Изданы воспоминания о дочери Николая Рушева, написанные в начале 1970-х годов. Тувинский музей получил новое издание в Москве вместе с четырьмя тысячами рисунков Нади Рушевой.
«Как только мама открыла нам дверь, Надя бросилась обнимать и целовать ее.
– Какая же ты у меня маленькая! – Надя была уже почти на голову выше мамы.– И какая красивая!
В раннем детстве, целуя маму, Надя спрашивала:– Почему у тебя такие большие круглые щечки?
Взрослея, наглядевшись на монголов и тувинцев, она сама поняла особенность их лиц и перестала спрашивать. У Нади же овал лица стал немного шире, чем у ее русских подружек, а глаза – крупнее, как у мамы».
Этот маленький штрих – всего лишь один из массы других наблюдений, собранных в одной новой и одновременно старой книге. В московском издательстве «ТЕИС» в марте 2007 года вышло в свет издание о юной талантливой художнице Наде Рушевой.
Об удивительной девочке, трагически умершей в 1969 году, за несколько десятков лет, казалось бы, сказано и написано друзьями, исследователями, журналистами практически все. Но эта книга в ряду всех публикаций стоит особняком. Это воспоминания ее самого лучшего, близкого друга – отца, которые он написал в период с 1972 по 1975 годы.
Ежедневная жизнь Нади, особенности воспитания, духовного роста художницы так и канули бы в Лету с воспоминаниями сломленного горем отца, если бы не друзья семьи. Во вводном слове автор упоминает с благодарностью искусствоведов – наставников Нади: профессоров В. Ватагина, А. Сидорову, Н. Жукова, художника-педагога Л. Магницкую, а также А. Свирину, Н. Демину, П. Корнилову, Г. Панфилову. Именно они, по его словам, уговорили написать воспоминания о Наде.
Из десяти лет краткого творческого пути дочери Николай Константинович считает самыми плодотворными последние пять. Но детально описал он лишь события последнего года. Из них первые дни марта описаны по часам вплоть до смерти девочки. Воспоминания уложились в 400 машинописных страниц. Отпечатав и подшив их в две папки, автор спустя два дня ушел из жизни сам…
Три десятка лет эти ценные папки пролежали в Москве, в доме Рушевых. Мама Нади Наталья Дойдаловна Ажикмаа бережно хранила их вместе с фотоальбомами, папками с рисунками, вещами дорогих мужа и дочери.
Когда я познакомилась с хозяйкой дома, мне посчастливилось увидеть эту рукопись, подержать в руках, пролистать. Наталья Дойдаловна сокрушалась, что воспоминания так и не изданы. Тогда и возникла идея опубликовать хотя бы отрывки в газете «Центр Азии» в юбилейный год, когда Наде Рушевой исполнилось бы 50 лет.
В течение 2002 года на страницах газеты «Центр Азии» вышло четыре больших материала – отрывки из рукописи, которые мы выбирали и готовили вместе с Натальей Дойдаловной. Впоследствии эти газетные публикации целиком вошли в третий том изданной редакцией в 2006 году книги очерков, интервью «Люди Центра Азии». Тема Нади Рушевой, и так любимая в Туве, засверкала новыми красками, переживая определенный «ренессанс».
Одновременно с газетой мобилизовались и московские родственники Николая Константиновича. Двоюродная сестра Н. К. Рушева – преподаватель МГУ Зоя Анатольевна Грандберг с благословения мамы Нади взялась за труд подготовки рукописи к изданию и благополучно довела дело до конца. Ей помогли другие москвичи: сотрудники государственных музеев А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого, мемориального музея Нади Рушевой в школе № 470, носящей имя своей легендарной ученицы.
Наконец, воспоминания любящего отца и наставника о художнице в полном объеме дойдут до своего читателя.
Тувинским музеям издание подарено на особом мероприятии. Из Кызыла в Москву приезжала делегация Национального музея имени Алдан-Маадыр во главе с руководителем Александром Хертеком. На торжественной церемонии 18 апреля в пушкинском музее они получили более четырех тысяч рисунков Нади Рушевой – почти половину наследия гениальной художницы.