газета «Центр Азии» №41 (13 — 20 октября 2006)
Заковыристый вопрос

Железной дороге – быть

13 октября 2006 г.
– Правда ли, что проект строительства железной дороги в Туву поддержал Президент России Владимир Путин? Информация об этом прошла как раз накануне выборов. А ведь нередко бывает, что во время выборов много чего обещается, тем более, что тему строительства железной дороги использовали, кажется, большинство кандидатов. Интересно, что пишут об этом СМИ за пределами республики?

Д. Ооржак, Н. Семин.

Межведомственная комиссия по отбору проектов для финансирования из Инвестиционного фонда РФ одобрила проект строительства железнодорожной линии «Кызыл-Курагино», заявленный Правительством Республики Тыва и ЗАО «Енисейская промышленная компания», и рекомендовала его к рассмотрению на заседании Правительства России. Произошло это 30 сентября в Сочи в рамках V Международного экономи¬ческого форума «Кубань-2006». В работе форуме участвовал Президент России Владимир Путин, который ознакомился с проектом. Официальное издание Правительства Российской Федерации – «Российская газета» – в номере от 5 октября опубликовала материал своего корреспондента Романа Степанова «Железка» взбодрит Тыву. Кубанский форум дал дороге «Кызыл – Курагино» путевку в жизнь». Автор подчеркивает: «Строительство это железной дороги включено в Транспортную стратегию РФ на период до 2020 года, а также в Стратегию развития транспорте на период до 2010 года. Проект получил высокую оценку инве¬стиционного консультанта – Коммерческого и инвестиционного банка «Калион» (группа Credit Agrieole). Стоимость проекта – почти 75 миллиардов рублей. Строительство по плану будет финансироваться по окупаемости дороги «Кызыл-Курагино» –13 лет. По плану, 30 процентов финансирования возьмет на себя сама Енисейская промышленная компания, 70 процентов – государство. Как отметил замруководитея Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Максим Быстров, с учетом разработки Элегестского угольного месторождения, которую осуществляет ЕПК, общая стоимость проекта оценивается в 98 миллиардов рублей, так что в итоге доля государственной поддержки может составить лишь 50 процентов». В материале также дается подробная характеристика ЗАО «Енисейская промышленная компания»: «ЗАО «Енисейская промышленная компания» – дочерняя структура «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК). Созданная в 2004 году «Объединенная промышленная корпорация» управляет активами в наиболее перспективных отраслях российской экономики. Ядром группы являются ЗАО «Международный промышленный банк» с дочерними банками; крупнейшие предприятия российского судостроения – ОАО «Северная верфь» и ОАО «Балтийский завод»; осваивающая одно из крупнейших месторождений коксующегося угля «Енисейская Промышленная Компания». Общая оценка активов ОПК – более 7,5 миллиарда долларов. Стенд «Объединенной промышленной корпорации» на Кубанском форуме оказался среди тех, что привлекли к себе наибольшее внимание высокопоставленных гостей. Уже сейчас к государственно-частному проекту строительства железной дороги проявляют интерес ведущие металлургические компании (в том числе германская ThyssenKrupp, японская Nippon Steel, индийская Mittal Steel и южно-корейская Ровсо)». «В Туве нет крупных предприятий, – пишет далее автор. – И значительная часть населения ведет кочевой образ жизни. По сути, регион живет за счет федеральных дотаций, составляющих более 80 процентов расходной части бюджета республики. Тыва находится на последнем месте среди российских территорий по уровню жизни». Представляла проект член Совета Федера¬ции от Республики Тыва Людмила Нарусова, она отметила, что республики – «одна из самых недоступных сибирских кладовых минерального сырья». «Енисейской промышленной компании» принадлежит лицензия на разработку Элегестского месторождения коксую¬щихся углей Улуг-Хемского бассейна с запасами в один миллиард тонн. Оно признано одним из бо¬гатейших на планете. Кроме угля, в Тыве разведаны крупные рудные и рассыпные запасы золота»: Кызыл-Таштыгское месторожде¬ние полиметаллических руд (цинк, свинец, медь, барий, сера, кадмий, селен) и Карасукское месторождение редкоземов. Запасы углей Элегестинского месторождения и условия их залегания дают возмож¬ность достаточно быстро развернуть добычу на уровне пять – восемь миллионов тонн в год, а в перспективе – до 15 миллионов тонн, счи¬тает сенатор. Роман Степанов приводит следующие данные: «Согласно расчетам экспертного совета Минтранса России, только разработка Элегестинского месторождения принесет республике три тысячи 236 новых рабочих мест, строительство самой дороги –18.000, эксплуата¬ция – восемь тысяч мест. С выходом комплекса угледобычи на проектную мощность (учитывая косвенные доходы от создания новых рабочих мест, повышения платежеспособности населения, оборота средств на внутреннем рынке, загрузки смежных отраслей, развития сферы услуг и прочее.) собственные доходы Тывы к 2012-2015 годам достигнут девяти – десяти миллиардов рублей в год».

 

По материалам «Российской газеты»
http://www.centerasia.ru/issue/2006/41/588-zheleznoy_doroge_byt.html