газета «Центр Азии» №50 (15 — 22 декабря 2006)

ОБГАДИВШИЕ ХРАМ

15 декабря 2006 г.

На колокольне Свято-Троицкого храма. Г. Кызыл. Фото Нади АнтуфьевойВандал – слово древнее. Вандалами назывались древнегерманские племена, разрушившие Рим и уничтожившие его культурные ценности. С тех пор оно стало нарицательным: от него произошло и слово вандализм – бессмысленно жестокое разрушение, осквернение исторических памятников и культурных ценностей. С 1 января 1997 года, с вступлением в силу нового Уголовного кодекса Российской Федерации, появилась возможность серьезно наказывать тех, кто разрушает и оскверняет: по статье 214 – «Вандализм». Именно под эту статью подпадают действия двух кызыльских подростков: пятнадцатилетнего Руслана Комарова и семнадцатилетнего Артема Кондратьева. Нет, они ничего не разрушили. Они просто нагадили в храме.

Это случилось 4 декабря, в день важного православного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Свято-Троицкой церкви прошла праздничная литургия, в 16.30 отец Вячеслав отслужил панихиду по умершему. В 18.20 двери закрыли, но охранную сигнализацию включать не стали, ведь с территории храма никто не уходил: отец Вячеслав и матушка Марина занялись делами детской Воскресной школы, потом все пошли в трапезную на поминальный обед. В седьмом часу вечера казначей церкви Валентина Ермакова пошла в храм, чтобы, как положено, убрать серебряные крестики и цепочки с витрины в сейф. И очень встревожилась: на полу у витрины лежали ножницы и нож. Подняли тревогу, нажав на кнопку тревожной сигнализации, установленную по договору с охранным предприятием. Уже через две минуты прибыл целый отряд: омоновцы, группа немедленного реагирования УВД Кызыла. Стали обыскивать церковь и в алтаре – самом святом месте, куда вход разрешен только священнослужителям, обнаружили двух парней, спрятавшихся за церковным облачением. Что делали они в храме? Результаты благоухали тут же – на полу. Под иконой Владимирской Божьей Матери, которая издревна считается хранительницей Руси, и которую лично благословил для верующих Тувы Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, навалена большая куча. Возле панихидного столика, где ставят свечи за упокой душ усопших – лужа мочи. Внутри алтаря все заплевано, засыпано пеплом и окурками. Взломан ящик для пожертвований – в нем было 600 рублей. В карманах задержанных обнаружили запутавшиеся клубки серебряных цепочек и кучу оловянных крестиков – в спешке воры не смогли отличить олова от серебра. До поздней ночи отец Вячеслав, отец Иннокентий, матушка Марина, послушники церкви приводили церковь в порядок: проветривали, мыли. Как рассказала нам супруга отца Вячеслава, руководитель детской Воскресной школы матушка Марина, Руслана Комарова и Артема Кондратьева до этого видели в церкви не один раз. Они приходили, задавали вопросы, восхищались убранством церкви: «Как тут у вас хорошо, красиво!» Прихожане отвечали на все вопросы любознательных мальчиков, показывали, где и как ставить свечки, молиться. Все рассказали и о главном святом месте храма – алтаре. Им даже подарили молитвослов и книгу об азах православия. Подарки мальчишки с радостью взяли. Их уже считали своими и радовались: вот ведь подростки, а уже задумываются о главном – о душе. Оказалось, думали они совсем о другом. Матушка Марина, обычно всегда выдержанная и стойкая в невзгодах, рассказывая об этом так потрясшем ее осквернении Храма, едва сдерживает слезы: «Здесь дело вовсе не в воровстве, здесь совсем другое, что-то дикое. Они же всех нас обгадили и оплевали: храм, священников, верующих... Что же у них внутри, в душе?» Что там в душе, вряд ли выяснит и дознание, которое ведет начальник отделения отдела дознания УВД Кызыла Айлана Седип. Процедура дознания и не требует этого. Главное – установить факты. Пока удалось уставить, что оба подростка воспитываются без родителей, в семьях родственников. Артем Кондратьев проживает в семье родной сестры, Татьяны Александровны Лыткиной. Нигде не работает и не учится. Уже был судим: по статье 158 – за кражу сотового телефона, попал под амнистию. Давать какие-то показания и пояснения дознавателю отказался. О Руслане Комарове удалось собрать более подробные сведения: он учится в девятом «И» классе гимназии № 5. По характеристике классного руководителя Татьяны Калитко, достаточно дисциплинирован, хотя и прогуливает уроки, впрочем, серьезных нарушений не совершал, приводов в милицию не было. Имеет и положительные качества: вежлив, способен высказывать собственное мнение, хотя в проблемных ситуациях в классе предпочитает нейтралитет. Опекуну Руслана – его тете Марии Марковне Янгуловой – педагог дает положительную оценку: семья социально благополучна, в ней Руслан окружен заботой и любовью. Мария Марковна держит связь со школой, даже является председателем родительского комитета. «Одним из лучших учеников» назвала своего воспитанника Лидия Сарбаа, преподаватель детской хореографической школы, в которой Руслан занимается с 2003 года. Что больше всего поразило: Комаров, оказавшийся более разговорчивым и открытым, чем его старший подельник, сообщил дознавателю, что он... крещеный. Как пояснила Айлана Седип, совершенное Комаровым и Кондратьевым подпадает под статьи Уголовного кодекса: ст.30, часть 3 и 158, часть 2 – покушение на кражу группой лиц по предварительному сговору; 214 – вандализм. Статья 158 предусматривает варианты наказания: штраф до 200 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы сроком от одного года до двух лет, либо лишение свободы до пяти лет. По статье 214 грозят штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы подсудимого или иного дохода, либо обязательные работы от 120 до 180 часов, либо арест до трех месяцев. Это – наказание светское. А духовное? Осквернение храма – тяжкий грех. Чтобы получить прощение, человек должен раскаяться сам, поняв всю мерзость содеянного. Однако никто раскаиваться не спешит. «Храм уже не в первый раз обворовывают, – рассказывает настоятель Свято-Троицкой церкви отец Вячеслав, – но тогда, в 2003 году, было все по-другому. На следующий же день после задержания подростка, стащившего старый чайник и початую бутылку церковного кагора, прибежала его мать, просила прощения – и за себя, и за сына. Искреннее раскаяние было. Сейчас ничего этого нет. Ни сами подростки, ни их опекуны, ни педагоги гимназии №5 – никто не попросил прощения. Наоборот, одна из педагогов требовала экспертизы экскрементов, мол, не наложил ли это кто из служителей?» Преступления, совершенные в храмах, становятся проблемой России. За последние пять лет ограблены более 1000 церквей. 35 000 икон объявлены в розыск. Священники, подвижнически несущие свой жертвенный крест в малых населенных пунктах страны, зачастую сами становятся жертвами. Недавняя трагедия потрясла всю страну: в ночь с 1 на 2 декабря в деревне Далекуши Тверской области в собственном доме погиб священник Андрей Николаев и его семья: жена Ксения и трое детей – Давид, Анна и Анастасия. Они сгорели при очень странных обстоятельствах, учитывая то, что два года назад их уже поджигали. Тогда прихожане, очень уважавшие отца Андрея за все то, что он сделал для деревенских жителей, уговорили его остаться, не уезжать. Он остался. Деревенская церковь, в которой служил отец Андрей, тоже называлась Свято-Троицкой, как и у нас в Кызыле. На первый взгляд, несопоставимое по масштабам: гибель всей семьи священника-подвижника и куча дерьма в Храме. Но отец Вячеслав считает, что это – звенья одной цепи: «Идет неравная борьба за души людей. Посмотрите, сколько игровых автоматов в Кызыле и сколько храмов: один православный и один буддийский. Все! Пока вера проигрывает. По телевизору – фильмы про бандитов, убийства, насилие, идет неприкрытая пропаганда секса, богатой жизни, денег, власти. А то, что деньги надо зарабатывать своим трудом – об этом ни слова. Компьютерные игры – тоже сплошное убийство, а ведь все откладывается на уровне детского подсознания, растут потенциальные готовые преступники. Живут по принципу: «Бога нет – делаю, что хочу». Кто накажет? Никто. Вот и убивают, грабят, беспредельничают. Такое отношение к жизни, безнаказанность до добра не доведет. Народ сначала деградирует, а потом и погибает». Показательное совпадение: через четыре дня после происшедшего в Кызыле похожее произошло в Абакане, центре Абакано-Кызыльской епархии. 8 декабря двое воспитанников детского дома – тринадцати и шестнадцати лет – разбили окно в Спасо-Преображенском соборе и вскрыли ящик для пожертвований, в котором находилось 20800 рублей. Оба задержаны. Возбуждено уголовное дело. В Свято-Троицком Храме продолжаются службы, юные воспитанники Воскресной школы готовятся к Рождеству Христову: разучивают роли в рождественском спектакле, который покажут прихожанам, больным детям, малышам из детского дома. Отец Вячеслав и матушка Марина, как и каждый год, озабочены приобретением подарков – для детей из Воскресной школы и необеспеченных семей. Они продолжают творить добро. Храм сияет чистотой, старушки-прихожанки на несколько раз перемыли и перечистили все в нем после визита юных вандалов. А кто очистит их души?

Инна ЧЕРКАСОВА-ТОНГАК, Надежда АНТУФЬЕВА
http://www.centerasia.ru/issue/2006/50/627-obgadivshie_khram.html