газета «Центр Азии» №27 (13 — 20 июля 2007)
Заковыристый вопрос

ДОРОГИ КЫЗЫЛА: НА КАЖДОГО ЖИТЕЛЯ – 760 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

13 июля 2007 г.

Начало ремонтных работ на улице Бухтуева. Прощайте, тополя, да здравствуют идеальные дороги! Фото автора

– Наконец-то хоть что-то сдвинулось с места и в Кызыле начали капитальный ремонт дорог, которыми серьезно не занимались десятилетиями! Ездить невозможно – одни ямы и колдобины. Но почему выбраны только четыре улицы?

А. Антонов, Б. Куулар

Да, действительно, радость для водителей и пассажиров! Наконец-то в столице Тувы занялись не так называемым ямочным ремонтом – бесконечным неэффективным латанием бесконечных дыр на обветшалых дорогах, а серьезным капремонтом.

Ради этого стоит потерпеть и некоторые неудобства: объезды, изменения автобусных маршрутов, и даже деревья, которые вдруг валятся на крышу дома твоего. Так было на улице Бухтуева, когда рабочие спиливали тополя, которые, как выяснилось, мешали реконструкции дороги.

Житель одного из частных домов, на который свалился мощный тополь, сотрясший старую пос-тройку, выскочил на улицу с самыми добрыми, но неприводимыми в печати пожеланиями в адрес энергичных дорожников. К счастью, никто не пострадал, дом тоже выстоял.

Но тополей на Бухтуева – одной из самых зеленых улиц Кызыла – стало значительно меньше. Больше половины их спилили – согласно проекту ремонта. Пятиэтажный дом № 1 со стороны дороги неожиданно оказался полностью оголенным. Ошарашенные жители, особенно старожилы, для которых эти деревья, как родные, были возмущены: все произошло так быстро, что они и ахнуть не успели. Потом им, правда, объясняли: так надо, без этого невозможно улучшение дороги.

Вечная наша проблема: даже позитивные изменения в городе происходят без предварительного объяснения их сути и последствий самим горожанам. Сделать это своевременно через средства массовой информации просто не считают нужным, забывают или просто не умеют соответствующие отделы мэрии Кызыла. Тем самым вызывая негативное и подозрительное отношение горожан даже к положительным в перспективе изменениям. А потом искренне удивляются: почему же люди их не поняли, за хорошее дело еще и критикуют?

Так ведь разговаривать надо с народом! А не только друг с другом.

дорожные изменения, безусловно, являются положительными. Старинная и избитая российская проблема: дураки и дороги. С дураками, понятное дело, сложнее, а вот российским дорогам, кажется, повезло: на их ремонт в столицах субъектов федерации выделяется значительная сумма.

И благодарить за это надо предстоящие в декабре 2007 года выборы в Государственную Думу. Выборы еще предстоят, а умные партии уже сегодня вовсю работают на свой рейтинг среди избирателей.

Самый масштабный проект инициировала «Единая Россия» – с внесением изменений в закон «О федеральном бюджете на 2007 год», согласно которому бюджетам столиц субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии на развитие уличной и дорожной сети.

Сумма немаленькая – 20 миллиардов рублей. Но ее нужно было разделить на все столицы всех республик, краев и областей. Как делить, по какому принципу: поровну или по справедливости?

После долгих раздумий, чтобы никого не обидеть, решили руководствоваться четким критерием: количеством жителей в городе. На каждого жителя – 760 тысяч рублей.

Кызылу, соответственно, досталось 86 миллионов 100 тысяч рублей

Мэр Кызыла Дмитрий Донгак, участвовавший уже в трех совещаниях, проводимых по этому вопросу в Москве «Единой Россией»: в апреле, мае, и в последнем – 3 июля, пояснил ситуацию:

«Асфальтирование улиц – это одна из проблем не только для Кызыла, но и большинства городов Российской Федерации. Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» дал муниципальным образованиям множество полномочий. Полномочий – множество, а денег на асфальтирование дорог нет.

На первом совещании мэров как прорвало: нам стыдно за наши дороги, дальше некуда, до такого состояния дошли. Приехали, называется!

Без этих средств из федерального бюджета мы самостоятельно никогда бы смогли в широком масштабе приступить к капитальному ремонту городских дорог. Так что это очень серьезная и своевременная помощь».

Правда, это 86 миллионов 100 тысяч рублей в республиканский бюджет, а затем – в полном объеме – в бюджет Кызыла, что строго предусмотрено распределением субсидий, еще не поступили. Они только ожидаются. Под них мэрия договорилась с подрядчиками, убедив начать работы в долг, своими средствами. Правда вложила и муниципальные средства: 15 миллионов рублей софинансирования, ушедшие на проектно-сметную документацию, проведение экспертизы.

Почему же работы начаты только на четырех улицах? Вопрос опять же упирается в деньги.

Как пояснил Дмитрий Калчанович, первоначально мэрия планировала гораздо больший объем: хотели охватить сразу центральные улицы Кочетова, Ленина, а так же еще ряд оживленных магистралей, в том числе Колхозную, Дружбы, Оюна Курседи, Бухтуева, Кечил-оола, Салчака Тока. Проектно-сметная документация на 313 миллионов рублей была готова.

Но пришлось укладываться в выделенные средства, которых хватит только на Бухтуева, Калинина, Колхозную и Кечил-оола. Зато, как заверил мэр, эти дороги должны стать идеальными: ровный асфальт, бордюры, словом, полный капремонт.

Когда же будут закончены работы, столь интенсивно начатые в июне и как-то притормозившиеся в июле? Пока сроки называются весьма абстрактные: до наступления холодов.

Со дня на день ждут поступления федеральных денег, без которых работы не могут быть продолжены и завершены. И хотя они идут из федерального бюджета, а значит, из карманов российских налогоплательщиков, возле каждого раскуроченного въезда местным отделением партии установлен огромный плакат с медведем и бьющими в глаза буквами «Единая Россия».

Стратегия понятна: в сознании каждого должно запечатлеться наз-вание правящей партии и прочно остаться там вплоть до декабрьских выборов. Что ж, не подведи, «Единая Россия». Дороги нам нужны!

. Нашему соседу Абакану – 129 миллионов 600 тысяч рублей.
Надежда АНТУФЬЕВА
http://www.centerasia.ru/issue/2007/27/738-dorogi_kyzyla_na_kazhdogo_zhitelya_760.html