газета «Центр Азии» №47 (24 ноября — 1 декабря 2006)
Власть и общество

Здравоохранению велено развиваться

24 ноября 2006 г.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ» ОТМЕЧЕН ПОВЫШЕННЫМ ВНИМАНИЕМ ОБЩЕСТВА, ПОЖАЛУЙ, С САМОГО НАЧАЛА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. КЫЗЫЛ В ЭТОМ СМЫСЛЕ НЕ СТАЛ ИСКЛЮЧЕНИЕМ.

Причина проста: видимые признаки реализации этого проекта появились раньше, чем у других трех. Уже в феврале 2006 года начались дополнительные выплаты участковым врачам (по 10 тысяч рублей) и медсестрам, работающим на участках (по пять тысяч). С марта эти средства выплачиваются с учетом районных и «северных» 90 процентов.

За девять месяцев 2006 работающим в двух муниципальных поликлиниках (поликлинике № 2 и детской поликлинике) участковым терапевтам и педиатрам, участковым медсестрам выплачено в общей сложности 10 миллионов 161, 6 тысячи рублей.

Помогло ли это решить одну из самых острых проблем муниципального здравоохранения – кадровую?

Судя по статистике – да. В поликлинике № 2 на начало года работал 21 участковый терапевт при норме 28. Нехватку врачей «закрывали» с помощью совместительства. На 1 октября, согласно данным федерального регистра, в поликлинике №2 – уже 26 участковых терапевтов. Не хватает еще двоих.

Самые разительные перемены произошли за те же девять месяцев в детской поликлинике, где на начало года не было и половины необходимого количества участковых педиатров. На первое октября укомплектованность участковыми педиатрами составила 100 %.

Но очереди в поликлиниках не стали меньше.

Самое удручающее положение – в поликлинике детской. Причина – в перегруженности участков. По данным, озвученным на коллегии мэрии Кызыла, каждый участковый педиатр вместо восьмисот детей (именно такое количество утверждено Минздавом России) вынужден обслуживать по 1300. И такое положение наблюдается, по крайней мере, последние три-пять лет. Знаю это по собственному опыту: рос мой ребенок – росло количество детей, которых обслуживает наш участковый педиатр.

Чтобы справиться с этой проблемой, нужно организовать, как минимум, 13 педиатрических участков. Это же целая новая поликлиника! Строительство ее в Южном микрорайоне – пока в планах, а детей надо лечить и обследовать, делать им прививки уже сегодня.

Очереди – не только к участковым врачам.

«Узкие специалисты» – проблема застарелая. Осложняется она еще и тем, что таких специалистов не хватает в районах республики. Поэтому приема к врачу городской поликлиники нередко вместе ждут кызыльчане и жители сел и кожуунных центров. Попробуйте без проблем попасть в детской поликлинике «на горе» к невропатологу. Душный узкий коридорчик перед его кабинетом, где приходиться с ребенком на руках простаивать часами, многие мамы вспоминают с содроганием, а посещать невропатолога нужно не один раз). Немногим легче попасть к лору, хируругу, эндокринологу.

В поликлинике № 2 нехватка «узких» специалистов стала особенно заметна с началом дополнительной диспансеризации работающего населения. Список почти тот же – невропатолог, эндокринолог, уролог, окулист. Так что у тех, кто называл несправедливым отсутствие дополнительных выплат именно для «узких» специалистов, имеется дополнительный аргумент.

Еще один кадровый вопрос напрямую связан с поступлением в рамках нацпроекта медицинского и лабораторного оборудования.

Для того, чтобы оно работало, необходимы дополнительные штатные единицы. В городском комитете здравоохранения подсчитали: нужны 37 врачей, 40 медсестер, четыре технических сотрудника. Без специалистов оборудование либо рискует остаться «мертвым грузом», либо быстренько выйти из строя. Естественно, специалистам потребуется зарплата.

Реализация проекта «Здоровье» высветила огромный комплекс проблем, которые копились годами.

Они – не только в обветшалости и несовременности зданий, изношенности имеющегося и отсутствии нового оборудования, отсутствии у муниципалитета необходимых средств для финансирования учреждений здравоохранения. Проблема еще и чисто психологическая: годы жизни в условиях выживания приучили обходиться самым малым, и главные врачи, при всем к ним уважении, превратились не в менеджеров развития, а в менеджеров выживания. Сейчас от них требуется первое.

Не было в этом году буквально ни одного аппаратного совещания в мэрии города, на котором бы главным врачам городских поликлиник не приходилось держать ответ за еще неподготовленное помещение для установки поступающего по нацпроекту оборудование либо за невыполнение графика диспансеризации (на 20 ноября ею охвачены только 50 процентов тех, кто должен пройти обследование в 2006 году).

Не далее как 20 ноября главный врач детской поликлиники Вячеслав Кашпык-оол сообщил: в 2007 году поступит рентгенаппарат, помещение необходимо найти и подготовить к июню. Ответ: ищите, вы же главный врач.

Еще одна сторона дела – проект реализуется в условиях начала реализации одного из важнейших для местного самоуправления законов – ФЗ № 131, который разграничил полномочия между уровнями власти.

Кому в этих условиях в первую очередь должны подчиняться руководители лечебных учреждений – министерству здравоохранения ли мэру города? Должны ли врачи городских поликлиник выезжать для проведения диспансеризации в районы, оставив свои рабочие места в городе? Вопрос совсем не праздный, если учесть что специалистов не хватает и в Кызыле.

За время реализации проекта в городские учреждения здравоохранения поступило из федерального бюджета 11 единиц диагностического оборудования на шесть миллионов 482 тысячи рублей (введено в эксплуатацию девять), из республиканского бюджета – три единицы, все введены в эксплуатацию.

Как раз в эти дни в поликлинике №2 идет долгожданный монтаж долгожданного маммографа – аппарата для обследования молочной железы, которое каждая женщина старше 35 лет должна проходить регулярно. Без маммографа поликлиника отставала от графика диспансеризации. Сам аппарат поступил более месяца назад, ждали специалиста.

В детской поликлинике создается своя биохимическая лаборатория. Городская поликлиника тоже получили комплект лабораторного оборудования. Пробный набор расходных материалов использовали и ... лаборатория встала. Еще одна проблема: дополнительное оборудование требует дополнительных затрат.

В этой связи бюджет города на 2007 год становится документом стратегическим.

Ведь за реализацию проекта спросят уже не в Кызыле. Потенциальным пациентам остается только признать: таких изменений нам бы пришлось ждать от местных властей еще десятки лет Главное, чтобы наше здравоохранение смогло это все «переварить» и направить на помощь людям.

Анна ЛАЧУГИНА
http://www.centerasia.ru/issue/2006/47/611-zdravookhraneniyu_veleno_razvivatsya.html