газета «Центр Азии» №44 (9 — 16 ноября 2007)
Власть и общество

ЖИЗНЬ И ШКОЛА: ИГРА В ДОГОНЯЛКИ

10 ноября 2007 г.

Все школы Тувы подключены к Интернету. Восемь школ получили по 22-местному школьному автобусу.15 школ – «миллионеры», то есть получили в рамках нацпроекта по миллиону рублей из федерального бюджета, и четыре образовательных учреждения, в том числе два детских сада – по миллиону из республиканского бюджета.49 школьников и четыре дошкольника получили от трех до 10 тысяч рублей в качестве премии Председателя Правительства Республики Тыва для талантливой молодежи и школьников.

Итоги первого этапа реализации нацпроекта «Образование» были представлены заместителем министра образования, науки и молодежной политики Тувы Органой Натсак на заседании круглого стола «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование», которое прошло 26 октября по инициативе Комитета по реализации нацпроектов Законодательной палаты Великого Хурала РТ.

Общеизвестный факт – из пяти национальных проектов проект «Образование» является фаворитом, особенно в Туве. Опыт республики был по достоинству оценен в ходе проверки, которую провела федеральная комиссия по мониторингу нацпроекта «Образование».

В качестве плюсов было отмечено, что к реализации проекта активно подключились местные власти, хотя реальная финансовая поддержка пока не соответствует их заявленному желанию ровно наполовину.

Если из федерального бюджета финансирование нацпроекта «Образование» в Туве в 2007 году осуществилось на 99 процентов, то из республиканского (по итогам девяти месяцев) – на 52, из муниципальных бюджетов – на 58 процентов.

В 2007 году к нацпроекту «Образование» присоединились профессионально-технические училища.

Эту инициативу проявило правительство республики, учредив пять ежегодных премий для государственной поддержки лучших образцов начального профессионального образования республики. Также за счет республиканского бюджета к нацпроекту присоединились детские сады республики.

Еще одно новшество второго года реализации нацпроекта «Образование» – учреждение премии Председателя Правительства РТ для талантливой молодежи и школьников. Свои гранты лучшим образовательным учреждениям столицы установил и мэр Кызыла.

Поучаствовать в конкурсе лучших образовательных учреждений изъявили желание 61 школа и пять ПТУ. В 2007 году конкурс составил четыре школы на одно место, в прошлом году – две.

Как отметила Органа Натсак, такой темп конкурсной активности едва ли не лучший по стране. На конкурс лучших учителей подали заявки 152 человека, большая часть из которых (106) пожелали принять участие в федеральных конкурсах.

Органа Натсак отметила, что в целом министерство образования республики удовлетворено ходом реализации в Туве первого этапа нацпроекта «Образование». «Сейчас наступил момент оценки, – отметила замминистра образования. – На следующей неделе мы начинаем в школах, получивших гранты по нацпроекту, мониторинг качества знаний учащихся. Мы должны выяснить, насколько выделенная в рамках нацпроекта государственная поддержка повлияла на качество знаний».

Несмотря на позитивность ситуации по национальному проекту, разговор за круглым столом был напряженным, ведь депутатскому корпусу Законодательной палаты проблемы образования знакомы не понаслышке: учителя в нем представлены весьма солидно.

В заседании круглого стола принимали участие председатель комитета по реализации нацпроектов Раиса Хайманова, имеющая стаж работы директором школы более 20 лет; бывший директор школы № 3, ныне председатель Комитета по развитию малого бизнеса Ирина Самойленко; заместитель председателя Палаты представителей, бывший директор муниципального лицея № 15 Наталья Германова; одна из лучших учителей-словесников республики, депутат Законодательной палаты Зинаида Дехтяр.

Зинаида Дехтяр, в частности, заметила, что последнее напутствие Дмитрия Медведева было посвящено усилению технологичности образования. Но выполнения именно этого требования в планах Минобразования РТ на 2008 год нет. Возникла дискуссия: что значит технологичность образования?

Оказывается, Дмитрий Медведев оценил последние отчеты функционеров от образования по нацпроекту весьма скептично: суть проекта заключается не в победных отчетах: сколько школ получили автобусы и сколько подключились к Интернету.

Проект «Образование» должен, в первую очередь, выявить инновационные технологии по развивающему обучению школьников.

Можем ли мы со стопроцентной уверенностью сказать: в республике есть образовательная технология, которая позволяет дать детям качественные знания? Можно ли измерить это качество только процентом поступаемости в вузы или результатами ЕГЭ?

Собственно, нацпроект «Образование» и был запущен, когда власти поняли, что нынешнее качество школьного образования не отвечает современным требованиям. Доля расходов на образование растет с каждым годом, но результат тот же. Следовательно, причина в устаревшей системе экономических и финансовых механизмов.

На второй год реализации нацпроекта «Образование» от регионов потребовали планов комплексной модернизации образования. Цель – предоставить детям современные условия получения знаний: педагогические кадры, оснащенность по последнему слову, соблюдение всех санитарных правил, безопасность, комфорт.

Модернизация, в первую очередь, будет направлена на новую систему оплаты труда педагогов, переход на нормативное подушевое финансирование. В России на модернизацию образования с первого сентября пошел уже 21 регион. Как доложил 30 октября Дмитрий Медведев Президенту России Владимиру Путину, в этих регионах оплата труда учителей возросла в десятки раз.

Присутствующие директора школ отметили, что пока им не всегда хватает опыта и научных знаний по формированию программ развития школ.

И это отмечали руководители лучших образовательных учреждений республики. Можно представить, какие сложности испытывают директора школ в глубинке Тувы. Именно поэтому от Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства РТ ждут активного подключения к реализации нацпроекта.

Растущая активность участия школ в нацпроекте, о которой доложила заместитель министра образования, не вызвала ответного отклика у депутатов.

«Те школы, которые получили гранты, уже устали отчитываться за этот миллион рублей, их постоянно проверяют. Тем временем, почти половина школ республики просто «отсиживается» в тени. Они не принимают участие в конкурсах, их никто не тревожит. Вот это «болото» необходимо расшевелить», – отметила Раиса Хайманова.

Большой разрыв в качестве образования школ столицы и районов подтверждается и тем, что при определении победителей в республиканском конкурсе на лучшего учителя до настоящего времени действовала система квот. «А не покрывает ли такая система огромный разрыв в качестве обучения?» – спросили участники круглого стола. Органа Натсак доложила, что Минобразования республики все-таки намерено отказаться от квотирования победителей, условия конкурса должны быть для всех одинаковыми.

Нацпроект «Образование», давший большие возможности для качественного рывка в обучении, все-таки не в состоянии решить сложнейшие проблемы республики в сфере образования: перегруженность городских школ, некачественное и дорогое горячее питание школьников, отсутствие поддержки молодых педагогов и так далее.

«В Кызыле 30 детских садов, которые посещают 4800 детей, в очереди на место в детский сад – столько же детей. Следовательно, столице республики необходимо еще 30 детских садов. Что мы будем делать, когда в первый класс придут дети 2003 года рождения – пика рождаемости в республике?» – тревожится Галина Гостева.

Зинаида Дехтяр обратила внимание на еще одну проблему: «С 2009 года вводится обязательное 11-летнее образование. Куда мы денем детей? Школы уже сейчас переполнены. Если мы не предпримем необходимые меры, то окажемся просто в невыносимых условиях».

Депутат Палаты представителей Наталья Германова обеспокоена: «Мы очень много говорим о конкурсах, образовательных технологиях, инновациях, а должны задать вопрос: насколько ребенок хорошо себя чувствует в школе, насколько ему интересно и комфортно учиться?

Детям сегодня учиться в школах сложно. У нас большие претензии к Комбинату школьного питания Кызыла. О качественном горячем питании детей говорим годами, ситуация не меняется. Дети учатся в три смены, времени и помещений для дополнительных занятий нет».

Раиса Хайманова по этому поводу отметила: «Не секрет, что многие школы республики не имеют ни холодного, ни горячего водоснабжения, до сих пор в некоторых туалеты только во дворе».

Депутат Зинаида Ондар рассказала, что в поселке Сесерлиг, который находится в стороне от дорог, нет ни одного транспортного средства: «Дети не могут выехать ни в Кызыл, ни в районный центр. А школьникам очень хочется поучаствовать в соревнованиях, конкурсах, посмотреть Кызыл, пообщаться со сверстниками».

Директор муниципального лицея № 15 Светлана Ощепкова заострила внимание на положении молодых педагогов:

«После окончания института молодой учитель получает не более пяти тысяч рублей. Согласно новому Жилищному Кодексу, учителя вычеркнуты из льготников на социальное жилье, нет у нас и общежитий. Под такую маленькую зарплату ипотечные кредиты никто не дает.

У нас нет никакой возможности заинтересовать молодого учителя. В нашей школе пять молодых учителей, трое из них уже подали заявления об уходе. Мы, по сути, стажируем кадры для отдела по делам несовершеннолетних. Очень хотелось бы, чтобы молодые учителя имели право на льготную очередь при устройстве своих детей в детский сад».

По итогам обсуждения в рекомендации круглого стола был включен целый комплекс предложений.

Их много. Разговор за круглым депутатским столом получился эмоциональным, серьезная тревога сквозила в каждом выступлении.

Можно поставить перед учителями любую сверхзадачу, и они будут ее выполнять. Но вот сможем ли мы обеспечить эту модернизацию образования в нынешних экономических условиях республики? Если катастрофически не хватает школ, если дети ходят в туалет на улицу, в течение целого дня едят, где придется и что придется, если учителя маются без квартир, то какая уж тут модернизация?

Проблема в том, что в Туве придется не школам тянуться за современной жизнью, а жизнь за стенами школы подтягивать до уровня нынешних требований к образованию.

Марина ЧАНЗАН
http://www.centerasia.ru/issue/2007/44/819-zhizn_i_shkola_igra_v_dogonyalki.html