газета «Центр Азии» №20 (25 мая 1 июня 2007)КЫЗЫЛЬСКИЕ МАРШРУТКИ: НЕСКОЛЬКО МИНУТ СТРАХА25 мая 2007 г. |
В ходе эксперимента, проведенного корреспондентом газеты «Центр Азии», выяснились интересные факты в работе маршрутных такси. Вместо 360 зарегистрированных «Газелей», которые должны нас возить, на деле их оказалось гораздо больше. Оказалось, что возить нас и наших детей может практически любой желающий. Типичные нарушения ОТСУТСТВИЕ ЧЕКОВ, ЛИЦЕНЗИОННЫХ КАРТОЧЕК И ДОСТУПНЫХ ГЛАЗУ ПАССАЖИРА ФИО ВОДИТЕЛЯ, КОНДУКТОРА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ При этом качество обслуживания пассажиров «частниками» остается на крайне низком уровне. Каждый в Кызыле не раз испытал на собственном опыте их наглость, нарушения правил дорожного движения, безопасности и откровенное хамство. Но законы для них, как и для всех, все-таки существуют. Пусть работники маршруток следуют им с точностью до наоборот, нам, пассажирам, не мешало бы знать эти законы и приучать водителей и кондукторов к законопослушности и культурному поведению. Из одиннадцати маршруток, на которых я ездила по заданию редакции, лишь в одной все было на месте. И чек мне выдали, и лицензии висели, и фамилия, имя, отчество хозяина были указаны. Предприниматель Павел Васильевич Сальников, желтая «Газель» АА608, маршрут №15. На удивление правильные работники, тем более по сравнению с остальными, в чьих «Газелях» не было абсолютно ничего – ни чеков, ни лицензий. Назвать свои фамилии все они отказались. Но это им не помогло: сама того не зная, я помогла Федеральной службе по надзору в сфере транспорта – Управлению государственного автодорожного надзора по РТ ( транспортной инспекции) в их нелегком деле. Вот десять маршруток, нарушивших лицензионные требования:1. АА 707 – маршрут №15, предприниматель Эдуард Долгар-оолович Куулар.2. АА 464 – маршрут №15, предприниматель Оксана Доткан-ооловна Сенди.3. АА 821 – маршрут №3/15, предприниматель Елена Владимировна Межерак.4. АВ 216 – маршрут №15, предприниматель Эльдона Дамдын-ооловна Монгуш.5. АА 719 – маршрут №4а, предприниматель Саяна Сергеевна Комбу.6. АВ 223 –маршрут №15, Мира Болатовна Кужугет.7. К 819АМ – маршрут №15, нет лицензии.8. АА 994 – маршрут №2а, нет лицензии.9. АА 180 – маршрут №15, нет лицензии.10. АВ 351 – маршрут №14, нет лицензии. В результате эксперимента выяснилось, что любой человек может сесть за баранку «Газели», возить нас, наших детей и получать деньги. А транспортную инспекцию, чей автомобиль вместе с патрульной машиной ГИБДД стоит напротив остановки «Почта», они либо объезжают по улице Ленина, либо в дни проверок вообще съезжают с маршрута. Тем более, как признаются сами «газелисты», с появлением мобильной связи вообще жить стало прекрасно: когда надо, предупреждают друг друга о проверках. Среди водителей бытует поговорка «газелист» «газелисту» – друг, брат и товарищ». Что делать, если вы столкнулись с этим нарушением? В вежливой форме поинтересуйтесь, знают ли кондуктор и водитель, что чеки должны выдаваться в течение их рабочего дня, а не до пяти-шести часов (распространенный миф, который рассказывали мне кондукторы некоторых «Газелей»). И о том, что лицензии – обязательны, а фамилии работников должны быть доступны для любого пассажира – вывешены в салоне. Если этого нет, пишите жалобу в Межрайонную ИФНС России №1 по РТ – налоговую инспекцию, на имя исполняющей обязанности начальника Шолбаны Олчейбен, или звоните по телефону 5-44-20. Налоговый инспектор вместе с транспортной инспекцией по результатам рейда оштрафует нарушителя на 3000 рублей. Совет из жизни: как коллега коллеге говорю! С заговорщическим видом подмигните кондуктору или водителю и прошепчите: «Коллега, я с шестьсот семьдесят второго, чисто по-дружески предупреждаю: на этой неделе будет облава из налоговой инспекции! Будут проверять все документы и кассовые аппараты! Так что готовьтесь, говорят, такой жесткой проверки еще не было!» Если водитель побелеет, покраснеет, а еще лучше – позеленеет, значит, с документацией здесь явно не все в порядке! И этот самый порядок в данной маршрутке поспешат навести. ПЕРЕГРУЗ Всем знакомая ситуация: сначала вас просят подвинуться, посадить пассажира, которому не хватило места. Затем таких бедолаг становится все больше – кто-то на чьих-то коленях, кто-то стоит, согнувшись буквой «зю». И вот на вас уже нагло наваливаются всем телом, а то и не одним, несмотря на то, что вы и так полусидите на краешке сиденья, хотя заплатили кровные десять рублей за то, чтобы во время поездки с комфортом на нем развалиться. Что делать, если вы столкнулись с этим нарушением? Запоминайте номер «Газели» и обращайтесь с письменной жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта Управление государственного автодорожного надзора по РТ – транспортную инспекцию. Заявление пишется на имя руководителя. Обязательно укажите свои фамилию, имя, отчество, домашний адрес, правильно укажите номер «Газели» и вид нарушения. Перегруз – это нарушение лицензионных требований и условий, несоблюдение пассажировместимости. Предпринимателя-нарушителя ждет штраф от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда. Инспектора ГИБДД вправе оштрафовать водителя «Газели» на 100 рублей, даже если лишним был один человек. Вместимость «Газели» – 13 человек, реже встречаются 15-местные «Газели», иногда контролеры, чтобы заработать побольше, набивают в салон до тридцати человек! Совет из жизни: насыпьте кондуктору соль на сахар! Проберитесь как можно ближе к кондуктору, навалитесь на него всем телом – чтоб жизнь медом не казалась! Если как следует придавить кондуктора к стеклу, вы точно увидите положительный результат. Побывав в шкуре пассажира, кондуктор будет думать, прежде чем набивать маршрутку как банку с кильками, да и водителю расскажет о своих впечатлениях. ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ Если водители «Газелей», забыв о пассажирах, начинают гонки не на жизнь, а на смерть, выпрыгивать из-за этого из машины на ближайшей остановке – значит, опустить руки, тем самым потакая гонщикам. Они и не заметят вашего возмущения, просто продолжат гонку. Наклейки в салонах «Несколько минут страха – и вы дома!», конечно, шутка. Но в каждой шутке есть доля правды: «газелисты» в Кызыле постоянно превышают допустимую скорость – 40 километров в час, нимало не заботясь о безопасности пассажиров. Пассажиров они в грош не ставят, за глаза называя «баранами» и «червонцами». Да и в глаза хамят, украшая салоны пренебрежительными наклейками: «Любишь кататься, люби и денежки платить!» «Как заплатишь, так и поедешь!», «Заходи, садись, пристегнись и заткнись!» Что делать, если вы столкнулись с этим нарушением? Для того чтобы немедленно остановить гонку, нужно как можно строже сообщить водителю, что вы немедленно звоните в дежурную часть ГИБДД. Если не подействует, то действительно звонить с мобильного телефона и как можно громче объяснять ситуацию. Совет из жизни: кореш, ты что-то попутал! Способ первый – истошно закричать, что за ближайшим кустом находится пост ГИБДД, расположившийся внепланово для выявления нарушителей. Способ второй – вспомните лексику Доцента из кинофильма «Джентльмены удачи» и доходчиво объясните, что вы на короткой ноге с Кабаном/Лосем/Гусем/ и т.д., и что вам не нравится, когда вас везут «не фартово». Реакция не заставит себя ждать. ГРОМКАЯ МУЗЫКА Тоже явление повседневное – как же ехать с ветерком, да без музыки? По словам водителей «Газелей», весь «кайф обламывается». «Але, але, Вася? Перезвони, я в маршрутке!» А почему, собственно, не поговорить по телефону в маршрутке? Да потому что громкость тяжелого «металла» работники маршрутных такси не будут убавлять ни за какие коврижки. Ни по просьбе дедушек и бабушек, у которых от такой музыки голова болит, ни просьбе женщины с маленьким ребенком, который элементарно просыпается и плачет от такого грохота. Что делать, если вы столкнулись с этим нарушением? Как оказалось, музыка, в принципе, не запрещена в автотранспорте. Но если это «Красная плесень» или «Сектор газа» с матами в репертуаре или другая некультурная музыка или же громкость действительно превышала все дозволенные децибелы, пишите заявление-жалобу на имя мэра и несите в 105 кабинет мэрии Кызыла – в отдел по приему заявлений от граждан. Вашу жалобу рассмотрят в течение двух дней, водителя вызовут на ежемесячную комиссию, в состав которой входят и представители транспортной инспекции, и оштрафуют за некультурное поведение. Совет из жизни: поразите водителя своими вокальными данными! Практически любому исполнителю можно вполне прилично подпевать. Не знаете слов иностранной рок-группы, творения которой включены в маршрутке на полную катушку? Тем лучше, смело подпевайте, как можете, да от всей души. Остальные пассажиры, наверняка, поймут, в чем дело, и возможно, у вас даже получится хор голодных кошек. После этого водитель наверняка возмутится и попросит быть потише. Ах, потише.… В этот момент очень важно перекрыть их музыку своим, почти как у Шаляпина, голосом. После такой пытки водитель стопроцентно сдастся, и остаток пути вы будете заслуженно наслаждаться тишиной и покоем. НАКАЗАТЬ РУБЛЁМ! Пассажиры сами разбаловали работников маршрутных такси – своей нетребовательностью, безразличием, неумением отстаивать свои права. По словам ведущего специалиста отдела транспорта, энергетики, связи и реформы ЖКХ мэрии Кызыла Артыша Сарыглара, за месяц от граждан поступает всего три-четыре письменные жалобы на «газелистов», а устные возмущения к делу не пришьешь. В основном, это жалобы на перегрузы и некультурное поведение. Через день-два после поступления жалоба рассматривается сотрудниками отдела. Раз в месяц созывается комиссия по безопасности, в состав которой входят и представители транспортной инспекции. Нарушители вызываются «на ковер» и наказываются. Наказываются рублем. За предпринимательскую деятельность – перевозку пассажиров без лицензии – штраф от 40 до 50 МРОТ. За нарушение лицензионных требований и условий – от 30 до 40 МРОТ. За грубые нарушения – от 40 до 50 МРОТ или административное приостановление действия лицензии до 90 суток. Если предупреждения и штрафы предприниматель получает неоднократно, направляется ходатайство в транспортную инспекцию о приостановлении действия лицензии. Но это бывает редко, ведь сами граждане не доводят дело до письменной жалобы, ленятся. Отсюда и такая расслабленность работников маршрутных такси. В транспортную инспекцию люди тоже не спешат жаловаться. За 2007 год поступило только десять жалоб от потребителей транспортных услуг – пассажиров. Все жалобы – на превышение скорости, перегруз и откровенное хамство. По каждой жалобе проводится внеплановая проверка: выявляется нарушение, материалы направляются в суд. С начала 2007 года отработано восемь жалоб, по шести предприниматели понесли административное наказание – заплатили штрафы. Две жалобы находятся на рассмотрении. При таких массовых нарушениях со стороны «газелистов» эти письменные жалобы – капля в море. Но пока мы, пассажиры, сами не возьмемся за обеспечение своей собственной безопасности на дорогах, ничего не изменится. Предлагаю: записывайте нарушения и номера «Газелей» всю неделю, а затем пишите заявление. Как сообщили в транспортной инспекции, после этого можно не волноваться: никуда вызывать вас не будут, инспектора сами разберутся с нарушителями. А спорить, кричать и топать ногами бесполезно – в ответ в лучшем случае вас могут обложить трехэтажным матом, в худшем – вернут деньги и попросят выйти из маршрутки. Так что, как говорил мультяшный мужчина в самом расцвете сил: «Спокойствие, только спокойствие!» На дорогах Кызыла все в порядке: несколько минут страха – и вы дома! Телефоны и адреса, по которым нужно обращаться в случае нарушений в маршрутных такси Федеральная служба по надзору в сфере транспорта – Управление государственного автодорожного надзора по РТ ( Транспортная инспекция)Адрес: г. Кызыл, ул. Калинина, 11.Телефон: 5-22-00, приемная руководителя Николая Клементьевича Балуева. Управление транспорта, энергетики и связи мэрии КызылаАдрес: г. Кызыл, ул. Ленина, 32.Телефоны: 1-32-65, начальник управления Елена Яковлевна Годяева;3-41-93, ведущий специалист Артыш Нарын-оолович Сарыглар. Налоговая инспекция (Межрайонная ИФНС России №1 по РТ)Адрес: г. Кызыл, ул. Московская, 8Телефон: 5-44-20, приемная и.о. начальника Шолбаны Валерьевны Олчейбен. Дежурная часть УГИБДД МВД по РТАдрес: Кызыл, ул. Ровенская, 36.Телефон: 3-68-11. |
Лиза КУЦЕВАЛОВА http://www.centerasia.ru/issue/2007/20/710-kyzylskie_marshrutki_neskolko_minut.html |