газета «Центр Азии»

Вторник, 4 августа 2020 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2007 >ЦА №30 >УСТУУ-ХУРЭЭ: С ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

УСТУУ-ХУРЭЭ: С ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Мысли вслух ЦА №30 (3 — 10 августа 2007)
Камбы-Лама Тувы Джамбел Лоодой повязывает голубой кадак уважения и почтения Вилле Хаславской, автору проекта реставрации храма Устуу-Хурээ.13;10;28 июля 2007 года. Открытие субургана Сострадание на территории храмового комплекса.13;10;

В каждой семье должны быть свои традиции. Своя семейная память. Иначе превратится семья просто в кучку совершенно чужих по духу людей, обреченных на временное существование рядом друг с другом.

У народа каждой страны должны быть свои традиции. Без них это уже не страна, не народ. А просто разнородное сборище, обреченное на деградацию – без прошлого и будущего.

Традиции могут уходить корнями в глубокое прошлое, как ежегодный августовский праздник животноводов Тувы Наадым. А могут создаваться и в настоящем. Именно такой традицией стал ежегодный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», уже в девятый раз проводящийся в городе Чадане.

Рожденный в 1998 году – совершенно на пустом месте – из «безумной» идеи нищего музыканта Игоря Дулуша, он не только не умер, но с каждым годом обретал силу и статус. И дорос до международного.

В годы всеобщей перестройки российских мозгов на коммерческую основу, когда в глазах многих и многих светится не голубой проблеск души и мысли, а зелень тысячерублевой купюры, сработало, все же сработало, кредо Игоря: «Если у тебя ничего нет – помоги другому, он поможет тебе, и у вас вместе все получится».

И ведь получилось. Фестиваль живет. Фес-тиваль, получивший имя разрушенного в тридцатые годы двадцатого столетия храма, стены которого до сих пор – упреком предыдущему руководству минис-терства культуры Республики Тыва, успешно завалившему участие в федеральной программе, которой было предусмотрено частичное финансирование реставрации Верхнечаданского храма, стоят под Чаданом не восстановленными.

Но эти разрушенные стены в чаданской степи благодаря фестивалю продолжают объединять. Объединять людей разных возрастов, вероисповеданий, гражданств, убеждений.

В этом году в палаточном лагере на уютной, так любимой мною фестивальной поляне у речки, как обычно, собралось весьма разномастное общество.

Лысые и волосатые, с пирсингом и без, с гитарами и барабанами, и даже со шлангами от пылесосов (шланг, тоже, оказывается, может быть музыкальным инструментом в умелых руках), с фотоаппаратами и специальными цепями для того, чтобы «крутить огонь».

Широчайшая география: Красноярск, Томск, Барнаул, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва, Англия, Швеция, Финляндия, Япония, Австралия, Чехия…

Широчайший возрастной диапазон: от полутора месяцев до 77 лет.

Самая юная участница фестиваля Оттугмаа-Айно Пээмот с папой Имре и мамой Викторией.13;10;В руках у папы-музыканта монгольский национальный инструмент морин-хуур.Самая крохотная участница, четверо суток прожившая в фестивальной палатке, родилась 8 июня 2007 года. У нее необычное финско-тувинское имя Оттугмаа-Айно. Ее мама Виктория – кызыльчанка, а папа Имре Пээмот – из города Хельсинки. Их познакомил предыдущий фестиваль.

«Наш тувинский зять» – так представлял музыканта Имре, Андрей Чымба, ведущий фестивальной программы, с блеском и юмором проведший четыре ежедневных концерта на чаданском стадионе, который был приведен в относительный порядок именно благодаря фестивалю.

Старейшей и уважаемой участнице фестиваля Вилле Хаславской в декабре исполнится 78 лет. Вилля Емельяновна, автор проекта реставрации Устуу-Хурээ, с 1983 года, когда обнаружила в зарослях ивняка и облепихи руины храма, использовавшегося как загон для скота, бьется за его возрождение. Вот уже двадцать четыре года.

В этом году она приехала из Москвы на фестиваль уже с палочкой – без нее уже трудно передвигаться. Но мужественно участвовала во всех запланированых встречах, мероприятиях, жила не в гостинице, а в юрте в палаточном лагере. И к стенам храма, ставшего для нее частью жизни, тоже отправилась вместе со всеми.

И там во время освящения построенного специально к фестивалю, в честь столетия основания храма, субургана с очень символичным именем Сострадание сам Камбы-Лама Тувы Джамбел Лоодой повязал ей на шею голубой шарф-кадак – в знак глубочайшего уважения к этой женщине, по национальности – еврейке, по прописке – мос-квичке, по силе духа и упорству – героине.

Открытие субургана – сооружения для молений у стен разрушенного храма – добрый знак, особенное событие фестиваля.

Таким же событием фестиваля стала и политическая реабилитация Монгуша Буяна-Бадыргы.

Монгуш Буян-Бадыргы (архивное фото)Буян-Бадыргы, воспитанник монастыря Устуу-Хурээ, приемный сын хемчикского правителя Хайдыпа, возглавившего строительство хурээ, последний нойон Даа хошуна, инициатор вхождения Урянхайского края в состав Российской империи, а затем основатель – вместе с Иннокентием Сафьяновым – тувинской государственности, был расстрелян в 1932 году. Никакого суда по сути дела не было, никаких документов не сохранилось, поэтому и вопрос о его реабилитации долгие годы не мог решиться.

В нынешнем году новое правительство Тувы, повернувшееся к фестивалю лицом, а не наоборот, как было в прошлые годы, одновременно решилось и на волевой поступок: исторический указ о политической реабилитации Монгуша Буяна-Бадыргы был зачитан и подписан Шолбаном Кара-оолом в чаданском Доме культуры в дни фестиваля – 27 июля.

Так что дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Фестиваль живой музыки и веры наконец-то становится в сознании «серьезных людей в галстуках» не тусовкой «странных» музыкантов, а тем, чем он и был изначально – очень значимым и важным делом – объединяющим и воспитывающим.

Ненавязчиво, но твердо воспитывающим уважение к другому – отличающемуся от тебя. Учащим толерантности. Воспитывающим уважение к своим корням, к своей истории.

Показывающим, что можно чудесно жить и радоваться жизни без одуряющего допинга – алкоголя и наркотиков. Участники фестиваля строго соблюдали его постоянное правило – сухой закон. Чаданцы, по мере сил, тоже старались соответствовать, для помощи в этом мэр города даже объявил в эти дни запрет на продажу в магазинах спиртного.

Устуу-Хурээ – и фестиваль, и храм – это самое главное, что есть у Чадана. Благодаря им никому в России, а тем более в мире, не известный город-деревня Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва стал значимым.

Этого доброго ежегодного праздника ждут. Ждут жители Чадана. Ждут те, кто едет на фестиваль со всех концов Земного шара, потому что полюбили этот город – без душа и канализации, но с совсем иным комфортом – комфортом добра и толерантности.

Особым душевным комфортом фестиваля, который можно явно почувствовать в эти четыре дня. Четыре дня из 365 дней года – это тоже что-то значит.

ЛАУРЕАТЫ IХ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ЖИВОЙ МУЗЫКИ И ВЕРЫ «УСТУУ-ХУРЭЭ»

25-29 июля 2007 года

ГРАН-ПРИ–ДУЭТ «ЭРТИНЕ», РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

За профессионализм –фольклорный ансамбль «Октай», г.Кызыл

Лучший женский вокал в этнической музыке –ансамбль «Отамай», г. Красноярск

Лучший автор-исполнитель –Полина Свиридова, г. Томск

Лучшая рок-группа–«Чаннык болуу» («Молния»), Республика Тыва, Монгун-Тайгинский район

За сохранение традиций–Николай Шойзан-оол, Республика Тыва, Чаа-Хольский район

За свой путь–баянист Владимир Ойдупаа, г. Кызыл

За укрепление межкультурных связей–Имре Пээмот, Финляндия

Надежда фестиваля–Ольга Тинмей, г. Кызыл

Лучшее женское исполнение каргыраа –Мао Терадо, Япония

Лучший гитарист–Иван Макаров, группа «Бласт», г.Кызыл

Лучший творческий эксперимент–сборная команда музыкантов Республики Тыва

За разнообразие фольклорных традиций–ансамбль «Шкатулочка», г. Красноярск

Лучшая аранжировка–группа «Бардо», г. Красноярск

Лучшая акустическая группа–«Ел-Да», г. Новосибирск

За оригинальное использование фольклорных традиций–группа «Буготак», г. Новосибирск

За этническое разнообразие–Бенкт Викмент, Швеция

Приз зрительских симпатий–ансамбль «Чикаго», г.Чадан

Надежда АНТУФЬЕВА

 (голосов: 2)
Опубликовано 3 августа 2007 г.
Просмотров: 4520
Версия для печати

Также в №30:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2020 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru