМЕРА ХРАНЕНИЯ»

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

«ШКОЛА – НЕ КАМЕРА ХРАНЕНИЯ»

Люди Центра Азии ЦА №2 (18 — 25 января 2008)

«ШКОЛА  – НЕ КАМЕРА ХРАНЕНИЯ»Все одиннадцать классов я проучился в лицее № 15. Пять лет подряд мне задавала вопросы и вызывала «на ковер» моя учительница математики, директор лицея Светлана Ощепкова, а вот теперь настала моя очередь задавать вопросы.

После окончания школы все воспринимается по-другому, и строгая учительница, которая мучила двойками и тройками, теперь кажется лучшей учительницей на свете. А двойки и тройки больше не задевают и даже кажутся жизненно необходимыми. Дроби и проценты, во всяком случае, в голове остались.

За три с половиной года, как я окончил школу, многое изменилось, основные перемены связаны с национальным проектом «Образование». Так что тем для разговора с Заслуженным работником образования Республики Тыва, Отличником просвещения Российской Федерации, академиком Творческой академии России предостаточно.

ЗАВОРОЖЁННАЯ ВСЕЛЕННОЙ

– Светлана Михайловна, кем вы хотели стать в детстве?

– В детстве у меня было два увлечения. Первое – журналистика, у меня даже было несколько публикаций в журнале «Пионер» о нашей веселой пионерской жизни, потому что я всегда была активным участником Клуба интернациональной дружбы, их тогда называли КИДами.

Моя учительница русского языка и не сомневалась, что я буду журналистом, считала, что у меня все будет связано с русским языком с литературой, и когда я стала математиком, ее это просто поразило.

Второе увлечение – астрономия. В МГУ на физико-математическом факультете была специальность – «небесная механика», студенты работали в обсерваториях, наблюдали за небом, вычерчивали графики. Поступила на эту специальность.Но судьба сложилась так, что проучилась я там только один курс, по семейным обстоятельствам мне пришлось вернуться в Туву. В Кызыле, естественно, никакой небесной механики не было, поэтому пошла на физико-математический факультет.

– Как получилось, что вы увлеклись небом?

– В детстве была ребенком с комплексами: необщительной, всегда в окружении взрослых, поэтому много читала. В третьем классе прочитала «Маленького принца», эта книга меня так потрясла, что я навсегда полюбила звездное небо.

Представляла, как там далеко на других планетах какой-то ребенок, такой же, как я, думает о том же самом: о том, что где-то на земле есть такая же девчонка. Меня очень увлекала мысль: вдруг наступит момент, когда мы встретимся? Мы полностью одинаковые? Или отличаемся?

– Верите в НЛО?

– Да, наверное. Вселенная такая огромная, что может быть все.Я до сих пор небом интересуюсь, выписываю журнал «Звездочет», и все, что связано со Вселенной, меня завораживает. Но это все дома, для себя.

ЕДИНСТВЕННАЯРАБОТА, КОТОРАЯ МНЕ НУЖНА

«ШКОЛА  – НЕ КАМЕРА ХРАНЕНИЯ»– Помните свой первый день в школе?

– Помню, 12 января 1984 года. По каким-то причинам в школе №8 в середине учебного года не было учителя математики и пригласили меня. Я как раз вернулась с годичных курсов Высшей комсомольской школы.Школа №8 находилась на правом берегу Енисея, а я про правый берег абсолютно ничего не знала. Поехала, стала искать. А школы нигде и нет! Только одноэтажные домики. Я искала, искала, так и не нашла. Оказалось, что восьмая школа была в одноэтажном здании, я и подумать не могла, что это школа. Попала в школу только на следующий день, меня уже за руку привели, показали.

Меня избрали секретарем учительской комсомольской организации, в ней было семь комсомольцев. Стала учителем математики в десятом классе. Мне было двадцать четыре года, а ученикам семнадцать лет. Разница небольшая, но никаких проблем с дисциплиной не было. И это было первым сигналом для меня: я на своем месте, занимаюсь своим делом.Два года проработала учительницей математики, а в 1986 году назначили заместителем директора по воспитательной работе, так началась административная работа.

В 1997 году ушла из восьмой школы, пошла работать проректором в Современный гуманитарный университет. Мне было интересно, так как в нашей стране негосударственные ВУЗы тогда были новым явлением.Поработала в филиале СГУ и поняла, что очень люблю школу.

До этого я не осознавала, что работа в школе – единственная работа, которая мне нужна.Решила вернуться. В университете студенты все одного возраста, а в школе – и самые маленькие, и уже взрослые ребята, и с каждым надо найти общий язык, с каждым надо разделить интересы.И для меня это безумно увлекательно, поэтому никогда не смогу уйти в какие-то коммерческие или государственные структуры. Не смогу без уроков, без учеников.

«МОГУ СПЕЦИАЛЬНО КАЗАТЬСЯ ЗЛЫМ УЧИТЕЛЕМ»

– Не скучно каждый раз рассказывать ученикам одно и то же?

– А учитель никогда и не рассказывает одно и то же. Нельзя по одному поурочному плану учить в этом году десятый «А», а в следующем году – десятый «Б». Дети будут абсолютно другие, и поэтому к уроку надо готовиться иначе.Проведешь урок, а в конце чувствуешь, что что-то не получилось, значит, надо его менять, строить по-другому. Помню каждый урок, открываю каждый поурочный план и могу сразу сказать, какой урок хорошо прошел, какой не очень, а какой вообще безобразно вышел

«ШКОЛА  – НЕ КАМЕРА ХРАНЕНИЯ»–Когда пришли работать в лицей?

– 17 августа 1999 года. Тогда лицей еще был просто школой № 15. На должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Было уже более спокойно, не так трепетно, как в первый раз. Чувствовала себя более зрелой, состоявшейся личностью, специалистом.В 2002 году стала директором, вот уже шестой год. Школа мне стала родной. Я уже в том возрасте, когда работа становится образом жизни.

– Что больше всего удивило на новом месте?

– Убило состояние ученических туалетов. Побелка есть, а на ней грязь и отпечатки ног, стены каждую четверть белили и каждую четверть их портили. И все время придумывались какие-то меры. То ставили в туалеты дежурных учеников, то решали, что учителя должны в них заходить и «отслеживать». Подумала: «Боже мой, как это я буду отслеживать, что в туалете творится! Это же бред».Нашли другое решение: покрыли стены кафельной плиткой. Стало чисто.

Поменяли столешницы в столовой, и дети перестали их разрисовывать. И радостно, что дети стали ценить чужой труд, что они видят, что что-то меняется в лучшую сторону.Ученик для школы – это устаревшее понятие, сейчас школа – для ученика, если ребенку нравится, ему здесь уютно и комфортно, значит – это хорошо. Если после уроков он не несется домой, а старается найти себе дело в школе – это хорошо. Когда ребенку после уроков хочется посидеть, поболтать в классе, побродить по школе – это хорошо.

– Что вы больше всего не любите?

– Ставить двойки. Я проверяю тетради с десяти вечера и примерно до часу ночи, и если нет ни одной двойки, то сон у меня спокойный.Если есть двойки, значит настроение испорчено, начинаю думать: в чем же недоработка. Почему двойка? Ребенок поленился? Или ему не нравится мой предмет? Я что-то неправильно объяснила? И думаю, как встряхнуть ребенка. И способы могут быть самые разные. Могу даже специально казаться злым учителем, чтобы ребенок назло мне начинал работать. Но такое я тоже не люблю, это крайняя мера. Задача учителя не заставлять учить, а показывать, чем интересен предмет. Иначе все напрасно.

Двойка для учителя так же неприятна, как и для ученика. Ведь, по большому счету, учитель ставит двойку самому себе. Потому что не смог объяснить, потому ребенок, какой бы он ни был, не виноват в том, что не смог усвоить материал.

– А административную работу так же любите, как педагогику?

– Нет. Административная работа очень сложная, неблагодарная. Отнимает много времени, отрывает меня от основного, от ребенка. Урок – это место, где отдыхаю душой, а административная работа – рутина, но тоже необходима, потому что потом и влияет на урок. Если в школе горит свет, если в ней тепло, красиво и чисто, это и есть хорошая административная работа.

НЕДОЛАСКАННЫЕ РОДИТЕЛЯМИ

– Сегодняшние ваши ученики отличаются от первых?

– Да. Дети меняются, стали другими, не такими, как 25 лет назад. Самое главное отличие – дети стали недоласканными родителями.Родители, очень сильно занятые работой, стали формальнее относиться к детям. Думают о материальном для ребенка: об одежде, тетрадях, книжках, компьютере. Но перестали стараться понять, о чем думает ребенок, чего он хочет.Родители сейчас заняты зарабатыванием денег.

И вот это в последние годы выливается в то, что дети становятся эмоционально равнодушными, в них мало сочувствия, сопереживания. Дети не умеют радоваться чужим успехам, больше становится зависти, пусть и детской, и больше становится агрессии.В этом году решили еще более плотно работать с семьей, потому что дети сейчас для родителей становятся обузой, пусть родители этого и не признают. Ребенка сдают сначала в садик, потом в школу, потом в институт. А что там, в садике, в школе происходит, никого особо и не заботит. Школа превращается в камеру хранения для ребенка. И что там ребенок делает, чем занимается, никого не волнует.А школа – не камера хранения. И не может отвечать за все. По большому счету, именно то, что закладывается в семье, то в ребенке и остается, школа может только немного это скорректировать.

Безумно люблю двух братишек из девятого класса – Антона и Витальку, потому что помню, как они начинали учиться, на них все клеймо поставили: «Из неблагополучной семьи». Помню, как они пришли к нам в компенсирующий класс, где учились дети, не готовые к обучению в школе. Там Лилия Васильевна Абрамова, учитель начальных классов, как с ними только ни занималась.Что они только ни творили! То школу попытаются взорвать пиротехникой китайской, то залезут в киоск и что-нибудь украсть попытаются. Сколько я с ними в милицию ходила, сколько беседовала, увещевала…

И вот из двух гадких утят выросли такие прекрасные ребятишки, на которых я во всех общешкольных трудовых делах могла опереться! В 2006 году исполнялось 45 лет со дня первого полета человека в космос. Говорю: мальчики, такой юбилей, а памятник Гагарину – первому космонавту – в нашем микрорайоне стоит неухоженный. Они собрали свой класс, я пошла с ними, и мы этот памятник отчистили, привели в порядок. Вот с таких вещей и начинается патриотизм, без показухи.Или говорю: в молодежном сквере такая грязь, гулять противно. Ребята и сделали субботник!

Этим мальчишкам теперь можно доверить все, что угодно, я за них абсолютно спокойна. Они ходят в школу сейчас чистые, отглаженные, сама учила их стирать рубашки и ничего особенного в этом не вижу, это абсолютно нормальное явление, тоже работа учителя. Главное – не оттолкнуть ребенка, дать ему шанс.

– У вас двое сыновей. На воспитание своих детей времени хватает?

– Да. Старший сын Андрей окончил вуз, получил специальность инженера высоких технологий, сейчас работает в Абакане. Младший Денис учится в Абакане: на первом курсе Сибирского федерального университета, специальность – экономика на предприятиях энергосистемы.У нас в семье в отношении воспитания всегда было распределение обязанностей. Все, что касается учебы, духовности, развития интеллекта – это моя задача.

Все, связанное с воспитанием из мальчика мужчины, – обязанность мужа.Александр Васильевич у нас мастер на все руки: строитель-монтажник, слесарь, сварщик, каменщик. Все умеет. Он и дома ремонт своими руками сделал, и гараж сам построил. И детей приучил к труду, к самостоятельности.Он организованный человек: встает в шесть утра, обязательно делает зарядку. И меня приучил к этому.

УМНЫЕ И ПОРЯДОЧНЫЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ НЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ

«ШКОЛА  – НЕ КАМЕРА ХРАНЕНИЯ»– Сегодня все говорят про национальные проекты. Как вы думаете, почему эта поддержка появилась именно сейчас?

– Все очень просто. Потому что государство наконец-то обратило внимание на образование. Потому что все проблемы в нашем обществе, и в экономике в том числе, пришли из детства. Поэтому и надо вкладывать в детство, вкладывать в будущих граждан, от которых в скором времени и будет зависеть то, какой будет наша страна.

На пустом месте умные, хорошие, ответственные, порядочные люди не появляются. Воспитание должно начинаться с детского сада.Национальный проект «Образование» выстроен достаточно грамотно. Если бы деньги раздавались всем желающим, они бы ушли в песок. Деньги выделяются тем, кто хочет работать, лучшим. А за ними и остальные тянутся, хотят догнать.Если школа работает в инновационном режиме, старается дать детям качественное образование, пробует новые методики, то она и получает грант. И получить его непросто, должны потрудиться все: и учителя, и ученики, и родители.

– Лицей в 2007 году получил президентский грант в миллион рублей и грант мэра Кызыла на четыреста пять тысяч. На что вы их потратили?

– Грант мэра – на кабинет биологии. Грант президента – на новую мебель, оборудование для кабинета труда, на интерактивную доску, ребята с ее помощью уже сдавали экзамены. Приобрели мобильный кабинет информатики, чтобы ребята могли не только на уроках информатики, а на всех предметах использовать компьютеры. Это очень здорово, я, например, на своих занятиях собираюсь эту возможность активно использовать.

– А учителя готовы к использованию новых технологий?

– Почему ты думаешь, что нет? Большая часть коллектива прошла курсы повышения квалификации. В прошлом году уже смогли поставить на каждую кафедру по компьютеру.Сейчас все приспосабливаются к новому времени, к новым ученикам. Учителя, как никто, умеют перестраиваться. Потому что учитель всегда должен идти в ногу со временем, не должен отставать от собственных учеников.И очень важно, что в рамках национального проекта есть гранты не только школам, но и учителям. Признание заслуг, поощрение – это очень важно.

– Больше всего меня интересует: зачем вы сделали забор?

Теперь через школьный двор насквозь пройти нельзя.– Вот именно для того, чтобы посторонние не ходили через школьный двор, и поставили. Чтобы не пили пиво на спортплощадке, а ночью под стенами не валялись бомжи. Чтобы у школы был свой участок – аккуратный и чистый. Чтобы он ярким пятном бросался в глаза.

– У вас есть мечта?

– Да, и не одна. Расскажу про ту, что связана со школой. Сейчас, когда наконец-то полностью огородили территорию школы, у меня есть мечта сделать детский городок. Это было бы здорово, чтобы был оазис в микрорайоне.

на фото:

1. "Найти ключ к душе каждого ученика". Светлана Михайловна во время церемонии сдачи "под ключ" здания начальной школы 28 ноября 2007 года.

2. Александ, Светлана и Андрей. Объектив фотожурналиста Владимира Савиных поймал молодую семью на избирательном участке. 1988 год.

3. Лицей № 15. 2007 год.

4. Этот новенький скелет тоже приобретен на грант - мэра Кызыла.

Евгений АНТУФЬЕВ

 (голосов: 7)
Опубликовано 8 февраля 2008 г.
Просмотров: 13127
Версия для печати

Также в №2:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru