Тува оказалась в центре внимания федеральных властей. 13 марта на заседании Правительства России рассматривался вопрос о социально-экономическом развитии республики.
Принято протокольное решение, в котором, как отмечают бывалые аппаратчики Белого Дома, впервые по региону приняты четко сформулированные порученческие пункты федеральным ведомствам с жестко определенными сроками.
Нерыбный четверг в правительстве России
В Белом Доме на Краснопресненской набережной четверг день вовсе не рыбный, а сессионный.
Вот уже много лет по четвергам проходят заседания правительства России. В народной памяти они отпечатались незабываемыми перлами бывших премьеров, растиражированными федеральными телеканалами. К «золотому фонду» Виктора Черномырдина добавились уже ставшие историческими фразы Михаила Фрадкова: «Государственная машина должна асфальт укладывать, а не в асфальт закатывать» (о взаимодействии с российским бизнесом); «Мы вместо либерализации получим только хвостик от морковки. Это дело нешуточное. Хорошо, если хвостик получим, а то можно потерять и от морковки, и собственный».
Пришедший на смену Фрадкову Виктор Зубков в выражениях более сдержан, в оценках суров, но, как считают те же подчиненные, справедлив, прессу не жалует.
Вернее жалует, но в ограниченных количествах. Камеры после вступительного слова премьера выключаются. А в нем обычно только то, что он считает важным по вопросам повестки дня. Спорить, насколько правильно это решение, можно, но его логика проста: рабочая дискуссия есть рабочая дискуссия. Это не парламентские дебаты.
Вырванные из контекста фразы ясности в то, как проходило обсуждение и к какому выводу пришли участники, не привносят. Нужны подробности? Пожалуйста. Вы можете сколько угодно пытать участника заседания на брифинге в пресс-центре.
«Выход к прессе» ключевой фигуры каждого пункта повестки – сразу после обсуждения вопроса. А вот кто улыбнулся, кто нахмурился, смачно выразился или наоборот долго формулировал фразу – остается за кадром.
Без помощи федерального центра не обойтись
13 марта 2008 года на заседание Правительства России было вынесено пять вопросов. Какой из них, по мнению премьера, «number 1» и по ранжиру, и по значимости, стало ясно из вступительной речи Виктора Алексеевича.
«Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на повестке дня ряд важных вопросов. Это – о ходе выполнения федеральных целевых программ за 2007 год; о плане мероприятий министерства информационных технологий на 2008 год; об образовании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.
Начнем мы с вопроса, мне кажется, очень важного – о социально-экономическом развитии Республики Тыва. Этот регион относится к числу наиболее экономически слабых, депрессивных регионов России. Производство валового регионального продукта на душу населения здесь не превышает 53 тысяч рублей. Это лишь одна треть от общероссийского показателя. Высокодотационный регион. До 80 % консолидированного бюджета – это средства федерального бюджета.
Одна из самых серьезных проблем региона – бедность. Денежные доходы на душу населения в республике составляют 5 тысяч 770 рублей. В целом по России, мы знаем, – свыше 13 тысяч.
Высокий уровень безработицы. Это на фоне того, что республика обладает богатейшими запасами полезных ископаемых. Чего только здесь нет: это и запасы серебра, золота, висмута, медно-никелевые руды, крупные запасы коксующихся и энергетических каменных углей, колоссальные ресурсы по выпуску высокосортного асбестового волокна, более двадцати месторождений различных строительных материалов. Однако уровень промышленного освоения крайне низкий.
Республика имеет огромный туристический потенциал, сочетающий уникальное разнообразие природно-климатических условий, богатство фауны, флоры, уникальные памятники истории.
Правительство Республики Тыва строит свою работу на основе принятых в регионе долгосрочных и среднесрочных программ. В первую очередь, это программы экономического и социального развития до 2010 года, стратегия социально-экономического развития Республики до 2020 года. Однако сегодня ясно, что без помощи федерального центра региону не обойтись.
Необходимы реальные инвестиции в регион. В первую очередь, на строительство железной дороги Кызыл-Курагино, создание современного угледобывающего комплекса, комплексное освоение минерально-сырьевой базы Тывы, строительство цементных заводов и других объектов. Руководители многих известных наших компаний, таких как "Базовый элемент", "Норильский никель", "Северсталь" и других, планируют инвестировать в регион значительные средства.
Думаю, Минрегиону, вам, Дмитрий Николаевич {обращаясь к Д.Козаку}, надо быть координаторам в этой работе.
Необходимо скоординировать усилия правительства Тывы и тех известнейших наших компаний, которые я назвал. Они готовы работать. Нужно срочно наладить координацию этой работы для того, чтобы заработали инвестиции, в том числе и Инвестфонда, для реализации всех важнейших проектов, которые там сегодня имеются.
Требуется особое внимание к республике со стороны наших министерств образования, здравоохранения, культуры. По этим направлениям большая отсталость.
Поэтому я просил бы руководителя правительства Республики, Шолбана Валерьевича Кара-оола, подробно доложить по тем проблемам, которые имеются. В том протоколе, который мы примем сегодня, будут достаточно подробно расписаны все поручения. И все их надо выполнить».
Не ходить в рваных штанах
Плюсы и минусы тувинской экономики в бумажном варианте тянули на несколько килограммов.
Тяжеленный набор – 172-страничный доклад по социально-экономической ситуации в регионе, многочисленные толстенные приложения, таблицы, стратегия социально-экономического развития Тувы до 2020 года, программа развития до 2015 года – выдавался членам правительства и приглашенным с 9 до 10 часов утра.
Правда, у большинства министров бордовые «талмуды по Туве» уже имелись. Распухшие от многочисленных просмотров, пометок и записей.
«Они все в теме. Наши документы проштудировали, вникли. Мы теперь для них как на ладони», – делился с коллегами вице-премьер Сергей Тен, экономическому ведомству которого пришлось взять на себя главную часть подготовительной работы к заседанию и в рекордно короткие сроки выдать на-гора сотни страниц экономических выкладок.
Регионы в правительстве России отчитываются с регулярной периодичностью. В январе слушали «депрессивную» Кабардино-Балкарию, испытывающую практически те же проблемы, что и Тува. Много стона. В основном, по социальным вопросам.
Иная – бравая – тональность была у выступления главы Хабаровского края Виктора Ишаева. Несколько задиристый тон (вот мы какие!), акцент на приграничный статус и радужные перспективы в отстаивании российских интересов на рубеже страны.
Премьер Тувы растекаться по всем проблемам республики, особенно, социальным, в отличие от коллег с Кавказа, не стал.
«Цель приукрасить действительность или наоборот поплакаться, никто не ставит, – так еще 18 февраля на пресс-конференции по итогам своего участия в заседании Госсовета и экономическом форуме в Красноярске пояснил журналистам главную цель выступления в Москве Шолбан Кара-оол. – Задача – представить как можно более объективную социально-экономическую картину сегодняшней Тувы со всем узлом проблем. И добиться поддержки в их решении в профильных российских министерствах: транспорта, энергетики, строительства и других. Тува обладает огромным потенциалом, при реализации которого республика вполне может стать самодостаточной. Нельзя, обладая таким богатством, ходить в рваных штанах».
Донести эту мысль в течение 20-минутного выступления главе республики, очевидно, удалось. По, крайней мере, глава российского кабинета министров уже после выступления Кара-оола повторил ее не единожды.
«Нам всем должно быть стыдно, что есть такой богатейший регион, в котором есть все, только руку протяни, но имеющий такую сложную ситуацию, – подчеркнул Виктор Зубков. – Необходимо приложить все усилия, чтобы сделать из высокодотационной республики динамично развивающийся регион России».
К этой жизнеутверждающей тираде Зубков добавил: «Новый руководитель региона старается. Это видно. Ему нужна поддержка».
Решающий фактор
Сегодня сложно сказать, что все же сыграло решающую роль в том, что зал так серьезно озадачился проблемами Тувы и единодушно выступил за срочную помощь республике в центре Азии.
Достаточно эмоциональное и точное выступление главы региона? Предшествовавшие заседанию встречи во всех министерствах и ведомствах? Пока так и не реализованная положительная резолюция по Туве Владимира Путина, восторгавшегося в августе прошлого года красотами Тувы? Рабочее совещание у Виктора Зубкова с инвесторами, нацеленными на Туву, прошедшее накануне?
Дружное голосование республики на парламентских и президентских выборах? Тревожные показатели по Туве и нежелание центра иметь на границе проблемный регион? Или же дружеские рукопожатия и короткие ремарки, которыми обменялись Сергей Шойгу и ряд ключевых министров перед самым началом заседания?
А может быть, сказалось все это вместе. Сейчас это уже не так важно. Важен результат.
Туве решено помогать. Это единодушное мнение кабинета министров. Даже обычно суровый в отношении к депрессивным регионам, съедающим значительные бюджетные средства, финансист Алексей Кудрин, в начале осторожно заметивший «…в республике крайне низок не только уровень среднедушевых доходов, но и уровень возможностей местного бизнеса», позднее подчеркнул: «В стране многое изменилось. Еще два года назад о государственном финансировании такого мегапроекта стоимостью два миллиарда долларов, решающего проблемы одного региона, не могло быть и речи. Сегодня мы готовы поддерживать такие начинания. Нам необходимо сделать все, чтобы Тува из высокодотационного стала высокодоходным регионом».
В Минрегионразвития, как выяснилось, посчитали федеральных чиновников, работающих в Туве. Их оказалось в два раза больше местных. «С них тоже надо спрашивать!» – из уст бывшего прокурорского работника, а ныне главного идеолога региональной реформы России Дмитрия Козака это звучит почти как приговор.
Козак обратил внимание и на важную для Тувы проблему, которую федеральная власть может решить не в перспективе, а уже сейчас: «Туве очень важна доступность. А при нынешних тарифах на авиауслуги это довольно проблемно. Я считаю необходимым дотировать авиаперевозки через федеральный бюджет».
Ай да Козак!
Объединить акул-олигархов
Но самую классную идею выдвинул Сергей Шойгу: «Размытый Экономический совет, о котором мы уже говорили, проблемы с координацией действий инвесторов не решит. Нужна четкая структура, в рамках которой они будут действовать. Консорциум. Со своим уставным фондом. Формой правления. Четкими правилами игры».
Брошенное Сергеем Шойгу в зал слово «консорциум» моментально нашло и своего куратора – Валерия Гаевского, заместителя министра регионального развития.
«Дмитрий Николаевич, закрепите за тувинским проектом вашего зама по регионам – Гаевского. Он в теме. И не надо с этим затягивать», – Виктор Зубков озадачивает Козака и поясняет. – Уже есть инвесторы, получившие лицензии. Но они сидят, выжидают, не рискуя стартовать первыми. Консорциум же даст гарантии синхронности и плановости их действий».
О том, что дотационной республике не всегда просто на равных говорить с главными «капиталистами» страны, стало понятно 11 марта на совещании у Виктора Зубкова, собравшем акул российского бизнеса – Олега Дерипаску («Базовый элемент»), Алексея Мордашова («Северсталь», Сергея Пугачева (ОПК) – заинтересованных в ведении бизнеса в Туве.
Их суммарный капитал, как тут же прибросил один из аппаратчиков Белого Дома, в стенах которого инвесторы в таком представительном составе по региону собрались впервые, превышает 170 миллиардов долларов.
Будь их добрая воля, социальные проблемы республики решились бы одномоментно. Но пока есть лишь их коммерческий интерес. Поэтому в защите местных интересов Туве очень нужна федеральная «крыша», тот же консорциум.
«Это своего рода корпорация, куда войдут инвесторы, желающие вкладывать в нашу экономику деньги, и власти, призванные отстоять интересы республики и ее жителей, – уточнил по возвращении из Москвы на пресс-конференции 17 марта Шолбан Кара-оол. – При таком союзе будет соблюден баланс между позициями бизнеса и государства. В идеале консорциум должен работать по такому принципу: иметь общий капитал всех инвесторов и общее, коллективное решение по его распределению. Куда, на какой проект отправить инвестиции – решает уже не только бизнес, но еще и власть. Эти процессы просто обязаны проходить с участием и под контролем Правительства».
Вообще-то буквально «консорциум» в переводе с латинского означает «участие», а в экономике – это временное объединение компаний или банков. Цели у него могут быть самыми разными. Например, общий капиталоемкий проект под названием «Тува».
«Замечательная идея, – считает бывший руководитель республики, а ныне председатель исполкома Ассамблеи народов России Чимит-Доржу Ондар. – Для Тувы это, во-первых, гарантия, что наша экология под защитой государства, а, во-вторых, что частным капиталам не дадут заигрываться в политические игрища на территории Тувы, растаскивать по карманам тувинскую элиту и действовать по принципу «разделяй и властвуй».
А сколько нам дали денег?
«А сколько нам дали денег?» – это был первый вопрос, который я услышала по возвращении из Москвы.
Задал его человек интеллигентный. Ответственный работник, как еще называют номенклатуру. Он искренне считает, что региональная власть должна из Москвы привозить чемоданы денег, в этом и заключается КПД командировки в столицу. Все просто. Нас к этому приучили.
Итог 13 марта другой. Дело не в деньгах. А в подходе федерального правительства. Дать возможность богатейшему региону России по полной реализовать все свои конкурентные преимущества. Привлечь к этому частные инвестиции. Но под жестким контролем федеральной власти. Правительство России выступит гарантом защиты интересов республики. Для Тувы это принципиально.
«Создан важный задел со стороны федеральной власти. Поддержаны программы, предложения, разработки, инициированные правительством республики. И, хотя подготовка к этому заседанию проходила в жестком временном режиме, она дала результат. Главное, чтобы республика была готова принять эту помощь, – подчеркивает в интервью главный «теневик» защиты интересов Тувы на федеральном уровне Сергей Шойгу. – Принятое протокольное решение – это только первый шаг. Далее все будет зависеть от того, насколько кропотливо и настойчиво вы будете идти по реализации каждого его пункта. Насколько жители Тувы будут консолидированы и нацелены на решение общих проблем. Необходимо покончить с дрязгами и настроиться на созидание».
У республиканской власти времени на разбег нет. В протокольном решении Правительства России определены жесткие временные рамки выполнения каждого из пунктов. Уже на этой неделе все ветви и уровни власти Тувы, общественность соберутся на республиканское совещание по итогам рассмотрения «тувинского вопроса», а Минрегионразвития в Москве решит судьбу «консорциума по Туве».
«Мы должны определиться: что и как делать, чтобы выполнить все, что запланировано, не выясняя, кто главнее и важнее. Очевидно, и это доказали прошедшие парламентские и президентские выборы, что есть общественный заказ на консолидацию, – подчеркнул, отвечая на вопросы журналистов, Шолбан Кара-оол. – Наша задача – дойти до каждого. Каждый житель республики должен понять: у него появился серьезный шанс изменить жизнь к лучшему. И надо этим шансом воспользоваться».
Дина Оюн
Москва-Кызыл
Фото Виталия Шайфулина