газета «Центр Азии»

Четверг, 18 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2007 >ЦА №18 >НАВСЕГДА РОДНЫЕ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Запчасти для бытовой техники магазин бытзапчасть запчасти для бытовой техники.

НАВСЕГДА РОДНЫЕ

Люди Центра Азии ЦА №18 (11 — 18 мая 2007)
Эмир и Марьяна Хертеки с младшими детьми, старшие на занятиях. Издавна у тувинцев не было принято делить детей на своих и чужих. Забота о них в большом и дружном аале – обычное дело.

Дети, потерявшие родителей, не чувствовали себя сиротами, слыша у родственников умерших матери или отца привычное уруум – доченька и оглум – сынок.

Телята – тоже члены семьи

Ребенок был главным богатством и гордостью тувинской семьи, до трех лет его считали божеством.

Потом что-то изменилось в сознании: тем, что мать отказалась от своего малыша прямо в род-доме, сдала его в Дом ребенка, уже никого не удивишь.

К счастью, есть те, кто готов обогреть сирот при живых родителях. И в этом их поддерживает государство, создавшее институт приемных семей.

Сегодня в Республике Тыва 74 ребенка, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в пятнадцати приемных семьях. Одна из таких семей живет в Бай-Тайгинском кожууне. Это семья Хертек, самая многодетная семья села Кызыл-Даг. В ней – одиннадцать детей.

Первый Сын

Еще шесть лет назад жизнь учителей труда Эмира и Марьяны Хертек ничем не отличалась от жизни односельчан. Небольшое хозяйство, работа в школе, домашние дела и четыре дочки – Ай-кыс, Ажыкмаа, Анчимаа, Ай-Чурек.

Марьяна Шыдыраевна совмещала труд педагога с работой воспитателя Кызыл-Дагской школы-интерната «Идегел» – «Надежда». В нем жили и учились дети-сироты из западных районов республики. Жили до тех пор, пока не пришел приказ: интернат для сирот закрыть.

Это время Кызыл-Дагская школа помнит как один из драматических моментов в ее истории. Расставание было тяжелым. Дети не хотели уходить из интерната, ставшего для них родным, от воспитателей и учителей, к которым привязались. Но их увезли и раздали родственникам, многим из которых они были вовсе не нужны.

Только семиклассник Родион мудро, несмотря на юные годы, решил для себя этот вопрос. Написал заявление в отдел образования администрации района и ему разрешили до окончания школы остаться в семье учительницы Марьяны Хертек, к которой он очень привязался.

Марьяна Шыдыраевна стала опекуном мальчика. Родион был первым, кого приютила семья. Сегодня он после окончания Кызылского техникума экономики и права служит в армии и в каждом солдатском письме спрашивает о братишках и сестричках, которых у него уже десять.

Зачем вы нас бросили?

Твердое решение стать приемными родителями-воспитателями Марьяна и Эмир приняли в 2002 году. Но детей им доверили не сразу. Целый год стал для них своеобразным испытательным сроком: время и на раздумье, и на психологическую, материальную подготовку.

Супруги читали специальную педагогическую и юридическую литературу, ездили в села Тээли и Шуй – к тем, у кого уже росли приемные дети. Спрашивали, советовались, учились. За год Марьяна и Эмир не только не передумали, но и своими силами расширили дом, купили новую мебель, приготовив все для приема детей.

Серьезный разговор состоялся с дочками, старшей из которых было одиннадцать лет: «У вас скоро появятся новые братишки и сестрички, они тоже для вас – родные».

И вот, наконец, все бумаги подписаны, им доверяют воспитывать пятерых детей – от пяти до семи лет.

В октябре 2003 года они поехали в Кызыл забирать из республиканского детского дома малышей, которых до этого ни разу не видели. Забирать домой.

То, что произошло в тот осенний день, они сегодня вспоминают уже с улыбкой, а тогда им пришлось нелегко. Два десятка малышей окружили их и смотрели такими глазами!

В глазах читалось одно: «Мама, папа, возьмите меня, только меня!» Это заветная мечта каждого малыша детского дома: когда-нибудь придут мама и папа и заберут домой.

Сердце защемило, хотелось всех обогреть. Но они могли взять только Алдынсая Ондара, Сашу Суктермаа, Алешу Дамба, Джолкарму Шыырап и Дарыму Сарыг-Хуурак. Именно их органы опеки и попечительства определили в семью Хертек. Мамой и папой дети стали называть их с первой минуты.

До Кызыл-Дага путь неблизкий – 350 километров. Пока ехали в стареньких «Жигулях», дети успели расспросить обо всем. Но к самому пронзительному вопросу: «Мама, папа, почему вы нас оставили, где вы так долго были?» – они не были готовы. Пришлось отвечать за других – родителей, в жизни которых для родных детей не нашлось места.

Сумбурное объяснение: мама и папа учились, оставляли их в детдоме только на время учебы, было принято благосклонно. Одинокие малыши готовы простить родителям все. Главное, что их забирают насовсем, и больше никому не отдадут. Главное – они едут домой, в Кызыл-Даг!

По дороге сотрудники автоинспекции несколько раз останавливали машину: семь пассажиров в салоне «Жигулей», нарушение! Но, узнав, откуда едет эта новая семья, не штрафовали и желали счастливого пути.

Дома Хертеки устроили настоящий тувинский праздник: закололи барана, накормили детей свежим мясом и ароматным изиг-ханом – кровяной колбасой. Старались от сердца, но не учли последствий: от непривычной еды городским детям стало плохо. В первую ночь не спали ни испуганные родители, ни пятеро малышей.

Шестая малышка появилась в семье чуть позже: оказалось, что у Дарымы есть сестренка-близняшка Байырмаа. Супруги взяли к себе и ее. Сегодня Байырмаа учится в республиканской специальной коррекционной школе- интернате для неслышащих детей, но на каникулы обязательно приезжает в родительский дом, а мама и папа навещают ее в Кызыле.

Научиться не прятать хлеб

Новая жизнь детей началась с привыкания к деревенскому быту. Они панически боялись ягнят и козлят – убегали от них с плачем. Страшно любопытный Алеша все время норовил потрогать в печке пламя.

Была проблема и с языком: дети не понимали своих сверстников, говорящих по-тувински. Местные учителя вспоминают, как в детском саду пять русскоговорящих детей научили всю группу говорить по-русски. Кызыл-Дагские детишки в свою очередь научили новых друзей бегло говорить по-тувински. Так состоялось языковое взаимообогащение. Сейчас, как похвастался маленький Алеша, они умеют говорить и по-русски, и по-тувински.

С детским садом тоже была проблема. Когда родители в первый раз привели детей в садик, им показалось, что это тот же детский дом, только другой. Малыши не заплакали, но так грустно, взявшись за ручки, пошли в группу, что у Марьяны и Эмира защемило сердце.

Зато сколько было радости, когда вечером папа и мама их забрали домой, как и других!

Вместо детдомовских привычек прятать хлеб и конфеты под матрасом появились новые. Дети узнали, что день рождения – это веселый праздник, когда тебя поздравляют, дарят подарки, а ты угощаешь всех мамиными вкусностями. И что в Новый год можно наряжаться в самые разные карнавальные костюмы. Кем только детям не довелось побывать – от зверушек до героев мультипликационных фильмов. Мама – редкая рукодельница, за один вечер может сшить и смастерить любой наряд. А в шкафу на плечиках висят аккуратно развешанные тувинские национальные костюмы с головными уборами. Это к празднику Шагаа.

«В самом начале трудно было, – рассказывает Марьяна Шыдыраевна.– Не знаешь, в каком количестве еду готовить, чтобы и вкусно было, и всем хватило. Дети пяти-шести лет требовали постоянной заботы и внимания. День и ночь крутишься, а все равно не успеваешь. И в садик пятерых детей по утрам отводить – не шутка. Будишь, умываешь, одеваешь, косички заплетаешь, завтраком кормишь и шумной толпой – вперед. А главное, у каждого ребенка – свой характер и доступный не каждому взрослому мир.

Решила изучать психологию, поступила в Хакасский государственный университет. Учусь находить ключик к каждой детской душе. С каждым из малышей у меня свои секреты, доверительные беседы. Вместе учимся тому, что можно, а чего нельзя. Дети у меня очень хорошие. Иногда шалят, но объяснишь хорошенько, что так нельзя, и второй раз уже не сделают ошибки».

Перед будущими сватами стыдно не будет

У Алеши почетная обязаность – кормить гусей, но надо быть на чеку – вдруг ушипнутЭмир и Марьяна – великие труженики. И детей воспитывают в уважении и любви к труду. Хозяйство у семьи большое – блеющее, гогочущее, лающее и мяучащее: десять коров, гусак с гусыней, две собаки, кошка и больше шестидесяти овечек и коз с детенышами.

Ухоженный огород: капуста, помидоры, огурцы, зелень на столе оттуда. Летом ходят по ягоды, в прошлом году заготовили 80 литров варенья из голубики и черной смородины.

Дети должны приучаться к труду с детства – это твердое убеждение главы семьи Эмира Хертека.

«Недавно дети другой приемной семьи коров во двор загоняли, – рассказывает Эмир Кызыл-оолович. – Их увидели работники районо. Очень возмутились и сказали, что это – использование детского труда, грозили прокурорской проверкой.

У нас на этот счет свое мнение. Мы – семья, значит и детей своих с детства должны приучать к труду, так же, как приучали нас наши родители. Тем более, что живем на земле и ею кормимся.

Когда родной ребенок за стадом идет, это никого не волнует. А если дети из приемной семьи – это произвол. Что же теперь получается, их и за коровой отправить нельзя? Дров наколоть и воды принести – тоже нельзя?

Так не годится. Можно, как в детдоме, кормить, одевать и держать на всем готовом. Но как потом им жить? Такая беспечная жизнь боком выйдет.

Наш старший сын Родион, когда к нам пришел, ничего не умел делать. Я научил его всему, что каждый тувинец должен знать с детства. Вплоть до умения заколоть барана. Не каждый молодой человек этим может похвастаться.

Мы со старшим сыном и скот пасли, и сено косили вместе. Научил его машину водить и технику ремонтировать. Думаю, к жизни мы его подготовили хорошо. А то невесту себе найдет, пойдет знакомиться к родителям девушки, а те первым делом будут смотреть – управится ли зятек с бараном. Нам за сына перед будущими сватами стыдно не будет.

Младшие сыновья Алеша и Алдынсай любят рисовать. Их буду учить вырезать фигурки из чонар-даша (агальматолита). Сам немного этим занимаюсь. Это тоже ремесло, которое в жизни пригодится. У нас почти вся деревня им кормится.

Сын Саша – специалист по домашним животным, любит с ними возиться. Кстати, сейчас уже время ягнят и козлят на пастбище выгонять. Вы уж извините, пойду».

Ончу – капитал на копытцах

Эмир Кызыл-оолович поспешил во двор. Сельскому жителю некогда рассиживаться с разговорами. Для отца большого семейства дорог каждый час. Забот хватает. Недавно вырыли новый колодец во дворе. А сейчас как раз пришли мужики – помочь достраивать новые ворота. На лето планы у семьи большие – отец будет расширять баню и строить новый загон для скота, мальчики будут помогать.

Семья получила кредит в «Россельхозбанке» на развитие личного подсобного хозяйства, прикупила скота. Это не только для нужд семьи, это еще и капитал для детей.

«Прошлым летом доили четырех коров. Молоком и мясом дети были обеспечены, но мы с мужем решили: надо, чтобы у всех было свое, пусть небольшое, стадо, – объясняет Марьяна. – Тувинцы издавна для каждого ребенка растили личный скот. В дальнейшем он становился его первым капиталом – ончу. Мы тоже потом каждому выделим его живность, чтобы взрослую жизнь наши дети начали не с пустыми руками».

Для содержания детей в приемных семьях государство сегодня выделяет 3156 рублей в месяц – на каждого. Родители-воспитатели распоряжаются ими, приобретая для детей все необходимое.

Часть этой суммы Эмир и Марьяна стараются не трогать, накапливая деньги для будущего ребятишек. У старшего сына Родиона денег на счету больше всех – 29 тысяч рублей. Это и понятно: после службы в армии ему предстоит учиться в вузе, а затем обзаводиться семьей. Такая предусмотрительность родителей, когда важен не только день насущный, но и будущее детей, заслуживает уважения.

Кроме детей, ничего не нажили

В Кызыл-Даге, как в любой маленькой деревне: чихнешь в одной стороне – отзовется в другой. Все, как на ладони, и все про всех знают.

Девятнадцать тысяч рублей, выделяемых государством на шестерых детей – сумма почти астрономическая для деревенских. Находятся злые языки, которые нет-нет, да и скажут, что Хертеки наживаются на детях.

«Лучше пришли бы и посмотрели, как мы живем. Увидели бы, что ничего ценного, кроме детей, не нажили», – переживает Марьяна. Однажды подвыпивший односельчанин обвинил ее в том, что супруги – бездельники, припеваючи живущие за счет несчастных детей. Грозился дойти с жалобой до председателя администрации сумона. И дошел.

«Я тогда крепко рассердилась. На носу первое сентября, детей не успеваю в школу собрать, а тут пьяный оскорбляет. Все свои отчетные документы – сберкнижки, тетради с записями расходов, чеками на покупки – выложила на стол председателя сельсовета Эзир-оола Дупчур-ооловича. Он все просмотрел: «В тетрадях все точно отражено, все деньги на детей идут, на себя родители их не тратят».

Хотели того пьяного за клевету к ответственности привлечь. Но он прощения попросил. Марьяна простила.

А в целом односельчане относятся к многодетной семье с пониманием. Многие в самом начале поддержали, помогли, чем могли, приносили одеяла, дарили нужные в хозяйстве вещи. Но все-таки день получения на сельской почте денежных средств на содержание детей – непростое испытание для всех родителей-воспитателей приемных семей Тувы.

Легче вырастить сто баранов,чем десять детей

У детей, к которым никто в детском доме не приходил, сегодня, как и водится у тувинцев, много родственников. Когда те приезжают в гости, дети радуются: «Даай-авам (сестра мамы), даайым (брат мамы) приехали!» Они теперь знают, что значит быть внуками. Лето проводят на чабанских стоянках бабушек и дедушек. Дети подросли, в салоне «Жигулей» им стало тесно. Семья мечтает купить микроавтобус. Однажды, как и все приемные семьи, получили помощь от Президента России Владимира Путина: пятьдесят тысяч рублей. На эти деньги обновили детскую мебель, купили новые игрушки и музыкальный центр.

Недавно купили компьютер. Считают, что это не роскошь, а необходимое для развития детей приобретение. Пока дети постарше осваивают компьютер, младшие по очереди гоняют на новеньком велосипеде.

Но гонять на велосипеде целыми днями нельзя. В семье – строгий режим дня. Он аккуратно отпечатан и стоит в рамочке на столе в одной из детских комнат.

В этой семье не принято разговаривать на повышенных тонах и наказывать детей – эти правила супруги впитали с детства, так воспитывали их родители.

«За приемных детей сердце болит больше, чем за своих, – говорит Марьяна Шыдыраевна. – Несмотря на малый возраст, они много пережили, успели почувствовать свою ненужность.

Быть сытыми, одетыми и обутыми – это не все. Без материнской любви все равно плохо. Она есть – и тебе тепло, ее нет – холодно и неуютно.

Когда больше беспокоишься за приемных детей, возникают обиды и непонимание со стороны родных детей, которые как бы отодвигаются на второй план. Но эти недоразумения у нас позади. Теперь все свыклись, привязались друг к другу и стали родными детьми одной большой семьи».

За каждого из детей болит материнское сердце. Когда кто-то нездоров – особенно.

Долго возила Марьяна Шыдыраевна одного из малышей по врачам – не могли вылечить энурез. Помогли природная лечебница бай-тайгинцев – аржаан Шивилиг и народные целители.

Один из них тогда сказал ей, удивляясь материнской самоотверженности: «Мне легче вырастить сто баранов, чем десять детей. Это такой тяжкий труд и ответственность».

Разве увольняются от родных детей?

Но для супругов эта ответственность не в тягость. Они имеют право обратиться в органы опеки и попечительства и уволиться с должности родителя-воспитателя. По закону – это просто работа, с которой можно уйти по собственному желанию. Детей тогда заберут из семьи в казенный дом.

Но у Марьяны и Эмира ни разу такой мысли даже не возникало. Потому что дети стали дня них по-настоящему родными. А разве увольняются от родных детей?

«Наши дети с нами на всю жизнь останутся. Их же надо и дальше учить и поддерживать. Будем помогать и тогда, когда у них семьи будут, и сами родителями станут, будем внуков нянчить и воспитывать», – планируют супруги Хертек.

И в этом – главная особенность приемных семей, начало которым было положено в 1996 году – постановлением Правительства России № 829. Если судьбы выпускников государственных учреждений – детских домов и школ-интернатов – мало кого из воспитателей интересуют, то приемные родители-воспитатели продолжают нести ответственность за них и после достижения совершеннолетия. Хотя закон этого от них и не требует.

Но просто невозможно сказать «Прощай» тому, кто действительно стал тебе родным. Родным навсегда. Игра в мяч – любимая игра детворы, потому что всех объединяет

Саяна ОНДУР

 (голосов: 8)
Опубликовано 11 мая 2007 г.
Просмотров: 13437
Версия для печати

Также в №18:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru