газета «Центр Азии» №6 (10 — 17 февраля 2006)
Конкурс

ВАЛЕРИЙ САЛЧАК - СПАСИТЕЛЬ ИЗ КАРА-ХААКА

10 февраля 2006 г.

calchak_6_06.gifЗвания «Человек года-2005 –Человек XXI века» в номинации «Поступок года» достоин житель села Кара-Хаак Кызыльского кожууна Валерий Салчак, который 19 января этого года спас жизни пассажиров рейсового автобуса, следовавшего по маршруту «Кызыл – Черби».

* Валерий Бурукеевич Салчак родился в Кара-Хааке. Он – третий сын в многодетной семье арата Бурукея Салчака. Родители много лет работали животноводами в совхозе «Кара-Хаак». Достойными людьми воспитали четырех сыновей и дочь. Четверо из них живут и трудятся в родных местах.

Валерий с детства пристрастился к технике. Окончил профессионально-техническое училище, работал механизатором, как у нас говорят, «ходил в передовиках».

После реорганизации совхоза, в пору всех экономических потрясений, он не стал ждать «манны небесной», занимается своим подсобным хозяйством, работает в Чербинском лесничестве, а осенью, когда паром уже не работает, еще и перевозит людей через реку на своей лодке.

У Валерия – хорошая семья. Супруга, Лариса Ивановна, занимается домашним хозяйством. Две взрослые дочери трудятся в родном селе. Главу семьи уважают в Кара-Хааке за доброжелательность и отзывчивость. А теперь Валерий Бурукеевич и вовсе жителям двух сел – как родственник.

Конечно, работали и спасатели и милиция, и многие жители помогали попавшим в беду, но без него потерь было бы больше.

Автобус, в котором находились 22 человека, провалился под лед на переправе у села Кара-Хаак. Два человека погибли. Остальных тоже могла постичь эта печальная участь, если бы не расторопные действия Валерия Салчака, который вывозил людей на своей лодке.

* Я встретился с уцелевшими пассажирами этого рейса и записал их рассказы. Думаю, что они помогут читателям понять весь трагизм случившегося и оценить поступок Валерия Салчака.

Татьяна Богданович, фельшер «Скорой помощи», г. Кызыл:

 

 

«Помню сильный удар. В один миг мы оказались по грудь в ледяной воде. Я не умею плавать, спасло меня то, я сидела на переднем сиденье. Вышла через водительскую дверцу, взобралась на крышу автобуса.

В тот день я ехала в родительский дом, чтобы отпраздновать свой день рождения. Сейчас лечусь в Чербинской участковой больнице – у меня больные почки, получила осложнение».

По свидетельству очевидцев, автобус оказался на выступах двух ледяных глыб и только благодаря этому не пошел ко дну. В панике люди разбили окна автобуса. Несколько смельчаков попытались вплавь добраться до берега.

Саян Балдан, одиннадцатиклассник аграрного лицея:

«До берега было недалеко, потому я и поплыл. Рядом со мной плыл русский парень. Обломки льда не давали продвигаться вперед. Я оглянулся назад. Люди, которые находились на крыше автобуса, махали нам руками и по-тувински кричали «Сюда, сюда!» Я понял и стал парню кричать, чтобы он возвращался. Я поплыл назад. За несколько метров до автобуса силы меня оставили, я лег на спину, подумал, что вот умру сейчас, а ничего путного не успел сделать. Собрал все силы, окунул голову в ледяную воду, а потом поплыл. Так добрался до автобуса. Те, кто плыл со мной, погибли. Один был из Черби, второй – из Кара-Хаака.

Я потерял и одежду, и деньги, которые занял у односельчанина. Отец в Кызыле перебивается случайными заработками, а мама умерла три года назад».

Светлана Монгуш, инвалид второй группы, жительница Кызыла:

«Левая сторона у меня парализована. Что я могла сделать с одной рукой? Все враз выскочили из автобуса, я осталась одна. Стала шептать молитву. Помогло, меня вытащили. Потеряла шапку, все документы. И так с двумя детьми живем на одну мою пенсию, еще и эта беда».

Жанна Монгуш, воспитатель коррекционной школы, жительница села Черби:

«В тот день мы с мужем ехали домой. Как оказались на крыше автобуса – не помню. Дул ветр. Мокрая одежда буквально примерзала к телу. С берега нам кричали, что лодка скоро будет. Ждали и надеялись.

Прошло, наверное, около часа, но нам это время показалось вечностью. Уже начинало темнеть, когда люди закричали: «Лодка, лодка!» Мой муж потерял сознание. Многие так замерзли, что не могли двигать руками и ногами.

На лодку, а потом на берег нас переносили на руках. Так мы оказались в помещениях Кара-Хаакской школы. При помощи ножей и ножниц с нас сняли одежду, дали все сухое, уложили. Кто-то принес спирт, растирали тело. У пожилых и ослабленных людей, как говорится, зуб на зуб не попадал. Некоторым просто открывали рот и вливали спиртное. Жители Кара-Хаака восприняли нашу беду как свою, в школу несли горячий чай с молоком, суп. Большое им всем спасибо.

Понемногу мы все отогрелись, только после этого почувствовали страх, многие плакали. Тех, кто пострадал больше других, затем отправили в больницу в Кызыл, девять человек поместили в Чербинскую участковую больницу.

Я имела с собой крупную сумму денег. Подарков накупили детям к Шагаа. Ума не приложу, как пережить эту зиму».

* Жители Черби и Кара-Хаака близко к сердцу восприняли эту трагедию. На похоронах Аркадия Ондара один из старейших жителей Черби, Виктор Даржаа, сказал: «Мы со скорбью провожаем в последний путь нашего односельчанина. Это наша общая беда. Мы все готовы протянуть руку помощи семье покойного».

Жизнь продолжается, потерпевшие понемногу приходят в себя от пережитого. Теперь им приходится решать проблемы, возникшие в результате этой трагедии. Все они понесли материальный ущерб, некоторые лишились документов, денег. Администрация Кызыльского кожууна выделила каждому пострадавшему тысячу рублей. Это, конечно, хорошо, но не решает проблему. Например, женская шапка из меха стоит в среднем пять тысяч рублей. А шапки пришли в негодность у всех пассажирок этого рейса.

Трагедия возвращает нас к извечным вопросам: «Кто виноват?» и «Что делать?» Вероятность подобных происшествий была и остается очень высокой. И не только зимой. Весной и осенью, когда паром не работает, жители двух соседних сел вынуждены переправляться через Енисей на моторной лодке. Шуга, большие льдины, плывущие в то время по реке, делают каждую такую поездку опасной для жизни. А люди привыкли, потому что нет другого способа перебраться на другой берег.

Самое страшное – это переправа ранней весной: лед уже подтаивает, а переполненный автобус, как ни в чем ни бывало, движется вперед.

Зимой ледовая переправа остается без соответствующего контроля со стороны дорожников и ГИБДД. Знаки, предупреждающие, что допускается проезд автомобилей грузоподъемностью не более десяти тонн, есть. Но во время отопительного сезона вереница большегрузных «КАМАЗов», доверху нагруженных углем, на ледовой переправе – не редкость. Так было и в прошлом году, так было и нынче: незадолго до беды большегрузные автомобили шли по переправе. Именно они, по мнению селян, и стали причиной трагедии, случившейся с пассажирским автобусом.

Вопрос о строительстве моста через Енисей рано или поздно придется решать. А пока пассажиры автобуса и их односельчане даже думать боятся, что бы могло случиться, не окажись в Кара-Хааке Валерия Салчака, не будь в порядке его лодка.

Маадыр-оол Тулуш, с. Черби Кызыльского кожууна
http://www.centerasia.ru/issue/2006/6/428-valeriy_salchak_-_spasitel_iz_ka1056.html