газета «Центр Азии» №6 (10 — 17 февраля 2006)
Культурная жизнь

СОХРАНИМ В СЕБЕ ЗВЕЗДНО-ПЕСТРОГО

10 февраля 2006 г.

Есть люди, которые до боли в душе понимают необходимость глубинного изучения и сохранения национальной духовной культуры своего народа, без чего невозможно развитие современной культуры и всех видов искусства, и своим посильным трудом, «умственной восприимчивостью» (по Д.С. Лихачеву) и творчеством влияют на этот важный для процветания республики процесс. К таким людям относится Зоя Баировна Самдан – фольклорист, литературовед, настоящий ценитель духовного наследия тувинцев, Заслуженный деятель науки РТ, и.о. министра культуры и духовного развития РТ.

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Как подарок к профессиональному празднику ученых – Дню Науки – вышла в свет ее книга «По тропам тувинской словесности» («Тыва чогаалдын кокпалары-биле», Кызыл, 2005. 160 с.), которая пронизана мыслью о том, что нация, словно могучее дерево, крепка своими корнями: историей, культурой, языком, обычаями и традициями.

Эта книга может существенно дополнить учебную литературу для школьников старших классов. В ней поднимаются вопросы, выходящие далеко за пределы литературного и народного творчества:

традиции и обычаи в деле воспитания подрастающего поколения;

известный памятник фольклора народов Центральной Азии – эпос «Гэсэр» – страницы истории в книге дружбы;

самая большая эпопея в истории народов – киргизский эпос «Манас»;

незатухающий огонь великих тувинских сказителей: Баазаная, Манная и благородной матери-сказительницы Салчак Бичен;

удивительная судьба исследователя с тибетским именем Дхарма – Учение Будды – Дарымы;

тайна вечных письмен – надписей на каменных стелах;

генеалогическое древо народного писателя Степана Сарыг-оола;

волшебный ключ драмы-эссе Эдуарда Мижита «Кто ты для меня, Субедей-Маадыр?»;

бег скакуна – на тувинской сцене и другие.

В трех частях книги собраны статьи-размышления о духовном богатстве народа, о могучей очищающей силе и об огромном потенциале тувинского искусства. Читателю интересно будет узнать мнение автора, настоящего знатока и ценителя тувинского искусства, который в гуще описываемых событий сначала был учеником, слушателем, а потом – энтузиастом, непосредственным деятелем, участвующим в творческом процессе на стыке строгой науки и не менее взыскательного и притягательного искусства.

ПУТИ РАЗВИТИЯ

Автором прослежены пути развития народного творчества тувинского народа со времени памятников древнетюркских письмен до актуальных вопросов современной тувинской литературы.

В форме заметок, выступлений и научного исследования кандидат филологических наук Зоя Самдан размышляет о прошлом, настоящем и будущем непрерывного литературного процесса, который не может происходить в отрыве от развития общества. Первые материалы книги датированы началом девяностых годов, но, тем не менее, она интересна тем, что сегодня мы можем сделать сравнительный анализ прошедших десяти лет, увидеть достигнутый за этот отрезок времени результат.

Более десяти лет назад во многих выступлениях Зои Баировны были поставлены вопросы не только от лица ученого, но и как болеющего душой за настоящее и будущее тувинской литературы члена общества, тревожащегося за сохранение родного языка, традиций и возрождение духовного наследия предков. Тогда воспитание подрастающего поколения на основе народных традиций и педагогики только становилось требованием времени. Сегодня уже тувинский язык приобрел статус государственного языка, возрождены национальные традиции, обычаи, праздники, стало обычным явлением участие городских и сельских школ в экспериментах регионального и федерального масштаба, когда разрабатываются специальные программы, издаются учебники и пособия по народной педагогике.

Процесс духовного возрождения отражается в статьях о национальных праздниках. В 1995 году в столице Республики Бурятия городе Улан-Удэ проводилось широкомасштабное празднование 1000-летия героического эпоса «Гэсэр».

Автор книги отмечает это событие, как пример вечного преклонения перед историческим прошлым и бессмертным устным народным творчеством людьми разных поколений. В национальных праздниках каждого народа, как в зеркале, отражаются его обычаи, развитие искусства, науки, национального самосознания. Это свидетельство его духовного богатства. Интерес к обычаям и традициям народа, их возрождение и изучение формируют чувство гордости за свою нацию у молодежи.

В начале девяностых Республика Бурятия на праздновании тысячелетия «Гэсэра» показала гостям из разных республик и стран высокий уровень развития профессионального искусства и науки, отмечает автор. Но главное в проведении такого рода мероприятий – не столько внешняя сторона, состоящая из ношения национальной одежды и умения играть в народные игры, а духовный подъем народа. Цель будет считаться достигнутой в том случае, если после мероприятия будут напечатаны образовательные программы, изданы научные труды, и оно получит свое дальнейшее продолжение. На примере празднования тысячелетия «Гэсэра»


http://www.centerasia.ru/issue/2006/6/427-sokhranim_v_sebe_zvezdno_pestrogo.html