газета «Центр Азии» №34 (25 августа — 1 сентября 2006)

СОМНИТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН

25 августа 2006 г.

На первенство Республики Тыва по марафонскому бегу, ежегодно проводящееся Агентством по физической культуре и спорту РТ во время празднования Дня Республики и Наадыма, я в этом году попала впервые. Очень захотелось своими глазами увидеть честную борьбу, серьезно организованные состязания – в лучших марафонских традициях. Однако увиденное очень разочаровало.

13 августа я села на велосипед и отправилась на трассу: участники, и женщины, и мужчины одновременно стартовали от курорта «Чедер» и бежали до Кызыла по федеральной трассе М-54 «Енисей».

Первое, что меня поразило, это обилие машин на трассе. Я предполагала, что трасса будет практически свободной – будут только судейские машины с надписью «Контроль», милицейские машины, сопровождающие лидеров, машины «Скорой помощи». Не тут-то было!

Трасса не была перекрыта, и бедные марафонцы бежали прямо по дороге среди спешащих в город машин, отравляющих выхлопными газами воздух. Это же счастье, что никто из участников не пострадал.

Было даже такое ощущение, что проводится не серьезное соревнование на первенство республики, а просто какое-то неформальное мероприятие. Стало жаль спортсменов, бегущих несколько часов в таких условиях.

Были и еще странности: если лидер среди мужчин бежал под контролем машины сопровождения, то возле Ии Донгак, лидера среди женщин, которая была объявлена победительницей среди женщин, я не увидела ни одной машины судейского сопровождения. А ведь, как пояснила мне Нина Кузьмина, ветеран спорта, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, сопровождение лидера с надписью на машине «Контроль» должно быть в обязательном порядке – как у мужчин, так и у женщин.

Зато рядом с бегущими Мирой Барчилбай и Розой Сотпа, которых я встретила затем на подъеме на горку между Кызылом и праздничным юрточным городком, ехали целых две машины – без всяких официальных надписей. Одна из девушек совсем обессилела, мне даже подумалось – не добежит. (Но, как выяснилось потом, обе девушки заняли, соответственно, второе и третье место).

Проехав еще немного, я увидела четвертую бегущую участницу – Наталью Симонову. На бегу она спросила у меня, далеко ли до двух предыдущих бегуний. «Не очень, поднимешься на горку – увидишь». Однако, когда одновременно с Симоновой я поднялась на горку, откуда открывался хороший обзор – километра три, вплоть до Кызыла, то была чрезвычайно удивлена: ни машин, ни бегуний на трассе не было!

Бежали только двое мужчин. Я не поверила своим глазам: как так быстро девушки могли исчезнуть? Ну, машины – понятно. А бегуньи куда делись?

Наташа была в отчаянии: «Ведь у нас был разрыв всего 800 метров! Неужели их все-таки подвезли? Ну, зачем я стараюсь?!» При этом девушка продолжала бежать и к финишу прибежала четвертой.

О возможности «подвоза» на машинах тех, кто оказывался победительницами предыдущих марафонов, я до этого слышала от болельщиков. Но, честно говоря, не верила, ведь всегда считала: спорт – это честная борьба. Да и судьи, контролеры на что?

Однако, никакого судейского контроля на этом участке, где горка скрывает бегунов друг от друга, я не увидела. Да и заинтересованности судей и организаторов соревнований, внимательного отношения к участникам, их вопросам и претензиям не почувствовала. На финише Симонова пыталась подойти к организаторам с претензией, но услышала только: «Ну, что там у тебя опять? Все сказала?!» Но ведь по спортивным правилам судьи должны не «посылать подальше» участников соревнований, а предлагать написать письменный протест и в течение часа рассмотреть его – до подведения итогов.

Скомканной, нервозной оказалась и сама процедура награждения возле Дома правительства. Сначала объявили, что будут награждать тех, кто занял первое-шестое места. Но в результате построили всех, кто завершил дистанцию, и каждому дали по красной футболке. Наградили медалями занявших первое-третье места, а про награды для занявших четвертое-шестое места «забыли». Все затмила автомашина «Жигули» – приз за первое место, который пообещали вручить 15 августа.

Ушла я с чувством разочарования. Все-таки, марафонский бег – один из самых трудных видов спорта. Это и огромное напряжение, и риск для здоровья.

И каждый участник должен быть уверен: все его права защищены, на трассе присутствует надежный контроль, идет честное соревнование, а не сомнительное мероприятие, в котором преобладают коммерческие интересы.

 

Мария ГАЛАЦЕВИЧ

МНЕНИЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

 

К ФИНИШУ – НА АВТОМОБИЛЕ

Мы, болельщики марафона «Наадым-2006», прошедшего 13 августа 2006 года, хотим выразить свое мнение: мы считаем, что данный марафон проводился нечестно. Не было необходимого контроля на трассе со стороны организаторов – то, что мы увидели на женском марафоне, является тому свидетельством.

Заметили неладное мы еще на пятнадцатом километре от старта, когда ехали вслед за лидерами дистанции, девушками-близнецами Аей Куулар (чемпионкой прошлогоднего марафона) и Ией Донгак (соответственно под номерами 188 и 195).

С самого старта мы наблюдали, как обе девушки бежали впереди, оторвавшись от своих соперниц на приличное расстояние. Затем Ия вырвалась вперед на 500-600 метров, оставив позади Аю. Мы поехали посмотреть, кто из участниц бежит следом за ними. Когда вернулись, минуты через две-три, почему-то впереди уже бежала Ая – с таким же отрывом от сестры. Нам это показалось странным. Когда же мы снова отъехали и вернулись через две-три минуты, разрыв между сестрами составлял уже около километра, только теперь впереди почему-то бежала Ия.

Мы заметили, как между ними по трассе постоянно курсировали два автомобиля марки «Ока»: один красного цвета, с номером Т 198 АК 17 (кстати, как выяснилось потом, в базе данных ГИБДД такой номер почему-то не был зарегистрирован), другая – белая, с номером А 266 АК 17 (зарегистрированном, как потом выяснилось, на Ию Саяновну Донгак).

После контрольного пункта на тридцатом километре (перед юрточным городком) у нас на глазах Ая подбежала к красной «Оке» с вышеуказанным номером, быстро села в машину и поехала вслед за своей сестрой Ией, бегущей далеко впереди. Мы дождались, когда красная «Ока» тронется с места, и поехали вслед за ней.

Машина остановилась возле поста «ГАИ», напротив юрточного городка, причем, Ая не вышла и не сообщила, что она сошла с дистанции, поэтому мы решили продолжить преследование. «Ока» снова остановилась на последней горке перед городом. Наверное, нас заметили и ждали, когда мы уедем. Мы тоже остановились и долго ждали.

Наконец, Ая вышла из машины и села на обочину дороги. Когда она снова села в машину, мимо бежала Ия, которую мы прежде обогнали, и мы снова поехали вслед за «Окой». Не доезжая до первого круга, где находился еще один пост «ГАИ», «Ока» снова остановилась, мы – тоже.

Потом «Ока» беспрепятственно проехала пост, а нашу машину почему-то остановили, сказав, что данный участок трассы перекрыт, и нам пришлось ехать по другой дороге. Когда мы приехали на финиш, то сразу же сказали судьям, что девушка под номером 188 сошла с дистанции у тридцатого километра.

Мы просим откликнутся всех участников и болельщиков, бывших свидетелями подтасовок на данном марафоне. Нам очень обидно и за всех, кто честно, сам пробежал эту дистанцию: столько тренироваться, так жертвовать собой – и ради чего?!

Неужели ради богатого приза можно поступиться достоинством спортсмена? Когда, наконец, Агентство по физической культуре и спорту обеспечит должный контроль на марафонской трассе?

 

Любовь Южакова, Виктор Жданович, Александр Заздравин,

 

болельщики

 

МНЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

ЗАБЕГ – В ЧЕРТУ ГОРОДА

В марафонском забеге в нашей республике участвую в двенадцатый раз. Каждый раз возникают какие-то организационные сложности, но нынешний забег был наиболее проблемным в организационном плане.

Главный минус – выбор самой трассы. То и дело мимо проезжали машины, причем, только немногие водители старались ехать по обочине, уступая дорогу бегунам. Оно и понятно – жители южных районов республики спешили в город, чтобы принять участие в празднике. Спортсменам нужно было постоянно быть бдительными, чтобы не попасть под машину, а это очень трудно при такой нагрузке.

Не были должным образом организованы пункты питания, марафонцам ведь необходимо восполнение расхода углеводов, жиров. В этом году на пунктах была только минеральная вода.

Понимаю, что все организационные вопросы связаны с финансированием, отсутствием которого оправдывают все недостатки. Но выход всегда можно найти.

Неоднократно высказывал руководству Агентства по физической культуре и спорту РТ предложение о том, как организовать забег, чтобы у болельщиков и участников не возникало никакого сомнения в честности результатов. Увы, к моему предложению, которое поддерживали и другие ветераны-марафонцы, не прислушались. Может быть, прислушаются хотя бы сейчас, когда у болельщиков возникли такие сомнения в отношении результатов женского забега.

Суть предложения такова. Во многих регионах России марафон проводится в черте города, при многочисленных болельщиках. Почему бы и нам не попробовать хотя бы раз? Можно провести забег по замкнутому кругу, скажем, по улицам Ленина и Красных партизан, перекрыв их всего на четыре часа.

Для прохождения дистанции понадобится сделать около восьми кругов. Это и зрелищнее, и надежнее: все участники – на виду у зрителей, ни у кого не возникнет даже мысли, что кого-то там могут подвезти или что спортсмен может сойти с дистанции, а потом вдруг снова побежать. Полный контроль!

 

Евгений Илюхин,

 

кандидат в мастера спорта по легкой атлетике

Мария ГАЛАЦЕВИЧ
http://www.centerasia.ru/issue/2006/34/565-somnitelnyy_marafon.html