Апрель ухода. 25 апреля Россия простилась со своим первым президентом Борисом Ельциным. Траур, по всей стране приспущены государственные флаги.
Борис Николаевич ушел из жизни 23 апреля, в 76 лет. Его отпели в храме Христа Спасителя, восстановленном по личной инициативе президента.
Туве тоже есть храм, возрожденный благодаря и его помощи – туранская церковь Святого Иннокентия. Помнит республика и визит Бориса Ельцина 15-16 июня 1994 года: первый, и единственный, раз за всю историю Тувы ее посетило первое лицо государства. Это было действительно событие!
Много, как и всегда в таких случаях, было и шума, и показухи: целый показательный райский уголок на озере Чагытай соорудили: Шериг-оол Ооржак принимал Бориса Ельцина по самому высшему разряду. Но и не зря: полюбил Борис Николаевич Туву: и в тувинском национальном халате с удовольствием ходил, и аракой заинтересовался.
И все обещания свои выполнил, ни одного слова не бросил на ветер. Республика была приравнена к районам Крайнего Севера. Миллиарды (в те годы счет на миллионы- миллиарды шел), обещанные для завершения строительства овчинно- шубной фабрики были выделены. Самолет «Як-40» для осуществления прямых рейсов Кызыл-Москва Туве подарен.
Сегодня из всех этих добрых дел в республике остался лишь Храм. Жизнь изменилась, и «северные» льготы сегодня превратились в понятие почти мифическое. Ни овчин, ни шуб своих местных мы так и не имеем. Прекращены и прямые рейсы в столицу: президентский «ЯК» ржавеет в Москве – заездили, не сберегли.
Но зато остался Храм. И его слова, которые помнятся: «Берегите Россию». Борис Ельцин сказал их Владимиру Путину, когда уходил в отставку. Ушел сам, добровольно, огорошив нас своим новогодним телеобращением на пороге нового тысячелетия – 31 декабря 1999 года.
А сегодня он ушел из жизни. И вместе с ним ушла эпоха, перевернувшая и наше сознание, и наш образ жизни. Он – решительный, непредсказуемый, за многое критикуемый, был важной частью этой нашей жизни. И когда он ушел, это осознается особенно ясно.
Ушла и другая эпоха: длящаяся 15 лет эпоха первого Президента Тувы Шериг-оола Ооржака. Это тоже произошло в апреле.
Сегодня многие упрекают его (не в глаза, конечно, насчет того, чтобы сказать что-то в глаза у нас не тот менталитет): не надо было так держаться за власть, надо было уйти самому – красиво, не дожидаясь, когда Кремль примет окончательное решение о кандидатуре нового главы республики – Шолбана Кара-оола.
Сегодня многие готовы плюнуть ему вслед, забыв, как славословили и кланялись в течение пятнадцати лет. Что ж, отношение к тому, кто ушел – тоже проверка нашего сознания: легко пнуть того, кто упал с коня. Не уважаю я таких пинающих.
Впрочем, Шериг-оола Дизижиковича трудно назвать упавшим: внимательно вглядывалась в его лицо 6 апреля – во время той знаменательной сессии Великого Хурала, когда он подавал свое заявление об уходе, а новый глава правительства давал клятву верно служить народу.
Очень разным было выражение этого лица. Но он держался. И даже иногда улыбался. А это тоже – показатель силы. Не зря он сказал в прощальном телеобращении к жителям республики: «Я всегда с вами».
Две эпохи, а по сути дела – одна. Два президента – вот они стоят рядом на этом фото 1994 года. Они сделали для России, для Тувы все, что могли. Пусть другие сделают лучше.