газета «Центр Азии»

Суббота, 20 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2007 >ЦА №32 >МАЛЬЧИКИ В КРАСНЫХ ОДЕЖДАХ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

МАЛЬЧИКИ В КРАСНЫХ ОДЕЖДАХ

Люди Центра Азии ЦА №32 (15 — 22 августа 2007)

Хуураки храма «Цеченлинг»«Пусть счастье и благо пребудут с нами днем.
Пусть счастье и благо пребудут с нами ночью.
Пусть счастье и благо пребудут с нами денно и нощно.
Да снизойдет на нас счастье и благословение Трех Драгоценостей!» –

этой сутрой заканчивается каждый молебен в хурээ Цеченлинг, главном буддийском храме Тувы.

Верующие молятся в зале молебнов на втором этаже или приходят на личный прием к ламам на первый этаж. Но в храме есть еще цокольный этаж, живущий своей жизнью. Там учатся те, к которым эти же буддисты придут через несколько лет за благословением и советом.

МАЛЬЧИКИ В КРАСНЫХ ОДЕЖДАХ

Мальчики в красных одеждах сегодня только хуураки – послушники, а завтра, если хватит душевных сил, терпения и упорства, станут ламами и в свою очередь понесут учение Будды дальше.

В Туве впервые после длительного перерыва обучение хуураков – послушников возобновилось параллельно с возрождением буддизма. В 1991 году «Дхарма-центр» начал готовить маленьких служителей желтой веры.

Один из тех первых учеников, получивших образование в Индии, Джамбел Лодой сегодня является высшим буддийским лицом республики – Камбы-ламой Тувы. В настоящее время традиция обучения и подготовки будущих лам Управлением Камбы-ламы поддерживается и продолжается: при храме Цеченлинг с 1999 года открыта школа хуураков.

Школа хуураков не похожа на обычную общеобразовательную, которую дети посещают только в течение учебного года.

В храме Цеченлинг хуураки не только учатся, но и живут, зачастую вдали от своих родных. Старшие мальчики, окончившие девять классов, учатся здесь в течение одного – двух лет, а младшие приходят на занятия во время школьных каникул.

Ученики в возрасте от 11 до 17 лет из Кызыла, Эрзинского, Сут-Хольского, Чаа-Хольского, Овюрского, Чеди-Хольского, Тере-Хольского кожуунов.

Они носят свою форму.

Одежда хуурака состоит из пяти элементов. Сначала надевается шандап – подобие юбки. Оно завязывается поясом из ткани желтого цвета. Затем надевается дондуп – безрукавка. Сверху накидывается оргумчу – накидка. Есть еще шамо – шапочка.

Вся одежда – красного цвета. Этот цвет символизирует в буддизме святость.

Обычно одежду ламам привозят из Индии, в Туве ее не шьют. Хууракам одежда предоставляется Управлением Камбы-ламы бесплатно.

МАЛЬЧИКИ В КРАСНЫХ ОДЕЖДАХВ цокольном этаже, куда посторонним вход воспрещен, находится помещение, где проходят уроки.

Это не обычный класс с партами и стульями. Из знакомых предметов в нем только учебная доска на стене и учительский стол.

Перед тем, как зайти в класс ученики разуваются, садятся на коврики по-тувински, поджав под себя ноги. Перед каждым – низенький столик, на котором лежат завернутые в шелковую ткань сутры – молитвы, отпечатанные в Индии: особым способом на специальной бумаге.

Ребята разворачивают ткань, складывают на груди ладони и склоняются над сутрами. Если хуурак идет на общий молебен, сутры заворачиваются в шелковую ткань.

В храме хуураки изучают учение Будды, наставления Далай-ламы XIV, тибетский язык, читают сутры.

Идет урок тибетского языка. Учитель Мерген-башкы следит за правильным произношением.

Кроме него, здесь преподают Омак-башкы и Сергек-башкы. Ребята очень стараются, ведь если плохо учиться, можно получить и «двойку», а при старании – оценку «пять» и высшую награду – похвалу учителя.

Уроки сложные. В течение дня хуураки занимаются чистописанием, старательно выводя буквы тибетского алфавита, изучают тибетскую грамматику, записывают заветы Будды и переводят их на тувинский язык, учатся читать сутры нараспев.

Домашние задания выполняют, помогая друг другу: учат сутры, пишут на доске свои имена на тибетском языке. Старшие опекают младших и новичков.

Полдень для служителей храма – священное время. На втором этаже храма верующие собираются на молебен. Идут туда и хуураки.

Во время молебна ламы и хуураки располагаются на специальном возвышении в центре зала, начинается монотонный речитатив буддийских молитв, следующих одна за другой.

Верующих столько, что многим не хватает мест, и они вынуждены стоять на ногах, но никто, и не думает уходить.

Многие пишут на бумажках свои пожелания, исполнения которых просят у Будды, имена родных и близких, которым желают здоровья, удачи и передают хууракам, чтобы ламы зачитали их во время молебна.

У летних пожеланий – особый характер. Выпускники, абитуриенты и студенты приходят в храм, чтобы попросить у Будды поддержки во время экзаменов. Иногда это делают на расстоянии. Так, родные студентки из Томска даже принесли полное расписание экзаменов с указанием дат: «Обществознание, риторика, конституционное право».

Через час служба заканчивается и все три раза обходят вокруг храма, напоследок умываются аржааном.

В 15 часов – следующий молебен. На нем народу так же много. Жителю Красноярска Александру, приехавшему в Кызыл по делам фирмы, в храме «Цеченлинг» интересно.

«Специально пришел в хурээ осматривать его как достопримечательность, – говорит он. – Я – православный, но уважаю все религии, солидарен с идеей буддизма о перерождении человека в последующих жизнях. Каждый сам ищет ответ на вопрос о смысле жизни, а религия дает верное направление пути».

Последний общий молебен в хурээ «Цеченлинг» проводится в 18 часов. Иногда хууракам доверяют провести его самостоятельно, без старших учителей. Это бывает редко, и мальчики очень волнуются: готовятся к ответственному молебну заранее, снова и снова повторяя сутры.

В школе хуураков могут учиться только те, кто действительно, решил связать свою жизнь с изучением буддизма. Случайные люди не задерживаются.

Потому что здесь сразу становится ясно: твое это или нет. Насильно никого не удерживают.

«Бывают такие случаи, что хуурак учится-учится, а потом у него пропадает интерес, – рассказывают сами мальчики. – Если учиться с интересом, тибетский алфавит можно выучить за один день.

А если без интереса, да еще и лениться, то конечно, ничего не получится. Вот, был один ученик, учился вместе со всеми. Потом, интерес пропал. Дело оказалось в том, что он учился не по своей воле, а по желанию родных. Когда человек учится не по своей воле, это нехорошо».

К маленьким служителям в храме относятся с заботой и пониманием. Самая большая строгость в жизни послушника заключается не в том, что он должен сидеть на одной воде и корочке хлеба, истязая себя молитвами, как представляют себе светские люди, а в том, что хуурак должен прилежно учиться.

Должен выполнять главные заветы – не пить, не курить, не сквернословить. И еще – быть хорошим помощником ламам и прихожанам.

При этом ничто человеческое мальчикам в красных одеждах не чуждо. Хуураки, несмотря на буддийскую одежду, которую надо носить все время, на правила, которым они подчиняются, все равно в душе остаются такими же мальчишками, как их сверстники и также любят смотреть мультфильмы.

Но и они у них необычные – о жизни Будды. Очень интересные и увлекательные, с качественной графикой.

Мальчики не только узнают здесь много нового, но и приучаются к самостоятельной мужской жизни.

Сами убирают в столовой, на кухне, в спальне с двухъярусными кроватями, моют полы. Сами готовят завтрак и ужин. А обед им готовит повар Зоя Аракчааевна. Вот обеденное меню одного из дней: на первое – суп с рисом и картошкой, на второе – жаркое, на десерт – фрукты.

В перерывах между занятиями Галина Монгуш – тетя Галя, как называют ее мальчики, балует их булочками и чаем с молоком. Хуураки любят тетю Галю, она заботится о них, как мать, понимая, что мальчики, оторванные от своей семьи, тоскуют по дому и родным.

Мальчики тоже стараются сделать ей приятное: сбегать за хлебом, помочь в чем-то. Она продает в киоске храма чула – лампады. Их зажигают верующие со своими пожеланиями и молитвами.

Хуураки помогают тете Гале готовить чула: скатывают вату в нить, перекручивают, кладут в лампаду и заливают топленым маслом. Эти чула долго горят.

На столе для лампадок всегда много сосудов, в которых горит огонек. Когда мерцает ковер из живых крохотных огоньков, это красиво и таинственно, ведь за каждым язычком пламени – чье-то невысказанное миру, но отправленное с надеждой Будде желание.

Арслан Багай-оол (в центре) перед отъездом в ИндиюМечта и желание хуурака – далекая Индия. И она вполне доступна для тех, кто имеет свою цель и целеустремленно идет к ней.

Пройдя первоначальную подготовку в храме Цеченлинг, хуураки уезжают на учебу в буддийские монастыри разных регионов и стран.

Сегодня в Индии, в университетах при буддийских монастырях обучается 25 наших земляков. Из них 23 студента изучают буддийскую философию, один специализируется на переводах буддийских сутр, другой постигает тайны тибетской медицины.

Будущий лама-лекарь обучается в Дхарамсале на севере Индии, остальные – при монастыре Дрепунг Дажы Гоман в Южной Индии.

В Монголии при буддийском монастыре Кандан учатся четверо юношей.

Девять мальчиков из Тувы продолжают обучение в буддийском университете при Иволгинском дацане Республики Бурятия, единственном в России учебном заведении, где готовят лам.

После пятилетнего, десятилетнего, пятнадцатилетнего обучения высшей философии буддизма они получат право распространять учение Будды.

Недавно уехали учиться в Индию выпускники школы хуураков Арслан Багай-оол и Айдын Саая.

Родители Арслана вспоминают, что интерес к религии у него начался в три года с одного интересного случая. Когда малыша впервые привели в хурээ, он начал копировать ламу, читающего сутры.

Это можно было бы объяснить случайным явлением, детской шалостью, но по дороге домой из храма, Арслан продолжал «читать сутры», а когда по телевизору показывали буддийских монахов, сразу переключал на них свое внимание.

В школе Арслан учился хорошо. Любимыми предметами были физика, информатика, русский язык и литература. С друзьями ходил на дискотеки, играл на гитаре, писал стихи на родном и русском языках, был хорошим волейболистом.

Обычный мальчик, он после уроков частенько приходил в храм «Цеченлинг», который его словно притягивал.

И вот, наконец, он принял решение: 11 января 2007 года пришел записываться в школу хуураков. И после первого же общения с ламами у него появилось ощущение, что они ему родные.

«Я хочу в первую очередь постигнуть знания, которые завещал Будда. А в дальнейшем можно подумать об изучении других светских наук, – говорит Арслан. – Думаю, что, придя в храм, обрел искомое. Когда выучусь в Индии, буду помогать моему народу, лечить больных, помогать всем нуждающимся».

Мама Арслана Лилия Багай-оол, преподающая в школе №14 русский язык и литературу, разделяет выбор сына:

«Я всегда хотела, чтобы сын самостоятельно выбрал профессию, которая ему будет по душе. Раз Арслан выбрал духовный путь, буду поддерживать его во всем», – говорит она.

Совсем рядом их сверстники все лето плещутся в протоке Енисея, загорают. Катаются на роликах, велосипедах, ходят с девочками в кино, на дискотеки.

МАЛЬЧИКИ В КРАСНЫХ ОДЕЖДАХА в храме Цеченлинг над древними сутрами склоняются хуураки. Мальчики в красных одеждах молятся за всех нас, за все живое на Земле:

«Да обретут все живые существа счастье.
Да будут все живые существа свободны от страданий и причин страданий.
Да не разлучатся все живые существа со счастьем, лишенным страдания.
Да пребудут все живые существа в равенстве, свободном от ненависти к близким и чужим».

Саяна ОНДУР (sayana-66@mail.ru), Ачыты ДАРТАЙ (achgiga@rambler.ru)

 (голосов: 14)
Опубликовано 17 августа 2007 г.
Просмотров: 14889
Версия для печати

Также в №32:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru