Все одиннадцать классов я проучился в лицее № 15. Пять лет подряд мне задавала вопросы и вызывала «на ковер» моя учительница математики, директор лицея Светлана Ощепкова, а вот теперь настала моя очередь задавать вопросы.
После окончания школы все воспринимается по-другому, и строгая учительница, которая мучила двойками и тройками, теперь кажется лучшей учительницей на свете. А двойки и тройки больше не задевают и даже кажутся жизненно необходимыми. Дроби и проценты, во всяком случае, в голове остались.
За три с половиной года, как я окончил школу, многое изменилось, основные перемены связаны с национальным проектом «Образование». Так что тем для разговора с Заслуженным работником образования Республики Тыва, Отличником просвещения Российской Федерации, академиком Творческой академии России предостаточно.
ЗАВОРОЖЁННАЯ ВСЕЛЕННОЙ
– Светлана Михайловна, кем вы хотели стать в детстве?
– В детстве у меня было два увлечения. Первое – журналистика, у меня даже было несколько публикаций в журнале «Пионер» о нашей веселой пионерской жизни, потому что я всегда была активным участником Клуба интернациональной дружбы, их тогда называли КИДами.
Моя учительница русского языка и не сомневалась, что я буду журналистом, считала, что у меня все будет связано с русским языком с литературой, и когда я стала математиком, ее это просто поразило.
Второе увлечение – астрономия. В МГУ на физико-математическом факультете была специальность – «небесная механика», студенты работали в обсерваториях, наблюдали за небом, вычерчивали графики. Поступила на эту специальность.Но судьба сложилась так, что проучилась я там только один курс, по семейным обстоятельствам мне пришлось вернуться в Туву. В Кызыле, естественно, никакой небесной механики не было, поэтому пошла на физико-математический факультет.
– Как получилось, что вы увлеклись небом?
– В детстве была ребенком с комплексами: необщительной, всегда в окружении взрослых, поэтому много читала. В третьем классе прочитала «Маленького принца», эта книга меня так потрясла, что я навсегда полюбила звездное небо.
Представляла, как там далеко на других планетах какой-то ребенок, такой же, как я, думает о том же самом: о том, что где-то на земле есть такая же девчонка. Меня очень увлекала мысль: вдруг наступит момент, когда мы встретимся? Мы полностью одинаковые? Или отличаемся?
– Верите в НЛО?
– Да, наверное. Вселенная такая огромная, что может быть все.Я до сих пор небом интересуюсь, выписываю журнал «Звездочет», и все, что связано со Вселенной, меня завораживает. Но это все дома, для себя.
ЕДИНСТВЕННАЯРАБОТА, КОТОРАЯ МНЕ НУЖНА
– Помните свой первый день в школе?
– Помню, 12 января 1984 года. По каким-то причинам в школе №8 в середине учебного года не было учителя математики и пригласили меня. Я как раз вернулась с годичных курсов Высшей комсомольской школы.Школа №8 находилась на правом берегу Енисея, а я про правый берег абсолютно ничего не знала. Поехала, стала искать. А школы нигде и нет! Только одноэтажные домики. Я искала, искала, так и не нашла. Оказалось, что восьмая школа была в одноэтажном здании, я и подумать не могла, что это школа. Попала в школу только на следующий день, меня уже за руку привели, показали.
Меня избрали секретарем учительской комсомольской организации, в ней было семь комсомольцев. Стала учителем математики в десятом классе. Мне было двадцать четыре года, а ученикам семнадцать лет. Разница небольшая, но никаких проблем с дисциплиной не было. И это было первым сигналом для меня: я на своем месте, занимаюсь своим делом.Два года проработала учительницей математики, а в 1986 году назначили заместителем директора по воспитательной работе, так началась административная работа.
В 1997 году ушла из восьмой школы, пошла работать проректором в Современный гуманитарный университет. Мне было интересно, так как в нашей стране негосударственные ВУЗы тогда были новым явлением.Поработала в филиале СГУ и поняла, что очень люблю школу.
До этого я не осознавала, что работа в школе – единственная работа, которая мне нужна.Решила вернуться. В университете студенты все одного возраста, а в школе – и самые маленькие, и уже взрослые ребята, и с каждым надо найти общий язык, с каждым надо разделить интересы.И для меня это безумно увлекательно, поэтому никогда не смогу уйти в какие-то коммерческие или государственные структуры. Не смогу без уроков, без учеников.
«МОГУ СПЕЦИАЛЬНО КАЗАТЬСЯ ЗЛЫМ УЧИТЕЛЕМ»
– Не скучно каждый раз рассказывать ученикам одно и то же?
– А учитель никогда и не рассказывает одно и то же. Нельзя по одному поурочному плану учить в этом году десятый «А», а в следующем году – десятый «Б». Дети будут абсолютно другие, и поэтому к уроку надо готовиться иначе.Проведешь урок, а в конце чувствуешь, что что-то не получилось, значит, надо его менять, строить по-другому. Помню каждый урок, открываю каждый поурочный план и могу сразу сказать, какой урок хорошо прошел, какой не очень, а какой вообще безобразно вышел
–Когда пришли работать в лицей?
– 17 августа 1999 года. Тогда лицей еще был просто школой № 15. На должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Было уже более спокойно, не так трепетно, как в первый раз. Чувствовала себя более зрелой, состоявшейся личностью, специалистом.В 2002 году стала директором, вот уже шестой год. Школа мне стала родной. Я уже в том возрасте, когда работа становится образом жизни.
– Что больше всего удивило на новом месте?
– Убило состояние ученических туалетов. Побелка есть, а на ней грязь и отпечатки ног, стены каждую четверть белили и каждую четверть их портили. И все время придумывались какие-то меры. То ставили в туалеты дежурных учеников, то решали, что учителя должны в них заходить и «отслеживать». Подумала: «Боже мой, как это я буду отслеживать, что в туалете творится! Это же бред».Нашли другое решение: покрыли стены кафельной плиткой. Стало чисто.
Поменяли столешницы в столовой, и дети перестали их разрисовывать. И радостно, что дети стали ценить чужой труд, что они видят, что что-то меняется в лучшую сторону.Ученик для школы – это устаревшее понятие, сейчас школа – для ученика, если ребенку нравится, ему здесь уютно и комфортно, значит – это хорошо. Если после уроков он не несется домой, а старается найти себе дело в школе – это хорошо. Когда ребенку после уроков хочется посидеть, поболтать в классе, побродить по школе – это хорошо.
– Что вы больше всего не любите?
– Ставить двойки. Я проверяю тетради с десяти вечера и примерно до часу ночи, и если нет ни одной двойки, то сон у меня спокойный.Если есть двойки, значит настроение испорчено, начинаю думать: в чем же недоработка. Почему двойка? Ребенок поленился? Или ему не нравится мой предмет? Я что-то неправильно объяснила? И думаю, как встряхнуть ребенка. И способы могут быть самые разные. Могу даже специально казаться злым учителем, чтобы ребенок назло мне начинал работать. Но такое я тоже не люблю, это крайняя мера. Задача учителя не заставлять учить, а показывать, чем интересен предмет. Иначе все напрасно.
Двойка для учителя так же неприятна, как и для ученика. Ведь, по большому счету, учитель ставит двойку самому себе. Потому что не смог объяснить, потому ребенок, какой бы он ни был, не виноват в том, что не смог усвоить материал.
– А административную работу так же любите, как педагогику?
– Нет. Административная работа очень сложная, неблагодарная. Отнимает много времени, отрывает меня от основного, от ребенка. Урок – это место, где отдыхаю душой, а административная работа – рутина, но тоже необходима, потому что потом и влияет на урок. Если в школе горит свет, если в ней тепло, красиво и чисто, это и есть хорошая административная работа.
НЕДОЛАСКАННЫЕ РОДИТЕЛЯМИ
– Сегодняшние ваши ученики отличаются от первых?
– Да. Дети меняются, стали другими, не такими, как 25 лет назад. Самое главное отличие – дети стали недоласканными родителями.Родители, очень сильно занятые работой, стали формальнее относиться к детям. Думают о материальном для ребенка: об одежде, тетрадях, книжках, компьютере. Но перестали стараться понять, о чем думает ребенок, чего он хочет.Родители сейчас заняты зарабатыванием денег.
И вот это в последние годы выливается в то, что дети становятся эмоционально равнодушными, в них мало сочувствия, сопереживания. Дети не умеют радоваться чужим успехам, больше становится зависти, пусть и детской, и больше становится агрессии.В этом году решили еще более плотно работать с семьей, потому что дети сейчас для родителей становятся обузой, пусть родители этого и не признают. Ребенка сдают сначала в садик, потом в школу, потом в институт. А что там, в садике, в школе происходит, никого особо и не заботит. Школа превращается в камеру хранения для ребенка. И что там ребенок делает, чем занимается, никого не волнует.А школа – не камера хранения. И не может отвечать за все. По большому счету, именно то, что закладывается в семье, то в ребенке и остается, школа может только немного это скорректировать.
Безумно люблю двух братишек из девятого класса – Антона и Витальку, потому что помню, как они начинали учиться, на них все клеймо поставили: «Из неблагополучной семьи». Помню, как они пришли к нам в компенсирующий класс, где учились дети, не готовые к обучению в школе. Там Лилия Васильевна Абрамова, учитель начальных классов, как с ними только ни занималась.Что они только ни творили! То школу попытаются взорвать пиротехникой китайской, то залезут в киоск и что-нибудь украсть попытаются. Сколько я с ними в милицию ходила, сколько беседовала, увещевала…
И вот из двух гадких утят выросли такие прекрасные ребятишки, на которых я во всех общешкольных трудовых делах могла опереться! В 2006 году исполнялось 45 лет со дня первого полета человека в космос. Говорю: мальчики, такой юбилей, а памятник Гагарину – первому космонавту – в нашем микрорайоне стоит неухоженный. Они собрали свой класс, я пошла с ними, и мы этот памятник отчистили, привели в порядок. Вот с таких вещей и начинается патриотизм, без показухи.Или говорю: в молодежном сквере такая грязь, гулять противно. Ребята и сделали субботник!
Этим мальчишкам теперь можно доверить все, что угодно, я за них абсолютно спокойна. Они ходят в школу сейчас чистые, отглаженные, сама учила их стирать рубашки и ничего особенного в этом не вижу, это абсолютно нормальное явление, тоже работа учителя. Главное – не оттолкнуть ребенка, дать ему шанс.
– У вас двое сыновей. На воспитание своих детей времени хватает?
– Да. Старший сын Андрей окончил вуз, получил специальность инженера высоких технологий, сейчас работает в Абакане. Младший Денис учится в Абакане: на первом курсе Сибирского федерального университета, специальность – экономика на предприятиях энергосистемы.У нас в семье в отношении воспитания всегда было распределение обязанностей. Все, что касается учебы, духовности, развития интеллекта – это моя задача.
Все, связанное с воспитанием из мальчика мужчины, – обязанность мужа.Александр Васильевич у нас мастер на все руки: строитель-монтажник, слесарь, сварщик, каменщик. Все умеет. Он и дома ремонт своими руками сделал, и гараж сам построил. И детей приучил к труду, к самостоятельности.Он организованный человек: встает в шесть утра, обязательно делает зарядку. И меня приучил к этому.
УМНЫЕ И ПОРЯДОЧНЫЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ НЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ
– Сегодня все говорят про национальные проекты. Как вы думаете, почему эта поддержка появилась именно сейчас?
– Все очень просто. Потому что государство наконец-то обратило внимание на образование. Потому что все проблемы в нашем обществе, и в экономике в том числе, пришли из детства. Поэтому и надо вкладывать в детство, вкладывать в будущих граждан, от которых в скором времени и будет зависеть то, какой будет наша страна.
На пустом месте умные, хорошие, ответственные, порядочные люди не появляются. Воспитание должно начинаться с детского сада.Национальный проект «Образование» выстроен достаточно грамотно. Если бы деньги раздавались всем желающим, они бы ушли в песок. Деньги выделяются тем, кто хочет работать, лучшим. А за ними и остальные тянутся, хотят догнать.Если школа работает в инновационном режиме, старается дать детям качественное образование, пробует новые методики, то она и получает грант. И получить его непросто, должны потрудиться все: и учителя, и ученики, и родители.
– Лицей в 2007 году получил президентский грант в миллион рублей и грант мэра Кызыла на четыреста пять тысяч. На что вы их потратили?
– Грант мэра – на кабинет биологии. Грант президента – на новую мебель, оборудование для кабинета труда, на интерактивную доску, ребята с ее помощью уже сдавали экзамены. Приобрели мобильный кабинет информатики, чтобы ребята могли не только на уроках информатики, а на всех предметах использовать компьютеры. Это очень здорово, я, например, на своих занятиях собираюсь эту возможность активно использовать.
– А учителя готовы к использованию новых технологий?
– Почему ты думаешь, что нет? Большая часть коллектива прошла курсы повышения квалификации. В прошлом году уже смогли поставить на каждую кафедру по компьютеру.Сейчас все приспосабливаются к новому времени, к новым ученикам. Учителя, как никто, умеют перестраиваться. Потому что учитель всегда должен идти в ногу со временем, не должен отставать от собственных учеников.И очень важно, что в рамках национального проекта есть гранты не только школам, но и учителям. Признание заслуг, поощрение – это очень важно.
– Больше всего меня интересует: зачем вы сделали забор?
Теперь через школьный двор насквозь пройти нельзя.– Вот именно для того, чтобы посторонние не ходили через школьный двор, и поставили. Чтобы не пили пиво на спортплощадке, а ночью под стенами не валялись бомжи. Чтобы у школы был свой участок – аккуратный и чистый. Чтобы он ярким пятном бросался в глаза.
– У вас есть мечта?
– Да, и не одна. Расскажу про ту, что связана со школой. Сейчас, когда наконец-то полностью огородили территорию школы, у меня есть мечта сделать детский городок. Это было бы здорово, чтобы был оазис в микрорайоне.
на фото:
1. "Найти ключ к душе каждого ученика". Светлана Михайловна во время церемонии сдачи "под ключ" здания начальной школы 28 ноября 2007 года.
2. Александ, Светлана и Андрей. Объектив фотожурналиста Владимира Савиных поймал молодую семью на избирательном участке. 1988 год.
3. Лицей № 15. 2007 год.
4. Этот новенький скелет тоже приобретен на грант - мэра Кызыла.