Территориальная избирательная комиссия Кызыла только поздно вечером 14 марта путем невероятных усилий смогла установить итоги прошедших 11 марта дополнительных выборов по всем округам в Палату представителей Великого Хурала и по Правобережному округу № 4 в Законодательную палату, где победил генеральный директор ООО АПК «Урянхай», «единоросс» Шолбан-оол Иргит.
Для этого пятерым членам ТИК во главе с председателем Евгением Масловым и его заместителем Мергеном Мынын-оолом потребовался шестичасовой дополнительный обеденный перерыв.
Четверо членов ТИК, обладающих гораздо более скромным аппетитом, а также кандидаты и журналисты терпеливо ждали продолжения заседания.
Но даже после длительного «подкрепления» у большинства членов комиссии не хватило сил, чтобы определить результаты выборов в Законодательную палату по остальным трем округам. В чем причина?
Не только наблюдатели, но и абсолютное большинство избирателей (вне зависимости от их политических пристрастий) не сомневаются: все дело в том, что, по предварительным данным, в этих округам снова победили не те, кому «надо» было победить. В Ленинградском №1 – Сергей Сафрин, в Центральном № 3 – Борис Балчий-оол, в Автодорожном № 5 – Зоя Сат. Именно они были в лидерах и по итогам выборов октябрьских, результаты которых признаны недействительными. Понятно, что допускать их в Закпалату нет никакого желания.
Предположения, что итоги снова будут признаны недействительными, высказывались еще накануне 11 марта.
Сейчас обществу целенаправленно внушается мысль о том, что именно это решение – самое верное и обоснованное. Перечисление нарушений и при этом скорбные лица кандидатов, заботливо опекаемых исполнительной властью – уже примелькавшаяся в выпусках новостей картина. Полное ощущение, что с нарушениями на выборах в Туве столкнулись впервые и сразу же решили дать решительный бой. Кого обманываем? Только самих себя.
О нарушениях случившихся за период постсоветских выборов, можно писать многотомное собрание сочинений.
Только придется поделить нарушения на «правильные» и «неправильные», как и кандидатов. И признать, что пока результаты были «правильными», о нарушениях всеми силами старались забыть, а тем, кто забыть не мог, доходчиво объясняли. Нынче результаты впервые за многие годы оказались «неправильными», и о нарушениях сразу вспомнили и позаботились о том, чтобы они были.
О выборах тувинского парламента, длящихся в общей сложности более полугода, сказано уже очень много. Из разных «станов» – разные оценки, но все сходятся в одном: таких хитрых выборов Тува еще не знала.
Остается добавить: и такой свистопляски с подведением итогов, такого задуривания избирателей – тоже.
То, что октябрьская история продолжается в более изощренном варианте, стало понятно примерно за две недели до выборов. Силами «правильных кандидатов» в Кызыле стала прямо-таки молниеносно решаться проблема трудоустройства. Каждый день несколько сотен человек разных возрастов, в том числе и пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе десятки лет, получали работу. «Зарплата» чаще всего в сумме одна тысяча рублей, платилась предварительно.
Пункты набора рабочей силы располагались в учебных заведениях, в учреждениях культуры, здравоохранения. Должность у всех трудоустроенных одна – «агитатор».
В роли работодателей – скромные такие кандидаты в депутаты Законодательной палаты, работники культуры, педагоги, управленец среднего звена.
В обмен на собственные паспортные данные новоиспеченные «агитаторы», большинство из которых раньше и знать не знало ни о самом кандидате, ни о его выдающихся достижениях, получали не только тысячу, но и памятку, отпечатанную законным способом. В одной, например, кандидат Болотенюк напоминал уважаемому агитатору, что тот должен агитировать за него и обещал, что обязуется после выборов подвести итоги работы агитаторов. Многие восприняли это как скрытую угрозу. И были уверены: за тем, как они проголосуют, будут следить.
На чистой воды подкуп избирателей спокойно взирали избирательные комиссии, а также все известные правоохранительные органы.
По крайней мере, «агитаторская» афера никем не была остановлена. Шла она на фоне «боевика», который, как обещал анонс, должен был показать всем истинное лицо Василия Оюна и его соратников, в том числе – кандидатов Зои Сат, Вячеслава Ушкалова, Бориса Балчий-оола и других. И напомнить о грязном происхождении их выборных капиталов. Жаль, версия оказалась неполной.
Создатели фильма, сделанного по всем канонам пиара, забыли простой прием, о котором знают даже начинающие журналисты: прием контраста. Не рассказали о происхождении «чистых» денег, потраченных на выборы, не сообщили, чем отличаются интересы Межпробанка и тверского банкира Урабана. Не показали интеллигентные сходки «правильного» штаба и такие же интеллигентные способы влияния на несговорчивых и непонимающих. («Боевик», кстати, крутили на телеканале ТНТ и накануне дня голосования, когда вся агитация запрещена. К коллегам вопросов нет. Механизм, с помощью которого можно выставить в эфир что угодно и когда угодно, всем известен).
Несколько дней после премьеры «боевика» СМИ были полны сообщений о шоке, который испытали зрители.
Среди пребывающих в этом состоянии оказались и совсем нерядовые граждане, например, первый заместитель главы Правительства РТ Александр Брокерт, который знает о нынешних выборах больше всех избирателей и кандидатов, вместе взятых. В этот шок верится с большим трудом, точнее – совсем не верится.
Гораздо большим шоком стал сюжет, показанный на телеканале «Тыва» после выборов. Пожилая женщина очень эмоционально сообщает, как взяла от кандидата тысячу рублей, а проголосовала, как хотела. Вот это шок: люди открыто говорят о подкупе и обмане и о том, что их купить все труднее. Кое-кому придется изобретать новые способы покупки голосов.
Будет ли предел нашей выборной вакханалии?