газета «Центр Азии»

Среда, 4 декабря 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2006 >ЦА №34 >СОМНИТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

купить товары бренда микролайф в Минске

СОМНИТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН

ЦА №34 (25 августа — 1 сентября 2006)

На первенство Республики Тыва по марафонскому бегу, ежегодно проводящееся Агентством по физической культуре и спорту РТ во время празднования Дня Республики и Наадыма, я в этом году попала впервые. Очень захотелось своими глазами увидеть честную борьбу, серьезно организованные состязания – в лучших марафонских традициях. Однако увиденное очень разочаровало.

13 августа я села на велосипед и отправилась на трассу: участники, и женщины, и мужчины одновременно стартовали от курорта «Чедер» и бежали до Кызыла по федеральной трассе М-54 «Енисей».

Первое, что меня поразило, это обилие машин на трассе. Я предполагала, что трасса будет практически свободной – будут только судейские машины с надписью «Контроль», милицейские машины, сопровождающие лидеров, машины «Скорой помощи». Не тут-то было!

Трасса не была перекрыта, и бедные марафонцы бежали прямо по дороге среди спешащих в город машин, отравляющих выхлопными газами воздух. Это же счастье, что никто из участников не пострадал.

Было даже такое ощущение, что проводится не серьезное соревнование на первенство республики, а просто какое-то неформальное мероприятие. Стало жаль спортсменов, бегущих несколько часов в таких условиях.

Были и еще странности: если лидер среди мужчин бежал под контролем машины сопровождения, то возле Ии Донгак, лидера среди женщин, которая была объявлена победительницей среди женщин, я не увидела ни одной машины судейского сопровождения. А ведь, как пояснила мне Нина Кузьмина, ветеран спорта, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, сопровождение лидера с надписью на машине «Контроль» должно быть в обязательном порядке – как у мужчин, так и у женщин.

Зато рядом с бегущими Мирой Барчилбай и Розой Сотпа, которых я встретила затем на подъеме на горку между Кызылом и праздничным юрточным городком, ехали целых две машины – без всяких официальных надписей. Одна из девушек совсем обессилела, мне даже подумалось – не добежит. (Но, как выяснилось потом, обе девушки заняли, соответственно, второе и третье место).

Проехав еще немного, я увидела четвертую бегущую участницу – Наталью Симонову. На бегу она спросила у меня, далеко ли до двух предыдущих бегуний. «Не очень, поднимешься на горку – увидишь». Однако, когда одновременно с Симоновой я поднялась на горку, откуда открывался хороший обзор – километра три, вплоть до Кызыла, то была чрезвычайно удивлена: ни машин, ни бегуний на трассе не было!

Бежали только двое мужчин. Я не поверила своим глазам: как так быстро девушки могли исчезнуть? Ну, машины – понятно. А бегуньи куда делись?

Наташа была в отчаянии: «Ведь у нас был разрыв всего 800 метров! Неужели их все-таки подвезли? Ну, зачем я стараюсь?!» При этом девушка продолжала бежать и к финишу прибежала четвертой.

О возможности «подвоза» на машинах тех, кто оказывался победительницами предыдущих марафонов, я до этого слышала от болельщиков. Но, честно говоря, не верила, ведь всегда считала: спорт – это честная борьба. Да и судьи, контролеры на что?

Однако, никакого судейского контроля на этом участке, где горка скрывает бегунов друг от друга, я не увидела. Да и заинтересованности судей и организаторов соревнований, внимательного отношения к участникам, их вопросам и претензиям не почувствовала. На финише Симонова пыталась подойти к организаторам с претензией, но услышала только: «Ну, что там у тебя опять? Все сказала?!» Но ведь по спортивным правилам судьи должны не «посылать подальше» участников соревнований, а предлагать написать письменный протест и в течение часа рассмотреть его – до подведения итогов.

Скомканной, нервозной оказалась и сама процедура награждения возле Дома правительства. Сначала объявили, что будут награждать тех, кто занял первое-шестое места. Но в результате построили всех, кто завершил дистанцию, и каждому дали по красной футболке. Наградили медалями занявших первое-третье места, а про награды для занявших четвертое-шестое места «забыли». Все затмила автомашина «Жигули» – приз за первое место, который пообещали вручить 15 августа.

Ушла я с чувством разочарования. Все-таки, марафонский бег – один из самых трудных видов спорта. Это и огромное напряжение, и риск для здоровья.

И каждый участник должен быть уверен: все его права защищены, на трассе присутствует надежный контроль, идет честное соревнование, а не сомнительное мероприятие, в котором преобладают коммерческие интересы.

 

Мария ГАЛАЦЕВИЧ

МНЕНИЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

 

К ФИНИШУ – НА АВТОМОБИЛЕ

Мы, болельщики марафона «Наадым-2006», прошедшего 13 августа 2006 года, хотим выразить свое мнение: мы считаем, что данный марафон проводился нечестно. Не было необходимого контроля на трассе со стороны организаторов – то, что мы увидели на женском марафоне, является тому свидетельством.

Заметили неладное мы еще на пятнадцатом километре от старта, когда ехали вслед за лидерами дистанции, девушками-близнецами Аей Куулар (чемпионкой прошлогоднего марафона) и Ией Донгак (соответственно под номерами 188 и 195).

С самого старта мы наблюдали, как обе девушки бежали впереди, оторвавшись от своих соперниц на приличное расстояние. Затем Ия вырвалась вперед на 500-600 метров, оставив позади Аю. Мы поехали посмотреть, кто из участниц бежит следом за ними. Когда вернулись, минуты через две-три, почему-то впереди уже бежала Ая – с таким же отрывом от сестры. Нам это показалось странным. Когда же мы снова отъехали и вернулись через две-три минуты, разрыв между сестрами составлял уже около километра, только теперь впереди почему-то бежала Ия.

Мы заметили, как между ними по трассе постоянно курсировали два автомобиля марки «Ока»: один красного цвета, с номером Т 198 АК 17 (кстати, как выяснилось потом, в базе данных ГИБДД такой номер почему-то не был зарегистрирован), другая – белая, с номером А 266 АК 17 (зарегистрированном, как потом выяснилось, на Ию Саяновну Донгак).

После контрольного пункта на тридцатом километре (перед юрточным городком) у нас на глазах Ая подбежала к красной «Оке» с вышеуказанным номером, быстро села в машину и поехала вслед за своей сестрой Ией, бегущей далеко впереди. Мы дождались, когда красная «Ока» тронется с места, и поехали вслед за ней.

Машина остановилась возле поста «ГАИ», напротив юрточного городка, причем, Ая не вышла и не сообщила, что она сошла с дистанции, поэтому мы решили продолжить преследование. «Ока» снова остановилась на последней горке перед городом. Наверное, нас заметили и ждали, когда мы уедем. Мы тоже остановились и долго ждали.

Наконец, Ая вышла из машины и села на обочину дороги. Когда она снова села в машину, мимо бежала Ия, которую мы прежде обогнали, и мы снова поехали вслед за «Окой». Не доезжая до первого круга, где находился еще один пост «ГАИ», «Ока» снова остановилась, мы – тоже.

Потом «Ока» беспрепятственно проехала пост, а нашу машину почему-то остановили, сказав, что данный участок трассы перекрыт, и нам пришлось ехать по другой дороге. Когда мы приехали на финиш, то сразу же сказали судьям, что девушка под номером 188 сошла с дистанции у тридцатого километра.

Мы просим откликнутся всех участников и болельщиков, бывших свидетелями подтасовок на данном марафоне. Нам очень обидно и за всех, кто честно, сам пробежал эту дистанцию: столько тренироваться, так жертвовать собой – и ради чего?!

Неужели ради богатого приза можно поступиться достоинством спортсмена? Когда, наконец, Агентство по физической культуре и спорту обеспечит должный контроль на марафонской трассе?

 

Любовь Южакова, Виктор Жданович, Александр Заздравин,

 

болельщики

 

МНЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

ЗАБЕГ – В ЧЕРТУ ГОРОДА

В марафонском забеге в нашей республике участвую в двенадцатый раз. Каждый раз возникают какие-то организационные сложности, но нынешний забег был наиболее проблемным в организационном плане.

Главный минус – выбор самой трассы. То и дело мимо проезжали машины, причем, только немногие водители старались ехать по обочине, уступая дорогу бегунам. Оно и понятно – жители южных районов республики спешили в город, чтобы принять участие в празднике. Спортсменам нужно было постоянно быть бдительными, чтобы не попасть под машину, а это очень трудно при такой нагрузке.

Не были должным образом организованы пункты питания, марафонцам ведь необходимо восполнение расхода углеводов, жиров. В этом году на пунктах была только минеральная вода.

Понимаю, что все организационные вопросы связаны с финансированием, отсутствием которого оправдывают все недостатки. Но выход всегда можно найти.

Неоднократно высказывал руководству Агентства по физической культуре и спорту РТ предложение о том, как организовать забег, чтобы у болельщиков и участников не возникало никакого сомнения в честности результатов. Увы, к моему предложению, которое поддерживали и другие ветераны-марафонцы, не прислушались. Может быть, прислушаются хотя бы сейчас, когда у болельщиков возникли такие сомнения в отношении результатов женского забега.

Суть предложения такова. Во многих регионах России марафон проводится в черте города, при многочисленных болельщиках. Почему бы и нам не попробовать хотя бы раз? Можно провести забег по замкнутому кругу, скажем, по улицам Ленина и Красных партизан, перекрыв их всего на четыре часа.

Для прохождения дистанции понадобится сделать около восьми кругов. Это и зрелищнее, и надежнее: все участники – на виду у зрителей, ни у кого не возникнет даже мысли, что кого-то там могут подвезти или что спортсмен может сойти с дистанции, а потом вдруг снова побежать. Полный контроль!

 

Евгений Илюхин,

 

кандидат в мастера спорта по легкой атлетике

Мария ГАЛАЦЕВИЧ

 (голосов: 2)
Опубликовано 25 августа 2006 г.
Просмотров: 4006
Версия для печати

Также в №34:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru