газета «Центр Азии» №16 (25 апреля — 2 мая 2008)
Культурная жизнь

«Саяны»: с песней и танцем по жизни

27 апреля 2008 г.

Национальному оркестру тувинского государственного ансамбля «Саяны» исполнилось тридцать лет. Круглую дату коллектив отметил, как и положено представителям культуры: отыграв 11 апреля концерт на родной сцене тувинской государственной филармонии. А в следующем году уже весь ансамбль «Саяны» отметит сорок лет.

 

Это сегодня «Саяны» представляют собой один из брендов Тувы как нечто неповторимое, приобщая мировую публику к тувинской национальной культуре.

А до 1978 года коллектив шел проторенной дорогой советского музыкально-танцевального коллектива. У «Саян» был большой оркестр, с инструментами, присущими коллективам европейского типа: баяны, трубы, кларнеты и прочие. Для гастролей по союзным республикам ансамбль всегда имел в запасе презентационные номера именно для местного населения. К примеру, для выступления в Украине в репертуаре «Саян» была заготовлена песня на украинском языке.

Положение изменилось в 1978 году, когда Виталий Нанактаев, в то время – музыкальный руководитель оркестра «Саяны» сделал ставку на более плотную работу с тувинскими музыкальными традициями. Коллектив выехал для подготовки новой программы в Ленинград, в творческую мастерскую эстрадного искусства. Ансамбль лишился большого хора, зато приобрел музыкальные инструменты для исполнения национальной музыки: ечин, бызанчы, чанзы, игил и другие. Это и было началом национального оркестра «Саян».

За тридцать лет его существования сложился золотой фонд из песен и мелодий, знакомых любителям творчества ансамбля «Саяны». Часть из них прозвучала на юбилейном вечере. Слушателей порадовали залихватское исполнение Дамба-Доржу Сата, хрустальное хоровое пение а капелла четырех солисток – Долааны Куулар, Айдысмаа Кошкендей, Ирины Ондар, Марианны Айыыш, заливистое исполнение Демир-оола Кежиктига и Борбак-оол Сата, самого молодого солиста «Саян». Исполнял оркестр и отдельные инструментальные произведения.

Яркими номерами вечера стали переложенные для тувинских инструментов музыкальным руководителем ансамбля Эресом Тартан-оолом стремительный «Полет шмеля», исполненный на домбрах, а также мелодия в стиле кантри. Последнее произведение мастерски отыграла Надежда Куулар – на чанзы. Национальный струнный инструмент в ее руках зазвучал «а-ля банджо».

Здесь сказался многолетний опыт музыкантов, отточенное мастерство которых позволяет исполнять российские и зарубежные музыкальные произведения, которые, разумеется, создавались не под тувинские национальные инструменты.

Поистине, искусство говорит на любых языках.

Игорь Дулуш, художественный руководитель Тувгосфилармонии, так оценил уровень национального оркестра «Саян»:

«Оркестр работает очень дружно, все, как один, и каждый на своем месте. Мне иногда кажется, что по звучанию он даже лучше, чем Национальный оркестр Тувы – потому что в его составе ни одного лишнего человека, нет лишних тембров, каких-то пустот.

В «Саянах» играет талантливая и способная молодежь, за что отдельное спасибо Эресу Тартан-оолу, который набрал именно этот состав. Надежда Куулар, играющая на чанзы – сильнейшая струнница Тувы. Азиймаа Кужугет, играющая на марин-хууре, прошла длительную стажировку в Монголии. Шораана Куулар, играющая на ечине – единственный такой исполнитель в Туве, выше ее мастеров нет.

Кроме того, есть преемственность поколений, в оркестре работают ветераны, которые играют с самого начала его создания – Александр Шактар, Чечек Монгуш, Борис Монгуш. Хранится верность традиционному звучанию, пример тому – выступления солиста Дамба-Доржу Сата. Это уникальный голос, единичный случай, больше в Туве такого исполнителя нет».

Именно из-за малого – для оркестра – состава, практически каждый из музыкантов Саян – многостаночник, который за концерт может отыграть на двух-трех инструментах. Таковы требования времени и руководства ансамбля: музыкантам приходится помимо своего основного, осваивать и другие музыкальные инструменты. Учатся здесь же, в классах филармонии, в свободное от работы время.

Вслед за тридцатилетием национального оркестра, «Саяны» готовятся к сорокалетию всего ансамбля и Тувинской госфилармонии, которые будут отмечаться в апреле 2009 года.

Разрабатывается обширная юбилейная программа. Она профинансирована из республиканского бюджета, подготовка уже начата. Из-за большого объема предстоящей работы в этом году ансамблю пришлось отказаться от гастролей по зарубежным странам, отклонив приглашения из Италии, Испании и Франции. Сейчас для помощи в подготовке новой программы руководство «Саян» приглашает различных авторов – композиторов и поэтов.

Юбилейный концерт будет состоять из двух отделений: единой постановки и дивертисмента. Как сообщила руководитель ансамбля, Надежда Даржаа, предстоит поставить около полутора десятков хореографических номеров, написать к ним музыку, а, кроме того, подготовить отдельные музыкальные номера для оркестра. Ансамбль обновит и внешний вид: для артистов будет сшито около 400-500 костюмов, будут меняться отработавшие свое музыкальные инструменты, многим из которых столько же лет, сколько и самому ансамблю.

Столь тщательный подход объясняется тем, что будущая программа рассчитана не на один год, а на следующие пять лет. Но, несмотря на кардинальное обновление, в репертуаре ансамбля останутся мелодии и хореографические номера, которые уже стали классикой тувинского искусства.

Айгуль КАЮМОВА
http://www.centerasia.ru/issue/2008/16/1730-sayani-s-pesney-i-tancem-po.html