Не понимаю детей, которые не любят и не уважают тех, кто дал им жизнь. Видимо, мне очень повезло: я очень благодарна своим родителям. Благодарна отцу – замечательному человеку, талантливому художнику Владимиру Васильевичу Тарханову.
Давно хотела написать о нем, уже подготовила наброски, но, как это часто бывает в жизни, мы не успеваем вовремя сделать самого важного… Отец уже не прочитает эти строки: 27 августа 2007 года он ушел навсегда.
Мой рассказ – долг памяти дочери перед отцом, научившим любить и ценить искусство, видеть и беречь прекрасное, а главное – жить в единении души и природы.
КАРАНДАШИ ОТ ПРОКУРОРА
Отец мой родом из села Завьялово Алтайского края. Приехали он в Туву в конце сороковых годов с матерью и отчимом.
Было у него одиннадцать братьев, но до наших дней дожил он один. Кого война унесла, кого – голод.
А ему судьба дала не только жизнь, но и талант. В детстве у него не было возможности иметь краски, бумагу: бедно жили. Его мать Анастасия Ивановна в то время работала домработницей у прокурора. Тот, увидев, что у мальчика тяга к рисованию, давал ему бумагу и карандаши.
Когда стал учиться в школе, изрисовывал все тетрадки. Уже в первом классе прямо на школьной доске, к изумлению всех, рисовал мелом картины по заданию учительницы.
После школы родители не позволили ему учиться на художника, считая, что это несерьезная работа. Поступил он в Томский топографический техникум, закончил его. Но тяга к живописи была сильна, он окончил еще и художественное отделение Кызыльского училища искусств, вечернюю изостудию.
Учился с известными в Туве художниками Иваном Туренко, Валерием Солдатовым, Юрием Деевым.
ДОТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЭПОХА
Работал в кинопрокате, кинотеатре «ХХХ лет ВЛКСМ», который находился в центре города – там, где сейчас расположена площадь Арата.
А в 1961 году распахнул двери «Найырал» («Дружба») – первый в Туве кинотеатр с широким экраном, открытия которого все с нетерпением ждали. Это было время, когда посещение кинотеатра было неотъемлемой частью жизни, время, которое можно назвать «дотелевизионной эпохой».
Почти каждую неделю на экраны кинотеатров Кызыла выходили по два-три новых фильма. Но еще задолго до демонстрации кызыльчане могли знакомиться с ними по красочным рекламам, которые живописными яркими окнами развешивались на стенах кинотеатров.
Владимир Тарханов и Тимофей Петров – творческий союз тех лет. На первый взгляд может показаться, что в создании кинорекламы нет никакого творчества: бери готовый кадр из киноленты, переноси его в увеличенном формате на щит, раскрашивай – и дело с концом. Но художники подходили к рекламе творчески, они говорили: «Когда работа не влечет, в нее душу не вложишь».
Перед выходом на экраны фильма «Дерсу Узала» исполнитель главной роли Максим Максимович Мунзук любил сидеть в мастерской у художников. Именно тогда отец решил сделать рекламу с натуры. Мунзук, как личность творческая, поддался на эту уловку художника.
И был очень доволен результатом, сказав, что Дерсу на афише – самый настоящий. Для художника похвала от такого мастера была лучшей наградой.
Часто, когда фильм снимался с проката, и нужно было создавать рекламу следующего, отцу было очень жалко уничтожать сделанное, загрунтовывая щиты заново, настолько они были хорошо прописаны.
В то время кызыльская реклама была признана самой лучшей в сибирском регионе, имена художников стали известны далеко за пределами родного края. Это были самые насыщенные творческие годы. Работа художника Владимира Тарханова была высоко оценена и отмечена высокой наградой – знаком «Отличник кинематографии СССР».
ОЧАРОВАННЫЙ КРАСОТОЙ ТУВЫ
В Туве нет, наверное, уголка, где бы не побывал отец, очарованный красотами Тувы, увлеченный рыбалкой.
Отдых для него – это тайга, лес, река, ночи, проведенные у костра. По Енисею вверх на моторке рассекал водные просторы каждый выходной – с мамой и нами, детьми, или с друзьями-единомышленниками.
Ягоды – так с куста, рыба – так только что пойманная. Уху варил сам и по своему рецепту. Потом у костра – рыбацкие байки, рассказы о природе, о разнообразии красок, о красоте окружающего нас мира.
Наверное именно тогда и заложил он в нас с братом тягу к прекрасному. Сергей стал профессиональным художником. Ему очень удавалась и живопись, и графика, и акварель.
К сожалению, в Туве его картин осталось очень мало. Есть они во Франции, Норвегии, Голландии, Бельгии. Их много в Италии, там его работы очень ценили, привозили холсты и заказывали новые картины.
А вот в нашем тувинском музее нет его картин, как и картин отца. Их почему-то не покупали.
Я тоже художник. Только работы свои выполняю не на холсте, а на лицах актеров: художник-гример в Тувинском музыкально-драматическом театре, мои работы зрителям хорошо знакомы.
КАРТИНЫ, ПОБЕЖДАЮЩИЕ БОЛЕЗНЬ
Когда в 1998 году отца одолел тяжелый недуг, и врачи-онкологи поставили страшный диагноз, брат стал настаивать, чтобы он занялся живописью вплотную.
Сам грунтовал отцу холсты, доставал краски, багет, бумагу. Убеждал, что возраст для настоящего художника не играет роли, что 67 лет – это не предел. Доказывал: только так – творчеством – можно победить болезнь.
И то, что было накоплено в душе, в памяти отца за всю его жизнь, стало реализовываться. Он ложился спать и вставал с мыслями о картинах, забывая про недуг.
Из-под кисти художника стали выходить изумительные пейзажи. Казалось, он прос-то берет любимые уголки тувинской природы и бережно переносит их на полотно – так он чувствовал цвет и настроение.
За девять лет болезни отцом было написано 218 картин. Его пейзажи «Рождение Енисея», «Хутинский порог», «Туман над рекой», «Закат над озером Чагытай», «Семь братьев», «Зимний пейзаж», «Усинский тракт 1916 года» и многие другие передают, прежде всего, духовное мироощущение мастера. Свои полотна он дарил родным и близким на юбилеи, свадьбы.
Сын, который продлил жизнь отцу, передав ему то, чему когда-то научился, сам так рано и скоропостижно ушел из жизни – в 42 года.
После смерти Сергея в 2000 году папа стал сдавать картины на продажу. Их брали с удовольствием, они быстро находили своих покупателей. Ему хотелось, чтобы именно на эти деньги, от художника – художнику был поставлен памятник, что и было сделано.
ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ
О любви у нас в семье не говорят, а просто любят. Так любили друг друга отец и мать.
В радости и горе всегда рядом была любимая спутница жизни, с которой ни на один день не расставался и которая, как никто другой, понимала и чувствовала отца – наша мама Матрена Федоровна.
Более полувека назад они, юные и красивые, пришли в ЗАГС зарегистрироваться, а им говорят: подождите, когда невесте исполнится 18 лет. «Мы-то подождем, да нам дочь надо зарегистрировать», – ответили молодые. Вот и регистрировали одновременно их и меня.
В 2008 году исполнилось бы 55 лет совместной жизни этих двух людей, давших любовь нам, детям и внукам и научившим любить и беречь не только близких тебе, но и все, что нас окружает.
Три года тому назад отец во время работы над очередной картиной «Водопад в верховьях Енисея» почти ослеп: произошло кровоизлияние в сетчатке глаза, и на картине на воде образовались фиолетовые пятна, а скала в профиль стала похожа на художника.
Это была последняя работа отца, последняя работа мастера. Эту картину я берегу особо.
В этом году папа стал чувствовать себя хуже. Художник, который не видел красок, не мог любоваться красотами любимой природы, тяжело переживал.
Он так хотел вновь увидеть те места в верховьях Енисея, которые так любил, которые запечатлел на своих холстах. И такая возможность была. Он мог увидеть их моими глазами.
СПЛАВ ПОСВЯЩАЕТСЯ ОТЦУ И ДЕДУ
Вот уже двенадцать лет подряд я – участница команды единомышленников, любителей природы, рыбалки, экстрима, которые каждое лето собираются вместе и сплавляются на надувных лодках по рекам Тувы.
И каждый раз перед уходом в сплав всей нашей командой мы собирались у отца, обсуждали, планировали, слушали его советы. А он нам то мошки выдаст, то блесну из своих резервов.
Наша команда – это семьи братьев Сергея и Евгения Филимоновых, семьи Волошиных. Иногда к нам присоединяются дети, друзья. Возраст не играет роли: ходили с нами и дети школьного возраста, и пенсионеры.
Многие годы членом команды была Нина Ивановна Филимонова, Заслуженный учитель России, она ходила с нами в сплав до семидесяти лет. Если бы не остановилось ее сердце, она и сейчас была бы с нами.
Десятый, юбилейный, сплав мы посвятили ее памяти. А сплав 2007 года посвятили моему отцу Владимиру Васильевичу.
Отец достал карты дорогих ему мест, дал нам наставления, удивляя тем, как точно помнил все подробности рек Хамсара и Большого Енисея: пороги, неожиданности, которые могут встретиться на пути.
Места, по которым нам предстояло пройти, живут на его холстах. Мы должны были увидеть их в реальности. Это была послед-няя мечта художника.
Честно говоря, я очень боялась оставить папу, но он сказал: «Я выдержу, а вы идите. Я вас дождусь. Обещаю».
И благословил нас.
СПЛОЧЕННАЯ КОМАНДА
Путь начали на вертолете до поселка Чазылар. Затем накачали пять лодок, плот и пошли вниз по Хамсаре.
Первая стоянка, и вот она, первая встреча с папиной картиной: «Покос на Хамсаре». К нам подходят очень приветливые, доброжелательные местные жители, пришедшие на покос.
На первой стоянке тайным голосованием был выбран командир – Евгений Филимонов (г.Москва), главными рыбаками наз-начены Сергей Филимонов (г.Красноярск) и Александр Волошин, мой муж.
К большому удивлению этих опытных рыбаков первой рыбу поймала Аня Волошина-Городок (г.Красноярск), первый раз в жизни взявшая в руки удочку и впервые оказавшаяся в этих местах.
Она, Денис Волошин и Ирина Якурнова прошли обряд посвящения новичков, хотя Ира – опытный сплавщик, давно ходит по рекам Тувы, но в нашей команде – новичок.Приняли водное крещение Роман Волошин-Городок и Дима Филимонов (оба из Красноярска) – они впервые шли в пороги самостоятельно.
Распределили обязанности. Мне и Тане Максименко досталась кухня, а Людмила Филимонова выполняла свои прямые обязанности врача.
ГЛАЗАМИ ОТЦА
Две недели длилось наше путешествие. И смотрела я на тувинские красоты глазами отца.Благополучно прошли пороги Круглый, Куцый, Рябой, о которых он нам рассказывал. Ожила картина «Устье реки Бедий», хранящаяся у внука Романа.
На пути – замечательный песчаный пляж, сосны – место просто сказочное! И дерево, на котором вырезано лицо старца. Будто отец знак дает: «Здесь лагерь разбивайте». На этом месте мы провели пять замечательных дней.
Река несет нас дальше. «Порог на Хамсаре» – эту картину хранит старший внук Денис. Друг за другом оживают полотна Владимира Тарханова: «Кижи-Хемские шивера», «Тихий плес», «Хамсыра - Тихие», где действительно тихо и течения совсем нет. А среди длинных водорослей цветут лилии.
«Охотничья избушка» – это недалеко от реки Узю. «Кадыр-Ос», «Сыпучий яр» – устье реки Кадыр-Ос, где рыба сама прыгает на крючок. Мой дед, отчим отца, здесь ловил тайменя, отец ловил тайменя, и внук Роман тоже поймал тайменя, только не такого большого.
Прошли среди скал: Щеки и Разбои. А вот и снова картины: «Черная речка», «Чаваш», «Сосняки на Чаваше». Места, которые я видела на холстах у отца! Защемило сердце, переполнила огромная благодарность отцу за то, что он открыл мир прекрасного и познакомил со столь сказочными красотами родного края.
В ГОСТЯХ У КАРТИН
Поселок Ырбан – конечная остановка. Зашли в гости к Светлане Даньшиной, крестнице отца. Наши отцы – друзья с молодости. Они вместе все эти места и проходили.
Мы еще весной с дядей Ваней Даньшиным оговаривали, куда лучше идти: на Чаваш или Хамсару. Он ждал нас, но не дождался совсем немного, умер.
На стенах дома – папины картины: «Тоджинские оленеводы», «Тихий вечер» и другие, подаренные художником семье друга. А вот и последний июньский подарок: внучке Нике на свадьбу – «Ырбан – дорога на лесосеку». Удивительно, но везде меня встречал отец. Чувствовала это постоянно.
Утром, когда сели на теплоход «Заря» и отплыли, опять встречаю его работы. «Маркелиха» – на 184 километре. На 145-ом – «Обрезы», впадающая в Енисей Красная речка. «Река Хут» – эта картина в Красноярске у Сергея Филимонова.
«Устье Хута» – места, где мы бывали раньше, и очень много раз. «Зима на Хуту» – картина в Москве у нашего командира Евгения Филимонова. «Романтики у костра» – в устье Хута, эта картина о нас, мы на ней у костра. Она в двух вариантах написана. Дневная – у Филимоновых, ночная – у меня.
«Остров после грозы», «Хутинский порог» – на 124 километре; «Заря» в пороге», «Улуг-Оо», «Подпорожняя» – на 119-ом; «Хунюк» – на 106 километре; «Оджа» на 90-м; «Сафьянов порог» – Усть-Уюк, 60-ый километр.
Художник давал картинам названия тех мест, которые отражал на холсте.
ЖИТЬ И ЛЮБИТЬ
«Я слово сдержал, вас не подвел, дождался– этими словами встретил нас папа, когда мы пришли к нему с отчетом о посвященном ему водном путешествии.Зачитали путевой дневник, рассказали, кто какой величины рыбу поймал, как прошли пороги. И о том, как встречали на пути его картины.
И видны были слезы в глазах отца, и радовался он, что теперь и внуки его полюбили тайгу, реки. Ту красоту, ради которой стоит жить и любить.