То, что 2006 год в Туве будет политически насыщенным, понимали все. Но все же такую высокую точку кипения с первых дней нового года не ждали. Так как бюджет, как основной предмет споров между депутатами и правительством, удалось принять до нового года, катализатором дискуссий стали теплоаварии в Кызыле, Шагонаре и Туране.
Суть этих споров фактически свелась к тому, что правительство республики всеми силами старалось доказать: его вины в этих авариях нет. Но так как виноватые быть должны, обвинениям подверглись энергетики, в частности, руководитель «Тываэнерго» Анатолий Верзаков и, естественно, депутаты Законодательной палаты.
* Обвинения в адрес Верзакова были комплексными: плохое состояние электросетей, котлов на Кызыльской ТЭЦ, а главное – долги республики перед РАО «ЕЭС», а в адрес депутатов – привычными.
Идет ли речь о бюджете, или об авариях – обвинения стандартные: «депутаты наживают политические очки». Тут не захочешь, очки пойдут. Если в квартирах холодно, люди мерзнут, дети болеют, мало, кто будет благодарен правительству.
Взаимная сатисфакция между пресс-службами парламента и правительства на тему аварий могла бы продолжаться еще долго, если бы не поездка в Москву Главы республики. Благодаря СМИ, вся республика следила за новостями: состоится встреча Шериг-оола Ооржака с Владимиром Путиным или не состоится? Не состоялась. Гельмут Коль помешал, как объяснил Ш. Ооржак. Коль или не Коль, но поползли активные слухи, что час «Х» наступает.
Встречу отложили до апреля. Может, к лучшему? Так как поговорить Шериг-оол Дизижикович с Владимиром Владимировичем хочет о железной дороге. Многие наивно ждали, что о железнодорожном проекте сначала поговорят с жителями республики. Похоже, теперь любое неприятие железной дороги может вылиться в обвинения в антиреформаторстве. Все-таки выборный сезон начался, и он мало будет отличаться от предыдущих. Тогда тоже шла речь о крупных проектах – водный путь, уголь, крупные инвестиции в промышленность.
* Надо полагать, что обо всех проектах мы услышим в ежегодном Послании Председателя Правительства РТ депутатам Великого Хурала.
Подготовка к нему, вероятно, началась уже сейчас. Конституционный Суд Республики Тыва опубликовал свое постановление по делу о толковании части 2 статьи 100 Конституции Республики Тыва. В ней речь идет о том, что ежегодное послание Главы республики заслушивается депутатами Великого журала на совместном заседании и принимается к сведению.
Депутат Палаты представителей Валерий Тарыма формулировку «принимается к сведению» счел неопределенной и обратился в Конституционный Суд с просьбой растолковать ее. Растолковали. Конституционный Суд Тувы постановил: депутаты Великого Хурала при разработке планов законотворчества обязаны учитывать позиции высшего должностного лица республики, официально заявленные в ежегодном послании. Если план законотворчества не совпадает с позицией Главы республики, то он подлежит корректировке. Само Послание депутаты должны прослушать на совместном заседании палат без обсуждения и принятия решения, а в дальнейшем рассмотреть его на внеочередном заседании отдельно каждой палатой. Постановления Конституционного Суда Тувы не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после его провозглашения.
Подобное решение вызвало, мягко говоря, массу вопросов. Что было непонятно в формулировке «принять к сведению»? В Постановлении Конституционного Суда РТ это звучит, как «принять к сведению как следует». Видимо, теперь депутаты должны принимать постановление по каждому пункту Послания. Тогда открывается перспектива его обсуждения, не предусмотренная Конституцией республики.
* Кстати, в прошлогоднем Послании рефреном прошла критика федеральных структур – налоговиков и правоохранительных органов. И что должны будут делать республиканские депутаты в таком случае? Принимать решения в отношении федеральных структур?
Надо отметить, что у председателя Правительство есть право законодательной инициативы, которое никто у него отнять не может. Есть такое право и у Правительства республики, законопроекты которого составляют почти половину всех принимаемых законов. Отчего этих полномочий показалось мало?
Согласитесь, если возникла необходимость через суд заставлять выполнять свои указания, то Гельмут Коль, по всей вероятности, и в самом деле испортил настроение.