газета «Центр Азии» №45 (10 — 17 ноября 2006)
Люди Центра Азии

По велению Чингисхана

12 ноября 2006 г.

Себя и воинов своего рода Чингисхан называл «людьми длинной воли». И эта четкая родовая, а по существу, государственная выстроенность дает воз-можность не только победить более многочисленные враждебные племена, но и объединить все народы Степи…», – написал Владимир Карпов, переводчик с якутского романа Николая Лугинова «По велению Чингисхана» в предисловии к книге о Потрясателе Вселенной.

За восемь столетий мир Великой Степи изменился. Ушли вслед за своим временем «люди длинной воли». Не топчут сегодня найманские кони монгольских степей, не бьются в кровавой сече меркит и урянх, а мирно живут их потомки на землях предков. Но вновь собираются под древними знаменами стар и млад. Голливудский актер и тувинский табунщик, русский чемпион мира по боям без правил и главный азиатский негодяй мирового кино. На съемках кинофильма «По велению Чингисхана». Республика Тыва. Август 2006 года. Местечко Шоол.

Всех их собрал в Туве министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Андрей Борисов, осуществляющий международный проект – съемки фильма «По велению Чингисхана» по одноименному роману Николая Лугинова.

Фильм о жестком и жестоком времени, батальные сцены которого потребовали десятки литров «киношной крови», объединил и сделал друзьями людей разных стран и континентов. И это не парадокс, а закономерность. Закономерность большого искусства.

Не ожесточить будущего зрителя, а предложить ему заново осмыслить уроки нашей общей истории – сверхзадача фильма. Чингисхан в романе Лугинова задумывается о том, что не перестает быть актуальным для России в ХХI веке: как прекратить распри между народами, объединить их вокруг одного – «справедливого и благородного» закона? Молодые Саян Монгуш, Айдыс Шойгу. Август 2006 года. Местечко Шоол.

«Пусть каждый поклоняется своему Богу, но все подчиняются единому порядку», – не эта ли мысль «основателя великой империи» – давний прообраз сегодняшней так и не сформулированной «национальной идеи»? И не просто национальной, а общемировой?

Ярчайших российских представителей актерского мастерства из Бурятии, Алтая, Хакасии, Башкортостана, Тувы, Саха (Якутии), а также Китая, Монголии и США собрал международный кинопроект. Съемки проводились в Якутии, на Алтае, у озера Байкал, в Хакасии, Бурятии. И, трижды – в Туве.

Самые масштабные сцены, с участием двухсот тувинских всадников, сни-мались в августе 2006 года в местечке Шоол, в тридцати километрах от Кызыла.

В лагере, напоминавшем больше походный бивуак – большие военные палатки: для табунщиков, для реквизита и костюмов, мастерской по ремонту поврежденных в «киношном» бою доспехов. Есть даже VIP-палатка для отдыха администрации и актеров звездной величины. Но за время пребывания на съемочной площадке ни разу не видела, чтобы в ней кто-то отдыхал. Вся творческая группа предпочитала общаться за открытым всем ветрам боль-шим столом, откуда открывался изумительный вид на степь с синим оком озера Дус-Холь. Режиссер фильма Андрей Борисов на съемочной пло-щадке. Август 2006 года. Местечко Шоол.

Рабочий день начинается с военного совета. Главнокомандующий Андрей Борисов кратко разъясняет цели и задачи на сегодняшний съемочный день:

«Снимаем совет Тайан-хана. Переходим на убийство Хасара. Не понравилась вчера сцена борьбы. Переснять! Параллельно железная армада Кучулук-хана. Вечером смерть Тайан-хана. Задача ясна, цели понятны?»

Тут же поступает команда: гримировать актеров, готовность №1 каскадерам и войску.

Там и тут проносятся всадники, слышно ржание лошадей. Эдуард Ондар, Потрясатель Вселенной, бросив недокуренную сигарету, встает, бренча доспехами и поднимается на холм. Там под белоснежным царским шатром идет военный совет его противника – Тайан-хана. Каждый актер говорит свою пламенную речь на родном языке. Звучат переливы монгольской, тувинской, якутской и башкирской речи. Но все понимают, о чем разговор – скоро вой-на, как победить в ней Тэмучина?

Словно заблудившийся в этом великолепии исторических костюмов, доспехов и колоритных лиц наших далеких предков – абсолютно мирный человек со спокойным знанием в глазах. Это Геннадий Сотников, художник-постановщик фильма. Он поясняет, почему тувинская природа в третий раз становится объектом съемок:

«Тува разнообразна по ландшафту, и в этом ее преимущество: на относительно небольшом пространстве как бы смоделирована природа Монголии – и барханы, и кусочек тайги, и степь, и горы. На затянувшиеся дожди смотрю без особого пессимизма. Как бы мы ни хотели, природа изменчива, поэтому бесполезно настаивать на супермаркетном освещении. Сейчас солнце, завтра дождь, вот закат, а вот восход. Если мы в какой-то степени передадим эту ес-тественность природы, будем рады».

А войско строится для решающего сражения. У каждого десятка воинов – свой командир-десятник. Один из них – строитель из села Ак-Эрик Вадим Матпааргы, которого на съемочную площадку привела мечта сыграть в историческом фильме про великого предка:

«Я отвечаю за строй и дисциплину своего войска не только на съемочной площадке, но и вне ее. С одной стороны интересно, с другой – трудно. Работа еще и опасная. Наши деревенские парни с детства привычные к лошадям, но здесь нужно сыграть так, как на самом деле происходило когда-то: с копьями наперевес, с мечами в руках. Надо среди войска, скачущего во весь опор, удержаться на коне, не упасть и не растеряться. А у каждой лошади свой характер, разные попадаются. Случается, и падают с них. Приходится все вре-мя напоминать об этом, когда строишь войско. Но режиссер и съемочная группа ребятами довольны. Часто с одного раза снимают».

Но, если бы войско Чингисхана состояло только из молодых воинов, не су-мело бы оно годами идти в наступательном, победоносном движении к заветной мечте правителя – последнему морю. Были в той армии молодые тойоны – полководцы, но были и иссеченные в сражениях, покрытые шрамами седоголовые мегенейтойоны (первый генеральский чин, присваиваемый указом хана).

Такого воина – начальника тумена (тысячи воинов) играет Сергей Дамдаа водитель «скорой помощи» из села Ак-Эрик. У него мечта – поскорей бы увидеть этот фильм:

«Раз уж довелось участвовать в таком большом и важном событии как съемки исторического фильма, то хочется себя хоть одним глазком увидеть. Это же фильм, который останется в истории для следующих поколений. После эпохи Чингисхана сколько времени прошло, а мы до сих пор помним его и фильм о нем снимаем. Я так заинтересовался этим и, конечно же, очень хотел поучаствовать. Пусть детям моих детей память о дедушке вот так останется!»

Гордятся, что попадут в историю и Айдын Дажы с Ахмедом Чаймаа, ко-торые в числе сорока пяти молодых ак-эрикских парней прискакали на съемки на своих лошадях. Они – воины из элитной личной охраны Тайан-хана. Рассказывают: режиссеру понравилось их умение хорошо падать с лошадей, не хуже профессиональных каскадеров. Японский самурай КэрриТагава(справа) и кочевник-монгол Оргил Махаан.. Август 2006 года. Местечко Шоол.

Парни в восторге и от того, что благодаря съемкам фильма смогли позна-комиться со знаменитыми голливудскими актерами, ставшими кумирами не одного поколения мальчишек – Олегом Тактаровым и Кэри-Хироюки Тагава: « Это же сам Шамсунг из «Мортал-комбата», – восхищаются Айдын с Ахмедом. – А Тактаров такой простой, оказывается, запросто к нам в палатку заходил, про лошадей спрашивал!»

Знаменитый российский и голливудский актер Олег Тактаров впервые узнал о фильме «По велению Чингисхана , когда телефонный звонок из Якутии разбудил его в четыре часа утра в Лос-Анджелесской квартире.

Свое тридцатидевятилетие 26 августа он отметил уже на съемках – в Туве. Его герой – синеглазый найманский принц Кучулук-хан, сын Тайан-хана – один из серьезных противников Тэмучина, молодого Чингисхана.

Олег Тактаров – сегодняшняя звезда Голливуда и чемпион мира в «боях без правил» закончил школу в городе Сарове Нижегородской области. С детства начал серьезно заниматься самбо. Стал неоднократным чемпионом по джиу-джитсу, в 1994 году одержал первую победу в «боях без правил» в рижском турнире «Белый Дракон». А затем решил покорить Голливуд.

Практически без денег, без знания языка он отправляется в Америку. Но Голливуд не очень-то спешил принять российского парня, Олегу нужно было как-то зарабатывать, и тут ему пригодились бойцовские навыки. Участвуя в «боях без правил», он получил прозвище «Русский медведь».

После того, как Олег Тактаров стал чемпионом самых крутых боев UFC-6, ему предложили сняться в фильме. Закончил актерскую школу в Голливуде, играл на одной съемочной площадке с Робертом Де Ниро, Николасом Кейджем. Снялся в двенадцати фильмах, самыми известными из которых счита-ются «44 минуты: перестрелка в северном Голливуде», «Плохие парни-2», «Роллербол», «15 минут славы». А еще зрители помнят его по российскому телесериалу «Охота на изюбря».

После коллективного обеда, состоявшего из овощного супа, куриного окорочка с рисом и компота, которыми угостили и меня, удалось, наконец, застать отдыхающего Олега Тактарова врасплох и увести в степь.

– Олег Николаевич, почему вы согласились на участие в этом кинопро-екте?

– В этом проекте, еще до того как он вышел, уже есть ценность. Костюмы, доспехи – все, вплоть до самой маленькой кожаной перевязки, отражает дух того времени. Проект представляет исторический интерес не только костюмами, но отношениями между людьми и обычаями того времени. Не каждому актеру удается поработать в таком историческом проекте.

– Как голливудская звезда требуете ли к себе каких-то привилегий?

– Нет, конечно. Считаю нелишним отстоять очередь за обедом. У меня пра-вило, чтобы по справедливости все было. Но если будут нужны какие-то особые привилегии, чтобы сделать мою роль лучше, потребую это, можете не сомневаться.

– Вы играете степного хана, но в то же время, как сказали ребята из массовки, на короткой ноге с табунщиками.

– Считаю, что ближе всех нас к тем историческим временам – табунщики. Поэтому естественно, что расспрашиваю у ребят о народных традициях, о нраве той или иной лошади, советуюсь в том, в чем они лучше нас, актеров, разбираются. Если они у меня спросят об актерских делах или о борьбе, все расскажу и покажу. Знания есть – делиться надо.

Как только приехал в Кызыл, попросил, чтобы привезли в степь, чтобы лошадь обкатать. Хорошо, что тувинский народ не теряет свою самобытность, хранит традиции.

Если не будешь гордиться собой, своими предками, своей национальностью – тебя никто уважать не будет. Я это по себе знаю. Почему в Америке у меня актерская карьера сложилась, а у других – нет. Как только приехал в США начал: «Я самый лучший из самой лучшей страны».

Культурно пытался до американцев донести что, они не делают мне в США убежища. Мне нужен был Голливуд. А он не американское детище, а многих народов земли. Он чисто территориально оказался центром, где снимают фильмы о людях всех рас.

У вас в Туве такой изумительный воздух. Мы с монгольским актером Оргилом, который играет роль Джамухи, пришли к мнению, что когда находишься в тувинской степи, ты опьянен воздухом свободы и наслаждаешься этим.

Актер, судьба которого могла бы стать сценарием для захватывающего фильма, после интервью пошел к белоснежному ханскому шатру. Но он уже был не Олег Тактаров, а дерзкий принц Кучулуг-хан, уверенный в победе над Тэмучином и не подозревающий о том, что найманская война станет для его рода концом доблестного пути.

Личность каждого наиболее полно раскрывается только в минуты душевных переживаний. Бесспорно, исполненные с высокой точностью батальные сцены, сцены отваги и мужества, сыгранные героями исторических фильмов, впечатляют.

Но зрителя, особенно зрительниц, герой фильма завораживает тогда, когда проходит испытание любовью, обнажая за крепкой железной кольчугой беззащитность сердца. Так сцена невысказанной любви и верности японского самурая к жене Тайан-хана – госпоже Гурбесу-хотун – запомнится как одна из самых лирических.

Восточная сдержанность и буря чувств за невозмутимой внешностью голливудского актера Кэри-Хироюки Тагава говорят больше самых громких слов любви. Появление на съемочной площадке кумира – мастера восточных единоборств, было бурно встречено молодыми парнями из массовки. Двести воинов стремились сфотографироваться со знаменитым Шамцунгом, и непременно – вдвоем.

Кэри-Хироюки Тагава родился в 1950 году в Японии в семье военнослужащего. Вскоре он переехал с отцом в США. В школе Кэри начал заниматься кен-до, затем занимался каратэ.

«Мне очень повезло, что в кино пришла мода на негодяев-азиатов. Хорошо сыграть отрицательного героя – очень важно для фильма», – сказал однажды в своем интервью голливудский актер Кэри-Хироюки Тагава.

Его действительно замечательно сыгранных негодяев зритель знает по фильмам «Кикбоксер-2», «Идеальное оружие», «Разборки в Маленьком Токио», «Восходящее солнце», «Мортал Комбат», «Американские Драконы» и, наконец, «Лагерь ниндзя», где он выступил также продюсером и автором сценария. Также он сыграл в картине одной из самых звездных команд Голливуда «Перл Харбор».

Интересно, что, несмотря на сыгранных в кино многочисленных злодеев, актер не любит драться.

Предложение сыграть роль в фильм «По велению Чингисхана» голливудская звезда считает «посланием свыше».

– Почему вы считаете участие в кинопроекте «посланием свыше»?

– До того я сыграл много плохих людей и бандитов. Но это было не моим выбором, а требованием Голливуда. Плохо, что в Америке до сих пор живуче представление о «плохом азиате». Я всегда верил в то, что могу создать образ сильного человека Азии.

После двадцати лет карьеры в кино участие в таком проекте для меня имеет большое духовное значение. Эта роль – начало моего второго дыхания, как послание свыше.

– Как вы относитесь к личности Чингисхана и его эпохе? – Думаю, мое личное отношение к Чингисхану началось в раннем возрасте, когда стал близок с американскими индейцами, скакал с ними на лошадях, танцевал ритуальные танцы. Помню, было тогда дикое, совсем не японское ощущение свободы. Меня всегда вдохновляли духовная сила Чингисхана и его сущность воина.

– Как вы прореагировали на то, что ваше появление было слишком бур-но встречено ребятами-табунщиками?

– Я был очень вдохновлен этим. Существует, конечно, естественный инте-рес к голливудской «звезде». Но я не из тех, кто купается в восхищении, по-лучая от этого энергию. Для меня самое главное – человек.

Я уважаю табунщиков как хороших людей. Потому что знаю – у них не очень сладкая жизнь. Но она делает их сильными. Уверен, что они во мне видят и уважают то же самое. Потому что они, наверно, догадываются, что не так-то все отлично у нас в Голливуде. Это общее чувство нас сроднило. Я уважаю их за понимание.

– Какие ассоциации вызывает новая для вас съемочная площадка – Тува?

– Сильные люди и сильные степи. Я двадцать лет путешествую по миру, участвуя в различных кинопроектах. У меня есть опыт постижения энергий разных мест: Китай, Африка, и другие места планеты. Но ваши степи так сильны, что их энергетика – это вместе взятые Африка и Китай. Я всегда буду возвращаться сюда (задумывается).

У меня здесь такое ощущение, будто домой приехал. Америка – это не мой дом. Это место, где я вырос и жизнь узнал. Знаю, что Америке много надо меняться и расти, чтобы достичь настоящей силы степей и людей Центральной Азии. Я горжусь и считаю честью находиться у вас.

Хочу сказать, чтобы вы никогда не теряли любви к своей земле, к духам степей и природе. Это особенно касается молодых людей. Они до конца не понимают этого и еще не ценят. Человек по сравнению с природой очень мал. А в понимании Америки человек важнее и сильнее природы. Я, выросший там человек, не разделяю этого взгляда.

– А как же «американский образ жизни», который сегодня становится навязчивым образом для подражания?

– Да, многие люди России и Центральной Азии смотрят на Америку, как на пример для подражания. Но после сорока пяти лет жизни в США хочу ска-зать, что у них много проблем. Поймите, голливудский шарм и блеск, великие спортивные достижения этой страны недостаточны для возрождения культуры и духовности. Простите их за ошибки и постарайтесь понять.

Не надо стремиться превращаться в американцев. Я очень люблю то хорошее, что есть у нас. Но одно дело получать удовольствие от одной культуры и другое – стать частью этой культуры. Лучше взять все хорошее для обо-гащения своей и никогда не забывать собственную историю и культуру. Потому что в них – духовность.

Как режиссеру Андрею Борисову, по велению которого вновь и вновь в местечке Шоол звучала команда «Мотор!» и до глубокой ночи многонациональный состав съемочной группы, забывая об отдыхе, воплощал в жизнь исто-рический замысел, удалось заманить в Туву голливудских актеров? Андрей Саввич поясняет, что особых проблем не было:

– Голливудские звезды охотно идут к нам потому, что им интересна тема становления империи Чингисхана. Я где-то в глубине души ощущаю, что им надоели такие фильмы, где все события сосредоточены в городе, где отражаются современные проблемы. Исторический фильм и потом Тува, степь, лошади, атмосфера притягивают, и они идут к нам с удовольствием. Это первое.

Второе: приглашение голливудских звезд Олега Тактарова и Кэри-Хироюки Тагава, очень знаменитого китайского актера Ту Мэна, популярного монгольского актера Оргила Махаана продиктовано тем, что мы рассчитываем на прокат по этим странам: когда в фильме знакомое лицо и популярный актер – зритель идет.

Ну и третье – это своеобразное такое тюркское братство. Когда очень талантливые актеры рядом работают, то это для них является событием на всю жизнь. На съемки фильма приезжает талантливый человек, и вокруг него сра-зу своеобразная атмосфера появляется, идет передача мастерства друг другу. Актеры очень ценят это.

– Андрей Саввич, тринадцать актеров, за плечами у которых – роли Чингисхана в предыдущих работах – это случайность или специальный отбор проекта? – Идея – не случайна. Мы подбирали актеров, уже имевших опыт общения с той эпохой. Наш проект собрал самых разных исполнителей роли Чингисхана в разных фильмах, спектаклях. Специально не планировали выйти на какую-то определенную цифру. Но когда посчитали, оказалось, что в нашем фильме участвуют тринадцать исполнителей роли Чингисхана. И в этом есть какой-то знак, потому что известно из истории, что Чингисхан был по нумерологии тринадцатым избранным ханом.

Основная идея в том, что герой нашего фильма непобедим, потому что собрал вокруг себя многие племена, народы. Она и продиктовала необходимость подбирали актеров разных национальностей, из разных республик. Необходимо, чтобы актеры, представляя каждый свой народ, заново осмысливали свою историю, понимали свои корни – неразрывно с историей и культурой России.

– Завершится ли Тува в вашей душе с окончанием съемок фильма?

– Нет, конечно. Потому что нам будет сниться эта степь, будут сниться эти ребята-табунщики, это ощущение свободы. Это на всю жизнь не стереть из памяти.

Мы работали, очень уставали, но мы творили здесь свою историю. Тува будет потом еще долго сниться.

Как только международный кинопроект «По велению Чингисхана» появился в нашей культурной жизни, он занял особое место в сознании жителей Тувы.

Стал своим и родным не только потому, что в нем заняты тувинские актеры: Эдуард Ондар (в главной роли), Галина Мунзук, Алексей Ооржак, Станислав Ириль, Сайдаш Монгуш, Саян Монгуш, Айдыс Шойгу, Эдуард Ондар-младший, Олег Сат и другие, но и оттого, что зовет нас выглянуть за границы собственного мирка, за пределы родного сумона, кожууна, республики.

Он напоминает о том, что потомки древнетюркских каганов-правителей достойны мыслить не в масштабах местечкового патриотизма, а величинами достойными предков, для которых огромный мир был бескрайним кочевьем.

Международный кинопроект «По велению Чингисхана», проводя съемки в разных республиках Центральной Азии и вовлекая в него представителей славных племен и родов прошлого, людей разных национальностей, в сущности, связывает распавшиеся некогда звенья единой цепи, соединявшие наши народы на древней земле Саяно-Алтая не одно столетие.

Он будит генетическую память и соединяет народы самыми крепкими узами – узами кровного родства.

Фото автора, Людмилы Волошиной и из личного архива монгольского актера Оргила Махаана.

Саяна Ондур
http://www.centerasia.ru/issue/2006/45/605-po_veleniyu_chingiskhana.html