газета «Центр Азии» №30 (3 — 10 августа 2007)
Мысли вслух

УСТУУ-ХУРЭЭ: С ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

3 августа 2007 г.
Камбы-Лама Тувы Джамбел Лоодой повязывает голубой кадак уважения и почтения Вилле Хаславской, автору проекта реставрации храма Устуу-Хурээ.13;10;28 июля 2007 года. Открытие субургана Сострадание на территории храмового комплекса.13;10;

В каждой семье должны быть свои традиции. Своя семейная память. Иначе превратится семья просто в кучку совершенно чужих по духу людей, обреченных на временное существование рядом друг с другом.

У народа каждой страны должны быть свои традиции. Без них это уже не страна, не народ. А просто разнородное сборище, обреченное на деградацию – без прошлого и будущего.

Традиции могут уходить корнями в глубокое прошлое, как ежегодный августовский праздник животноводов Тувы Наадым. А могут создаваться и в настоящем. Именно такой традицией стал ежегодный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», уже в девятый раз проводящийся в городе Чадане.

Рожденный в 1998 году – совершенно на пустом месте – из «безумной» идеи нищего музыканта Игоря Дулуша, он не только не умер, но с каждым годом обретал силу и статус. И дорос до международного.

В годы всеобщей перестройки российских мозгов на коммерческую основу, когда в глазах многих и многих светится не голубой проблеск души и мысли, а зелень тысячерублевой купюры, сработало, все же сработало, кредо Игоря: «Если у тебя ничего нет – помоги другому, он поможет тебе, и у вас вместе все получится».

И ведь получилось. Фестиваль живет. Фес-тиваль, получивший имя разрушенного в тридцатые годы двадцатого столетия храма, стены которого до сих пор – упреком предыдущему руководству минис-терства культуры Республики Тыва, успешно завалившему участие в федеральной программе, которой было предусмотрено частичное финансирование реставрации Верхнечаданского храма, стоят под Чаданом не восстановленными.

Но эти разрушенные стены в чаданской степи благодаря фестивалю продолжают объединять. Объединять людей разных возрастов, вероисповеданий, гражданств, убеждений.

В этом году в палаточном лагере на уютной, так любимой мною фестивальной поляне у речки, как обычно, собралось весьма разномастное общество.

Лысые и волосатые, с пирсингом и без, с гитарами и барабанами, и даже со шлангами от пылесосов (шланг, тоже, оказывается, может быть музыкальным инструментом в умелых руках), с фотоаппаратами и специальными цепями для того, чтобы «крутить огонь».

Широчайшая география: Красноярск, Томск, Барнаул, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, Англия, Швеция, Финляндия, Япония, Австралия, Чехия…

Широчайший возрастной диапазон: от полутора месяцев до 77 лет.

Самая юная участница фестиваля Оттугмаа-Айно Пээмот с папой Имре и мамой Викторией.13;10;В руках у папы-музыканта монгольский национальный инструмент морин-хуур.Самая крохотная участница, четверо суток прожившая в фестивальной палатке, родилась 8 июня 2007 года. У нее необычное финско-тувинское имя Оттугмаа-Айно. Ее мама Виктория – кызыльчанка, а папа Имре Пээмот – из города Хельсинки. Их познакомил предыдущий фестиваль.

«Наш тувинский зять» – так представлял музыканта Имре, Андрей Чымба, ведущий фестивальной программы, с блеском и юмором проведший четыре ежедневных концерта на чаданском стадионе, который был приведен в относительный порядок именно благодаря фестивалю.

Старейшей и уважаемой участнице фестиваля Вилле Хаславской в декабре исполнится 78 лет. Вилля Емельяновна, автор проекта реставрации Устуу-Хурээ, с 1983 года, когда обнаружила в зарослях ивняка и облепихи руины храма, использовавшегося как загон для скота, бьется за его возрождение. Вот уже двадцать четыре года.

В этом году она приехала из Москвы на фестиваль уже с палочкой – без нее уже трудно передвигаться. Но мужественно участвовала во всех запланированых встречах, мероприятиях, жила не в гостинице, а в юрте в палаточном лагере. И к стенам храма, ставшего для нее частью жизни, тоже отправилась вместе со всеми.

И там во время освящения построенного специально к фестивалю, в честь столетия основания храма, субургана с очень символичным именем Сострадание сам Камбы-Лама Тувы Джамбел Лоодой повязал ей на шею голубой шарф-кадак – в знак глубочайшего уважения к этой женщине, по национальности – еврейке, по прописке – мос-квичке, по силе духа и упорству – героине.

Открытие субургана – сооружения для молений у стен разрушенного храма – добрый знак, особенное событие фестиваля.

Таким же событием фестиваля стала и политическая реабилитация Монгуша Буяна-Бадыргы.

Монгуш Буян-Бадыргы (архивное фото)Буян-Бадыргы, воспитанник монастыря Устуу-Хурээ, приемный сын хемчикского правителя Хайдыпа, возглавившего строительство хурээ, последний нойон Даа хошуна, инициатор вхождения Урянхайского края в состав Российской империи, а затем основатель – вместе с Иннокентием Сафьяновым – тувинской государственности, был расстрелян в 1932 году. Никакого суда по сути дела не было, никаких документов не сохранилось, поэтому и вопрос о его реабилитации долгие годы не мог решиться.

В нынешнем году новое правительство Тувы, повернувшееся к фестивалю лицом, а не наоборот, как было в прошлые годы, одновременно решилось и на волевой поступок: исторический указ о политической реабилитации Монгуша Буяна-Бадыргы был зачитан и подписан Шолбаном Кара-оолом в чаданском Доме культуры в дни фестиваля – 27 июля.

Так что дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Фестиваль живой музыки и веры наконец-то становится в сознании «серьезных людей в галстуках» не тусовкой «странных» музыкантов, а тем, чем он и был изначально – очень значимым и важным делом – объединяющим и воспитывающим.

Ненавязчиво, но твердо воспитывающим уважение к другому – отличающемуся от тебя. Учащим толерантности. Воспитывающим уважение к своим корням, к своей истории.

Показывающим, что можно чудесно жить и радоваться жизни без одуряющего допинга – алкоголя и наркотиков. Участники фестиваля строго соблюдали его постоянное правило – сухой закон. Чаданцы, по мере сил, тоже старались соответствовать, для помощи в этом мэр города даже объявил в эти дни запрет на продажу в магазинах спиртного.

Устуу-Хурээ – и фестиваль, и храм – это самое главное, что есть у Чадана. Благодаря им никому в России, а тем более в мире, не известный город-деревня Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва стал значимым.

Этого доброго ежегодного праздника ждут. Ждут жители Чадана. Ждут те, кто едет на фестиваль со всех концов Земного шара, потому что полюбили этот город – без душа и канализации, но с совсем иным комфортом – комфортом добра и толерантности.

Особым душевным комфортом фестиваля, который можно явно почувствовать в эти четыре дня. Четыре дня из 365 дней года – это тоже что-то значит.

ЛАУРЕАТЫ IХ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ЖИВОЙ МУЗЫКИ И ВЕРЫ «УСТУУ-ХУРЭЭ»

25-29 июля 2007 года

ГРАН-ПРИ–ДУЭТ «ЭРТИНЕ», РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

За профессионализм –фольклорный ансамбль «Октай», г.Кызыл

Лучший женский вокал в этнической музыке –ансамбль «Отамай», г. Красноярск

Лучший автор-исполнитель –Полина Свиридова, г. Томск

Лучшая рок-группа–«Чаннык болуу» («Молния»), Республика Тыва, Монгун-Тайгинский район

За сохранение традиций–Николай Шойзан-оол, Республика Тыва, Чаа-Хольский район

За свой путь–баянист Владимир Ойдупаа, г. Кызыл

За укрепление межкультурных связей–Имре Пээмот, Финляндия

Надежда фестиваля–Ольга Тинмей, г. Кызыл

Лучшее женское исполнение каргыраа –Мао Терадо, Япония

Лучший гитарист–Иван Макаров, группа «Бласт», г.Кызыл

Лучший творческий эксперимент–сборная команда музыкантов Республики Тыва

За разнообразие фольклорных традиций–ансамбль «Шкатулочка», г. Красноярск

Лучшая аранжировка–группа «Бардо», г. Красноярск

Лучшая акустическая группа–«Ел-Да», г. Новосибирск

За оригинальное использование фольклорных традиций–группа «Буготак», г. Новосибирск

За этническое разнообразие–Бенкт Викмент, Швеция

Приз зрительских симпатий–ансамбль «Чикаго», г.Чадан

Надежда АНТУФЬЕВА
http://www.centerasia.ru/issue/2007/30/757-ustuu_khuree_s_proshlym_i_buduschim.html