газета «Центр Азии» №32 (15 — 22 августа 2007)
Люди Центра Азии

МАЛЬЧИКИ В КРАСНЫХ ОДЕЖДАХ

17 августа 2007 г.

Хуураки храма «Цеченлинг»«Пусть счастье и благо пребудут с нами днем.
Пусть счастье и благо пребудут с нами ночью.
Пусть счастье и благо пребудут с нами денно и нощно.
Да снизойдет на нас счастье и благословение Трех Драгоценостей!» –

этой сутрой заканчивается каждый молебен в хурээ Цеченлинг, главном буддийском храме Тувы.

Верующие молятся в зале молебнов на втором этаже или приходят на личный прием к ламам на первый этаж. Но в храме есть еще цокольный этаж, живущий своей жизнью. Там учатся те, к которым эти же буддисты придут через несколько лет за благословением и советом.

МАЛЬЧИКИ В КРАСНЫХ ОДЕЖДАХ

Мальчики в красных одеждах сегодня только хуураки – послушники, а завтра, если хватит душевных сил, терпения и упорства, станут ламами и в свою очередь понесут учение Будды дальше.

В Туве впервые после длительного перерыва обучение хуураков – послушников возобновилось параллельно с возрождением буддизма. В 1991 году «Дхарма-центр» начал готовить маленьких служителей желтой веры.

Один из тех первых учеников, получивших образование в Индии, Джамбел Лодой сегодня является высшим буддийским лицом республики – Камбы-ламой Тувы. В настоящее время традиция обучения и подготовки будущих лам Управлением Камбы-ламы поддерживается и продолжается: при храме Цеченлинг с 1999 года открыта школа хуураков.

Школа хуураков не похожа на обычную общеобразовательную, которую дети посещают только в течение учебного года.

В храме Цеченлинг хуураки не только учатся, но и живут, зачастую вдали от своих родных. Старшие мальчики, окончившие девять классов, учатся здесь в течение одного – двух лет, а младшие приходят на занятия во время школьных каникул.

Ученики в возрасте от 11 до 17 лет из Кызыла, Эрзинского, Сут-Хольского, Чаа-Хольского, Овюрского, Чеди-Хольского, Тере-Хольского кожуунов.

Они носят свою форму.

Одежда хуурака состоит из пяти элементов. Сначала надевается шандап – подобие юбки. Оно завязывается поясом из ткани желтого цвета. Затем надевается дондуп – безрукавка. Сверху накидывается оргумчу – накидка. Есть еще шамо – шапочка.

Вся одежда – красного цвета. Этот цвет символизирует в буддизме святость.

Обычно одежду ламам привозят из Индии, в Туве ее не шьют. Хууракам одежда предоставляется Управлением Камбы-ламы бесплатно.

МАЛЬЧИКИ В КРАСНЫХ ОДЕЖДАХВ цокольном этаже, куда посторонним вход воспрещен, находится помещение, где проходят уроки.

Это не обычный класс с партами и стульями. Из знакомых предметов в нем только учебная доска на стене и учительский стол.

Перед тем, как зайти в класс ученики разуваются, садятся на коврики по-тувински, поджав под себя ноги. Перед каждым – низенький столик, на котором лежат завернутые в шелковую ткань сутры – молитвы, отпечатанные в Индии: особым способом на специальной бумаге.

Ребята разворачивают ткань, складывают на груди ладони и склоняются над сутрами. Если хуурак идет на общий молебен, сутры заворачиваются в шелковую ткань.

В храме хуураки изучают учение Будды, наставления Далай-ламы XIV, тибетский язык, читают сутры.

Идет урок тибетского языка. Учитель Мерген-башкы следит за правильным произношением.

Кроме него, здесь преподают Омак-башкы и Сергек-башкы. Ребята очень стараются, ведь если плохо учиться, можно получить и «двойку», а при старании – оценку «пять» и высшую награду – похвалу учителя.

Уроки сложные. В течение дня хуураки занимаются чистописанием, старательно выводя буквы тибетского алфавита, изучают тибетскую грамматику, записывают заветы Будды и переводят их на тувинский язык, учатся читать сутры нараспев.

Домашние задания выполняют, помогая друг другу: учат сутры, пишут на доске свои имена на тибетском языке. Старшие опекают младших и новичков.

Полдень для служителей храма – священное время. На втором этаже храма верующие собираются на молебен. Идут туда и хуураки.

Во время молебна ламы и хуураки располагаются на специальном возвышении в центре зала, начинается монотонный речитатив буддийских молитв, следующих одна за другой.

Верующих столько, что многим не хватает мест, и они вынуждены стоять на ногах, но никто, и не думает уходить.

Многие пишут на бумажках свои пожелания, исполнения которых просят у Будды, имена родных и близких, которым желают здоровья, удачи и передают хууракам, чтобы ламы зачитали их во время молебна.

У летних пожеланий – особый характер. Выпускники, абитуриенты и студенты приходят в храм, чтобы попросить у Будды поддержки во время экзаменов. Иногда это делают на расстоянии. Так, родные студентки из Томска даже принесли полное расписание экзаменов с указанием дат: «Обществознание, риторика, конституционное право».

Через час служба заканчивается и все три раза обходят вокруг храма, напоследок умываются аржааном.

В 15 часов – следующий молебен. На нем народу так же много. Жителю Красноярска Александру, приехавшему в Кызыл по делам фирмы, в храме «Цеченлинг» интересно.

«Специально пришел в хурээ осматривать его как достопримечательность, – говорит он. – Я – православный, но уважаю все религии, солидарен с идеей буддизма о перерождении человека в последующих жизнях. Каждый сам ищет ответ на вопрос о смысле жизни, а религия дает верное направление пути».

Последний общий молебен в хурээ «Цеченлинг» проводится в 18 часов. Иногда хууракам доверяют провести его самостоятельно, без старших учителей. Это бывает редко, и мальчики очень волнуются: готовятся к ответственному молебну заранее, снова и снова повторяя сутры.

В школе хуураков могут учиться только те, кто действительно, решил связать свою жизнь с изучением буддизма. Случайные люди не задерживаются.

Потому что здесь сразу становится ясно: твое это или нет. Насильно никого не удерживают.

«Бывают такие случаи, что хуурак учится-учится, а потом у него пропадает интерес, – рассказывают сами мальчики. – Если учиться с интересом, тибетский алфавит можно выучить за один день.

А если без интереса, да еще и лениться, то конечно, ничего не получится. Вот, был один ученик, учился вместе со всеми. Потом, интерес пропал. Дело оказалось в том, что он учился не по своей воле, а по желанию родных. Когда человек учится не по своей воле, это нехорошо».

К маленьким служителям в храме относятся с заботой и пониманием. Самая большая строгость в жизни послушника заключается не в том, что он должен сидеть на одной воде и корочке хлеба, истязая себя молитвами, как представляют себе светские люди, а в том, что хуурак должен прилежно учиться.

Должен выполнять главные заветы – не пить, не курить, не сквернословить. И еще – быть хорошим помощником ламам и прихожанам.

При этом ничто человеческое мальчикам в красных одеждах не чуждо. Хуураки, несмотря на буддийскую одежду, которую надо носить все время, на правила, которым они подчиняются, все равно в душе остаются такими же мальчишками, как их сверстники и также любят смотреть мультфильмы.

Но и они у них необычные – о жизни Будды. Очень интересные и увлекательные, с качественной графикой.

Мальчики не только узнают здесь много нового, но и приучаются к самостоятельной мужской жизни.

Сами убирают в столовой, на кухне, в спальне с двухъярусными кроватями, моют полы. Сами готовят завтрак и ужин. А обед им готовит повар Зоя Аракчааевна. Вот обеденное меню одного из дней: на первое – суп с рисом и картошкой, на второе – жаркое, на десерт – фрукты.

В перерывах между занятиями Галина Монгуш – тетя Галя, как называют ее мальчики, балует их булочками и чаем с молоком. Хуураки любят тетю Галю, она заботится о них, как мать, понимая, что мальчики, оторванные от своей семьи, тоскуют по дому и родным.

Мальчики тоже стараются сделать ей приятное: сбегать за хлебом, помочь в чем-то. Она продает в киоске храма чула – лампады. Их зажигают верующие со своими пожеланиями и молитвами.

Хуураки помогают тете Гале готовить чула: скатывают вату в нить, перекручивают, кладут в лампаду и заливают топленым маслом. Эти чула долго горят.

На столе для лампадок всегда много сосудов, в которых горит огонек. Когда мерцает ковер из живых крохотных огоньков, это красиво и таинственно, ведь за каждым язычком пламени – чье-то невысказанное миру, но отправленное с надеждой Будде желание.

Арслан Багай-оол (в центре) перед отъездом в ИндиюМечта и желание хуурака – далекая Индия. И она вполне доступна для тех, кто имеет свою цель и целеустремленно идет к ней.

Пройдя первоначальную подготовку в храме Цеченлинг, хуураки уезжают на учебу в буддийские монастыри разных регионов и стран.

Сегодня в Индии, в университетах при буддийских монастырях обучается 25 наших земляков. Из них 23 студента изучают буддийскую философию, один специализируется на переводах буддийских сутр, другой постигает тайны тибетской медицины.

Будущий лама-лекарь обучается в Дхарамсале на севере Индии, остальные – при монастыре Дрепунг Дажы Гоман в Южной Индии.

В Монголии при буддийском монастыре Кандан учатся четверо юношей.

Девять мальчиков из Тувы продолжают обучение в буддийском университете при Иволгинском дацане Республики Бурятия, единственном в России учебном заведении, где готовят лам.

После пятилетнего, десятилетнего, пятнадцатилетнего обучения высшей философии буддизма они получат право распространять учение Будды.

Недавно уехали учиться в Индию выпускники школы хуураков Арслан Багай-оол и Айдын Саая.

Родители Арслана вспоминают, что интерес к религии у него начался в три года с одного интересного случая. Когда малыша впервые привели в хурээ, он начал копировать ламу, читающего сутры.

Это можно было бы объяснить случайным явлением, детской шалостью, но по дороге домой из храма, Арслан продолжал «читать сутры», а когда по телевизору показывали буддийских монахов, сразу переключал на них свое внимание.

В школе Арслан учился хорошо. Любимыми предметами были физика, информатика, русский язык и литература. С друзьями ходил на дискотеки, играл на гитаре, писал стихи на родном и русском языках, был хорошим волейболистом.

Обычный мальчик, он после уроков частенько приходил в храм «Цеченлинг», который его словно притягивал.

И вот, наконец, он принял решение: 11 января 2007 года пришел записываться в школу хуураков. И после первого же общения с ламами у него появилось ощущение, что они ему родные.

«Я хочу в первую очередь постигнуть знания, которые завещал Будда. А в дальнейшем можно подумать об изучении других светских наук, – говорит Арслан. – Думаю, что, придя в храм, обрел искомое. Когда выучусь в Индии, буду помогать моему народу, лечить больных, помогать всем нуждающимся».

Мама Арслана Лилия Багай-оол, преподающая в школе №14 русский язык и литературу, разделяет выбор сына:

«Я всегда хотела, чтобы сын самостоятельно выбрал профессию, которая ему будет по душе. Раз Арслан выбрал духовный путь, буду поддерживать его во всем», – говорит она.

Совсем рядом их сверстники все лето плещутся в протоке Енисея, загорают. Катаются на роликах, велосипедах, ходят с девочками в кино, на дискотеки.

МАЛЬЧИКИ В КРАСНЫХ ОДЕЖДАХА в храме Цеченлинг над древними сутрами склоняются хуураки. Мальчики в красных одеждах молятся за всех нас, за все живое на Земле:

«Да обретут все живые существа счастье.
Да будут все живые существа свободны от страданий и причин страданий.
Да не разлучатся все живые существа со счастьем, лишенным страдания.
Да пребудут все живые существа в равенстве, свободном от ненависти к близким и чужим».

Саяна ОНДУР (sayana-66@mail.ru), Ачыты ДАРТАЙ (achgiga@rambler.ru)
http://www.centerasia.ru/issue/2007/32/764-malchiki_v_krasnykh_odezhdakh.html