В 8 утра он спешит на учебу, затем после обеда торопится на работу. После работы он должен успеть на тренировку. Закончив тренировку, уставший, голодный, но не злой возвращается домой. Трель будильника утром – и снова он на старте.
Он – это Эрес Чульдум, или Хаттаб, как называют его в хип-хоп тусовке. Эрес рулит брейк-данс группой («Бузут крю»). Молодые люди плодотворно работают, занимаются творчеством и покоряют своим мастерством российскую публику. На всероссийском хип-хоп фестивале Energy – 2006 в Челябинске группа “Boozoot crew” заняла второе место.
Хип-хоп – современная культура, объединяющая танцы (брейк-данс), мастерство слова (МС), рисование (граффити). Брейкер – человек, танцующий брейк (от английского слова breake – ломаться).
В состав команды кызыльских брейкеров входят Эрес Чульдум, Каныбек Джалилов, Александр Маадыр-оол, Николай Маныкай, Олег Кыргыс, Мерген Солдуп, Темир Оюн, Ай-Хаан Сарыгбай.
Ребята каждый день тусуются во Дворце спорта имени Ивана Ярыгина, где у них есть студия для занятий брейк-дансом. Там же лидер группы Эрес ведет кружок молодых брейкеров.
КАК ОБЪЕДИНИЛИСЬ БРЕЙК-ВЕТЕРАНЫ
– Эрес, расскажи историю создания вашей команды.
– Наша группа образовалась в 2002 году. Мы раньше все танцевали по отдельности, а потом собрались в одну такую мощную команду и начали уже выезжать за пределы республики. И занимать там довольно-таки приличные места – второе, третье, иногда первое.
А начиналось все еще когда учился во второй школе. Эрес Нурсат повесил объявление: кто хочет научиться танцевать брейк-данс, приходите в школу №2. Собрались Аркадий Нурсат, Шораан Хертек и я – из первой школы, Чойган Чамыян, Соян Донгак – из второй.
Начали мы вместе тренироваться в актовом зале. С утра учеба, а потом мы целый день, до шести вечера, там торчали. Сами все организовали, попросили у администрации школы телевизор, видеомагнитофон и записывали с телепрограммы «До шестнадцати и старше» уроки по брейк-дансу. С этого все и началось.
В десятом классе переехал в ближний Каа-Хем, перевелся в школу №12. Одиннадцатый класс закончил там. А там тоже танцевали ребята. Начал с ними вместе тренироваться: день – здесь, день – во второй школе. В филармонии тоже три-четыре человека танцевали.
Подумал: а зачем нам по отдельности туда-сюда ездить, давайте лучше вместе в двенадцатой школе тренироваться. Объединились и создали команду – «Free Life Style» («Свободный стиль жизни»). А в третьей школе тоже были ребята – «South Style» («Южный стиль»). Постоянно с ними стыковались, обменивались опытом, соревновались между собой.
А потом они распались: кто уехал учиться, кто еще куда. Из наших тоже кто-то забросил занятия, кто-то уехал учиться. В итоге брейкеров в Кызыле осталось мало.
Подумал, а что если всем брейк-ветеранам объединиться в одну мощную команду и выезжать на фестивали за пределы республики? Все дали согласие. Так и возникла наша команда «Boozoot».
ВОСЬМЕРКА ПРОСВЕТЛЕННЫХ
– Эрес, представь свою команду
– Наша команда состоит из восьми человек. Я – художественный руководитель, мне 23 года, 1983 года рождения. Учусь на четвертом курсе естественно-географического факультета Тувинского госуниверситета.
Каныбек Джалилов – тоже студент ТГУ, филфак. Александр Маадыр-оол учился в Красноярске, на экономиста-бухгалтера. Там ему не понравилось учиться, перевелся в Кызыльский техникум экономики и права.
Мерген Солдуп раньше учился в Омской академии милиции. По личным обстоятельствам перевелся к нам на юридический факультет, сейчас на третьем курсе. Олег Кыргыс закончил автодорожный техникум, работает. Он человек сильного характера.
Темир Оюн выучился на дизайнера в Абакане, сейчас в поисках работы. Когда подзаработает денег, поедет дальше повышать образование.
Наши самые молодые участники – Ай-Хаан Сарыгбай и Николай Маныкай, они в прошлом году школу закончили. Ай-Хаан учится на инженерно-техническом факультете ТГУ, а Николай – на историческом, на первом курсе.
Все – нормальные пацаны, у всех голова на плечах. Все грамотные ребята, не шатаются без дела. Учатся, ищут работу, танцуют.
–А что означает название «Boozoot crew»?
– Мы хотели с ребятами придумать такое название, чтобы в нем было что-нибудь зарубежное и что-то свое, местное. Думали-думали, неделю, наверное, думали. А потом надумали: давайте сходим в буддийский храм «Цеченлинг». Там посмотрим или спросим у лам. Пришли, смотрим, а на стене висит список терминов и среди них это слово, мы его так прочитали – «Бузут», и смысл объясняется – переход от плохого, черного пути к хорошему, к светлому. Просветление, значит. Стопудово! Все будут спрашивать: откуда взялось название, что означает. А у нас будет ответ, не просто так что-то от балды придумали.
А сrew – это просто, английское слово команда.
– Получается: команда просветленных. То есть философия вашей группы – это переход к светлому, преобразование личности в лучшую сторону. Как в фильме «Держи ритм» с Антонио Бандеросом?
– Да.
ТАНЦЫ НА ГОЛОВЕ
– Один из самых сложных и эффектных элементов брейка – это когда крутятся на голове. Сколько времени можно вот так крутиться?
– Я знаю, что немец один, танцор из команды «Flying steps», крутился где-то 40 минут. Не знаю, зарегистрировал ли он это рекорд в Книге Гиннеса или нет, но это точно получается мировой рекорд.
У нас на голове крутились двое – Василий Сат и Александр Цыбульский. Они сейчас уже не танцуют, забросили. Александр сейчас в армии, служит в тувинском погранотряде, а Василий шофером работает. Они могли прокрутится примерно минут пять-семь.
Я пытался учиться этому, но потом забросил, не стал зацикливаться на одном этом элементе. Могу сделать на голове четыре-десять оборотов. И этого мне хватает для связок элементов танца.
– Для выполнения движений брейка нужна сила мышц. Спортом вы с ребятами занимаетесь?
– Конечно, занимаемся. Разрабатываем те мышцы, которые нам нужны. Особенно руки. Постоянно после тренировки мы обязательно делаем отжимания, по 40-50, по 100 раз. По 3-4 подхода. Вот так вот.
Раньше мы ходили в тренажерку, тягали штанги. А потом прекратили. В брейк-дансе нужно не просто поднять свое тело своими руками, нужна еще и пластичность. А когда просто поднимаешь штангу, становишься неуклюжим. Так что лучше заниматься без тренажеров, есть комплекс упражнений, по которым можно развить все свои мышцы.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ПОДВЛАСТНЫ СИЛЕ ВОЛИ
– Как ты относишься к вредным привычкам? Не злоупотребляешь?
– Я курю. А когда начал курить, даже и не помню. Сначала шло просто баловство. Баловались-баловались, и я сам даже не заметил, как привык к этому. А потом сел, подумал: привычка вредная, ничего хорошего не приносит. Сейчас стараюсь много не курить. В день – максимум три штучки.
Знаю человека, который курил лет восемь. А потом взвесил все плюсы и минусы и бросил. Не курит уже четыре года. Вообще не курит, бросил окончательно. И я думаю тоже в ближайшем будущем бросить. Это подвластно силе воли, вредные привычки можно бросить.
– А как насчет алкоголя? Например, вы победили на фестивале и решили отметить это событие.
– Нет, у нас такого не было. Мы просто пришли в гостиницу – у всех эмоции, все радостные. Всё!
В связи с этим, хотелось бы пожелать молодежи: пусть научится отдыхать грамотно. А то есть такие: как напьются, так тушите свет! Пусть хорошо учатся и занимаются чем-нибудь, что им будет интересно. Пусть не стесняются просто заниматься тем, что им нравится. Главное, чтобы без дела не шарились по улицам. Не курили, не употребляли всякое дерьмо, вроде алкоголя и наркотиков.
Мы это пытаемся ребятам сказать, участвуя в Кызыле в таких мероприятиях, как «День борьбы со СПИДом, «Нет – наркотикам!».
– Вот ты говоришь: отдыхать правильно. А как ты любишь отдыхать после своих изматывающих танцев?
– В дни, когда уже совсем неохота ничего делать, нет сил, иду в сауну, сижу там часика два. Паримся, моемся, накрываем стол, общаемся с ребятами. И после сауны просто не остается сил, чтоб куда-либо идти тусоваться. Просто приходишь домой и засыпаешь. А назавтра, если тоже нет никакого желания вообще что-либо делать, вырубаю телефон и целый день сплю. Так, чтоб никто не мешал. Но это бывает очень редко, раз в три месяца, наверно.
– Есть увлечения кроме танцев, например, игра на музыкальных инструментах или рыбалка?
– Учился играть на гитаре, а потом понял, что это не мое. Просто не мое. И забросил это дело.
Рыбалка – нет, но мы выезжаем на природу один, два раза в год – летом, на пару суток. Пожить в палатке, пахнуть кост- ром – это прикольно. Играем в футбол, волейбол, по ягоды можно сходить.
У нас в России везде прекрасно, а в нашей республике особенно. Куда ни выезжай на природу – везде обязательно есть свой плюс.
– А не возникает желания встать на лыжи или коньки?
– Конечно, раньше я так и делал. Каждый год я обязательно вставал на лыжи или коньки, мне нравиться это дело. А сейчас у меня своего спортивного инвентаря нету, с этими переездами все потихоньку куда-то теряется.
У меня было семь пар коньков дома. Это с первого класса. Каждую зиму мы с ребятами на протоке играли в хоккей, катались на льду в парке. Целые дни там проводили. А сейчас что-то снег уже не чистят, а так хотелось бы встать на коньки и покататься.
А на лыжах в прошлом году на станции Тайга бегал на дистанции 5 и 10 километров. Это чисто для себя, для своего организма, в соревнованиях я не участвовал. А сейчас станцию закрыли, жаль.
НЕ МОГУ ВАЛЯТЬСЯ НА ДИВАНЕ ПЕРЕД ТЕЛЕВИЗОРОМ
– С какими трудностями ты сталкивался в жизни?
– Трудностей было много, почти каждый день. Без этих трудностей жить тоже скучно. Ну, допустим, на личном фронте, с подругой. Бывают проблемы с родителями, как у всех.
Слабые люди начинают спиваться, столкнувшись с проблемами. А есть другие, сильные люди, у них так: есть проблема – ее просто нужно решить. У них это, наверно, заложено в генах.
Но и слабый человек, я думаю, если он хорошо подумает, вырвется из своих проблем.
Самая большая бытовая трудность для меня – это проблема жилья. Это самая сложная проблема, она у многих есть.
– А как получилось, что ты остался без жилья?
– Отец с матерью развелись давно-давно, когда мне было лет пять. Отец сначала приходил, когда я в школе учился, на выходные. В парк отвезти, на карусели покатать, в кино сводить. А потом он пропал. Я начал сам к нему ходить. А потом он просто взял и исчез, свалил из города.
Мать тоже попала в критическое положение, не пожелал бы никому такого. Дом продали. Мать взяла сестренку и уехала за Саяны, оставив мне чуть-чуть денег.
Я тоже был согласен уехать. Но то, что начал, то надо заканчивать – есть у меня такой принцип. Если начал, то надо закончить, а я тогда учился здесь на третьем курсе. Я сначала жил с подругой, с сыном. Ну, все люди ссорятся, и мы поссорились, гордость играла у нее, у меня, и так далее. Потом через некоторое время сблизились, а потом опять разошлись. Сыну сейчас уже три года. Он с мамой живет, с бабушкой и дедушкой.
Из-за этих проблем, из-за этих переживаний, из-за этих стрессов я просто начал отставать по учебе. Успеваемость у меня очень плохая была в тот период. Пришлось брать академический отпуск на год. Получил академ. Начал искать работу, обучал детей танцам.
И до сих пор так: учеба, работа, танцы. День провожу вот так: с утра до обеда – учеба, после обеда – работа, после работы идешь на тренировку. После тренировки уставший и голодный приходишь домой, кушаешь, засыпаешь. Утром опять на учебу, и так каждый день.
В воскресенье – у всех выходной, а я не могу сидеть дома. Я уже привык к такому распорядку. Просто не привык и не могу сидеть дома без дела, валяться там перед телевизором и что-нибудь смотреть – те же сериалы. Просто не могу, привык я к этому ритму жизни.
– Вот у тебя занимаются школьники, подростки, чему ты их учишь?
– Все начинается с психологического обучения. Приходит мальчишка – новичок, стесняется незнакомых людей, сидит. Объясняешь: ты же сюда пришел не сидеть и стесняться, а учиться танцевать, добиваться своего. Пришел учиться – значит, надо учиться.
И еще – у нас вот есть определенные дни, когда мы садимся в общий круг и общаемся с молодыми ребятами, делимся своим жизненным опытом со своими учениками. Рассказываем, как начинали, как мы ездили на фестивали, чему там научились.
ПРИКОЛЬНАЯ ПОЕЗДКА
– Расскажи и мне – о своей поездке в Челябинск, где вы завоевали серебро на чемпионате России по брейк-дансу.
– Поездка очень прикольная была. Поехали мы туда, набрали еды. Приехали в Абакан и остановились на одной квартире. Там помылись, покушали, отдохнули. Мы так торопились, что оставили там килограммов 20 или даже 30 еды.
И уехали в Челябинск. Без еды. Жили там на одних «роллтонах», майонезе и хлебе. Да еще и опоздали на фестиваль на два часа. Еле-еле нашли этот Дворец спорта. Говорим организаторам: мы с трудом добрались, опоздали. А они: ну, ладно, тогда прямо сейчас и выступите.
И мы – уставшие, голодные – сразу переоделись и выступили. После выступления некоторые команды сравнивали нас с корейцами. Они не знали, кто мы, думали, что мы казахи или корейцы. А мы им объясняли, что мы из России, что Тува – рядом с Монголией. Так вот они и ориентировались на Туву – по Монголии.
Хип-хоп фестиваль – это знаешь, такой уровень высокий! Вся Россия была, все сильные российские команды. В жюри сидела питерская группа «Top 9». И мы с ними пообщались, они нормальные чуваки.
ПО ЧЕСТИ, БЕЗ ВРАНЬЯ
– А куда собираетесь отправиться в ближайшем будущем?
– На конкурс в Красноярск, а оттуда – в Новосибирск, на фестиваль «Студенческая весна-2007». Делегация Тувинского университета – 50 человек, в том числе и наша брейк-группа. Если хорошо выступим, можем попасть на всероссийскую «Студенческую весну» в Волгоград.
– А личные планы?
– На данный момент – это хорошо учиться и окончить университет, чтобы получить диплом. А потом – посмотрю. Думаю работать и заочно учиться. Второе высшее образование, конечно, надо получить, с одним в наше время многого не достигнешь.
– У тебя есть какие-то жизненные принципы, которых стараешься придерживаться?
– Да, я стараюсь все делать по чести, без вранья. Нет, правда. И ребята в нашей команде стараются этого придерживаться. Бывает иногда, что кто-нибудь что-нибудь наврет, но это очень редко. Для меня вранье – худший порок человека.
– Эрес, ты – лидер группы. Сложно ли быть лидером?
– Сложно. Иногда, бывает, устаешь от этого. А через некоторое время все равно приходится быть им. Раз начал дело, его нельзя бросить.
– Представь, что ты и твои друзья уже в довольно-таки в зрелом возрасте. Прекратите ли вы заниматься брейком?
– Танцевать можно всегда, хоть в 70 лет, хоть в 80. А вот сложные элементы, силовые – по мере возможности. Но мы будем тренироваться. Не так интенсивно, как сейчас, не каждый день. А просто для поддержания формы будем тренироваться. Для себя.
Хип-хоп культура – это не мода, это просто культура, которой можно просто жить. Интересно жить и поддерживать здоровый образ жизни..