газета «Центр Азии» №32 (15 — 22 августа 2007)
На страже порядка

НАШИ УЧАСТКОВЫЕ

17 августа 2007 г.

Николай Голодин и Эртине Донгак – претенденты на победу в номинации «Лучший участковый уполномоченный» городского конкурса «Лучший по профессии-2007»

НАШИ УЧАСТКОВЫЕ НАШИ УЧАСТКОВЫЕ

 
Конкурс «Лучший по профессии», объявленный мэрией Кызыла, становится уже традиционным. В этом году он проводится в третий раз, награждение победителей, как обычно, состоится во время сентябрьского празднования Дня города.

Одна из ярких номинаций конкурса – «Лучший участковый уполномоченный». В 2007 году на победу в ней претендуют Николай Голодин и Эртине Донгак. О них – наш рассказ.

Николаю Голодину 40 лет. В милиции работает с 1996 года, с 1999 года в должности участкового уполномоченного.

Обслуживает участок, расположенный от улицы Интернациональная до улицы Каа-Хем. За 6 месяцев 2007 года принял участие в раскрытии 59 преступлений, 12 из которых раскрыл лично. Привлек к административной ответственности 150 правонарушителей. Имеет 12 поощрений.

Под вечер в кабинетах участковых самый оживленный период: потерпевшие, задержанные, свидетели. Шум, гвалт, слезы, мат.

К семи часам вечера народу заметно убавляется. Рабочий день заканчивается, но участковые инспектора не спешат расходиться по домам – у каждого осталось дело которое требует незамедлительного решения.

У Николая Голодина таким незамедлительным делом стало проведение собрания жильцов, проживающих в районе перекрестка улиц Мугур и Пролетарской. Поводом для такого собрания послужили стихийные свалки, которые постоянно создают жильцы.

– Участок, закрепленный за мной, – рассказывает Николай Михайлович, – это преимущественно частный сектор, и одна из самых острых его проблем – санитарное состояние.

Хотелось бы, чтобы на закрепленной территории было чисто и опрятно, чтобы жители не высыпали бытовые отходы на проезжую часть. Я уже и беседы с каждым проводил, и административные протокола составлял на некоторых жильцов, но стихийных свалок от этого меньше не становится.

Честно говоря, я уже и не знаю, как с этим бороться. Не могу же я сидеть сутками в засаде для того, чтобы выловить того, кто высыпает бытовые отходы на проезжую часть. У меня ведь пачки заявлений от граждан. Надо же их разбирать.

А каждое такое заявление – это крик души. Вовремя не рассмотришь, и может быть трагедия. Ведь как бывает: муж – подлец истязает жену, и если своевременно не остановить зарвавшегося семейного скандалиста, назавтра он убьет ее, и детей сиротами оставит.

Слава Богу, у меня на участке такого пока не было, но это не значит, что такое невозможно в принципе. Стараюсь регулярно обходить дворы, чтобы вовремя остановить, предотвратить, когда что-то настораживает или способно привести к трагическим событиям.

Играют в карты – вроде бы безобидное занятие, но одновременно пьют, а это уже – риск поножовщины. Вот что меня тревожит. А мне приходится тратить свое время и силы на убеждение не засорять прилегающую территорию.

Еще одна проблема, которая волнует участкового уполномоченного – алкоголизация населения.

Число лиц, допускающих злоупотребление алкоголем, на участке не только не сокращается, но имеет тенденцию к увеличению. И самое страшное, что в этот процесс все активнее вовлекается молодежь.

Николай Михайлович искренне удивляется тому, что молодежи, среди которой становится нормой по поводу и без повода проводить времяпровождение за бутылкой спиртного, никто не говорит:

«Вы хотите стать хроническим алкоголиком? Хотите, чтобы ваша жена стала тоже алкоголичкой? Или бросила вас и уехала с детьми куда угодно, только от вас подальше? Хотите, чтобы ваши дети стали уродами – физическими или моральными?

Хотите, чтобы вашим детям и родителям было стыдно за вас, а окружающие шарахались от вас, как от прокаженного? Тогда пейте!»

Причины пьянства и преступности молодежи, по мнению участкового уполномоченного, кроются в первую очередь в семье.

Можно долго говорить об этом, ругать всех и вся, от плохой погоды до государства. Но если не изменится отношение в семье к воспитанию, если там не осознают, что дети – это и основное наше богатство, и наша визитная карточка, то работы на участке никогда не убавится.

И участковый уполномоченный вновь идет по дворам: беседует, убеждает, предупреждает. Он уверен: от его работы тоже многое зависит. Он делает то, что может и должен.

Эртине Донгак – участковый молодой. Ему 30 лет. В милиции работает с 2002 года, с октября 2003 года – в должности участкового уполномоченного. Обслуживает южный микрорайон Кызыла.

Его участок компактен по занимаемой площади, но зато он – один из самых сложных в криминогенном плане.

Многоэтажные жилые дома, семейные и студенческие общежития, розничные рынки и крупные торговые точки определяют структуру совершаемых здесь преступлений: грабежи, кражи, хулиганские проявления.

«Раньше восьми-девяти часов вечера домой не ухожу, – говорит Эртине Серен-оолович. Очень много дел. Так хочется, чтобы участок стал более спокойным, безопасным. Приходится быть и опером, и патрульным, и воспитателем.

В некоторых, особенно проблемных семьях я провожу времени больше, чем у себя дома. А если какое-то время не зайду в эти семьи, то подопечные начинают названивать в дежурную часть УВД или начальству с требованием срочно меня направить к ним для решения возникших проб-лем. А проблемы одни и те же: семейные склоки, сведение счетов».

Для таких семей скандалы и склоки стали своего рода образом жизни, жизненной потребностью, такой же, как потребность дышать или питаться.

Какие только жалобы не поступают участковому: пыталась (пытался) отравить несвежими продуктами; пыталась убить путем некачественной протирки пола во время уборки квартиры, чтобы поскользнулась, упала и разбила себе голову; зять вредит здоровью, постоянно подсыпая в чай неизвестное вещество, после которого в чашке появляется пена; сын, внук плохо учится, поэтому его надо посадить в тюрьму и, желательно, на длительный срок.

И приходится разбираться во всем этом, так как в силу служебных обязанностей участковый обязан принимать к исполнению любое заявление граждан, насколько бы абсурдным и нелепым оно не являлось. Потом мирить, воспитывать, наказывать.

Воспитывать в одинаковой мере, как подростков, так и взрослых, которые по возрас-ту годятся ему в отцы и матери, дедушки и бабушки. И так каждый день.

Помимо своих ста пятидесяти служебных обязанностей, дополнительных нагрузок у участкового уполномоченного хоть отбавляй, – рассказывает участковый. – И все в обязательном порядке: в спецмеро-приятиях участвуй, профилактику среди населения проводи, раскрываемость давай, население от преступных посягательств охраняй!

А это население и проклинает тебя, и жалуется на тебя начальству, а потом снова бежит к тебе: помоги! С сыном поговори, чтобы не пил и мать не бил. Дочь усмири: загуляла девка. Мужа поругай, чтобы работал и не пил.

Даже если бы в сутках было не 24 часа, а 48 или даже 96, все равно не успевал бы! Иногда так хочется, чтобы у тебя, как у других, были и праздники, и выходные, чтобы можно было хоть чуть-чуть проводить время в кругу своей семьи – с женой и дочерью.

Но такое очень редко бывает. Жена, у меня тоже по сменам работает, в том числе и в субботу, и в воскресенье, поэтому даже с ней не всегда видимся, не говоря уже о дочери.

Дело в том, что своего жилья мы не имеем, арендуем комнату, места в садике тоже пока не получили, поэтому дочь и воспитывают родители жены, а мы только изредка заезжаем к ним.

Вы не думайте, я не жалуюсь, я доволен своей работой, не собираюсь променять ее ни на какую другую. С детства мечтал работать в милиции, и буду работать! Буду работать участковым уполномоченным, потому что чувствую свою востребованность.

И порядок на участке будет!»

Юрий ЛИЦКЕВИЧ
http://www.centerasia.ru/issue/2007/32/763-nashi_uchastkovye.html