газета «Центр Азии» №29 (21 — 28 июля 2006)
Власть и общество

ДЕКАДА В РЕЖИМЕ ЧС

21 июля 2006 г.
Почти целую декаду, с 9 по 17 июля, наш город жил в условиях чрезвычайной ситуации по причине паводка.

Подъем воды в Большом Енисее и Малом Енисее начался из-за ливневых дождей еще 7-8 июля. 9 июля в 22 часа была объявлена чрезвычайная ситуация.

В зону подтопления попали пять районов города, в том числе дачи – и на левом, и на правом берегу Енисея; переулок Пограничный, улицы Лесная, Луговая, Малоенисейская, Зеленая на Востоке; районы «Орбиты», кожзавода и зверофермы.

Большой Енисей поднялся до отметки 624 сантиметра при критическом уровне 590 сантиметров. Малый Енисей достиг отметки 532 сантиметра, почти на целый метр превысив критический, который составляет 435 сантиметров.

Ситуация осложнялась тем, что поднялись грунтовые воды. Они стали причиной подтопления жилых домов по улице Рабочей.

На «Орбите» были подтоплены все 20 домов, из 139 жителей 129 пришлось эвакуировать.

На кожзаводе из 254 домов в зону подтопления попали 64 дома. В районе зверофермы из десяти домов подтоплены три. На правом берегу в зону подтопления попали 113 дачных участка, на левом – четыре дома и 18 дачных участков.

В общей сложности были подтоплены 135 жилых домов, 131 дачный участок. В зону подтопления попали 1375 человек, 685 были эвакуированы, в том числе 253 человека размещены на пунктах временного размещения, организованных в городских школах, 432 человека отселены к родственникам.

Питание эвакуированных было организовано на базе кафе «Огонек», «Тонмас-Суг» и комбината школьного питания. Люди были также обеспечены медицинской помощью. Кроме того, в школе № 12, на базе пункта временного размещения, 68 человек прошли флюорографическое обследование.

Круглосуточно проверялось состояние дамб, велось их укрепление. В общей сложности завезено тысяча 328 кубометров грунта и 318 кубометров глины. Это очень большая работа.

Всего в зоне потопления работал 301 человек, было задействовано 79 автомобилей, 13 плавсредств. Хочу отметить слаженную работу комиссии по чрезвычайным ситуациям под руководством Игоря Юрьевича Грейсерова.

Вечером 17 июля режим чрезвычайной ситуации был отменен, поскольку вода отступила: уровень в Большом Енисее снизился до 547 сантиметров, в Малом Енисее – до 410 сантиметров. Утром 17 июля подтопленными оставались 25 жилых домов и 30 дачных участков.

Однако все городские службы по-прежнему находятся в режиме готовности .

В мэрии города 17 июля приступила к работе комиссия по определению материального ущерба. Заявления от пострадавших принимаются в кабинете 110. Руководит комиссией Ольга Васильевна Байыр-оол, главный архитектор города.

Проблему надо решать радикально.

Необходима защитная дамба, которая бы помогла исключить или, по крайней мере, свести к минимуму повторение нынешней ситуации. Ведь каждый год жители этих районов города с тревогой ожидают весну: удастся ли избежать подтопления.

Проект новой дамбы разработан в Абакане. Длина сооружения – 19, 3 километра. Цена вопроса – 325 миллионов рублей. Ни город, ни даже республика этого не потянут. Республиканским агентством по водным ресурсам оформлена заявка в федеральное агентство, теперь все зависит от того, как она будет защищена в процессе работы над бюджетом 2007 года.

В Москве 7 июля состоялось собрание советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации .

В его работе принимали участие председатели и члены советов муниципальных образований из семидесяти девяти регионов России; заместитель министра регионального развития России Михаил Николаевич Пономарев; председатель комитета Государственной Думы по местному самоуправлению Владимир Семенович Мокрый. Итогом мероприятия стало создание Общероссийского объединения муниципальных образований (конгресса).

Избран президиум конгресса, состоящий из пятнадцати человек, в него вошел и представитель нашей республики, председатель Совета муниципальных образований Тувы Владимир Саганович Монгуш, мэр города Ак-Довурака. Подписан учредительный договор организации, принят устав.

Конгресс, хочу это отметить особо, создан во исполнение Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поэтому было принято обращение к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с просьбой определить полномочия новой организации.

Собрание учредителей конгресса определило семь основных направлений его деятельности.

Среди них – участие в федеральном законотворческом процессе; взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам защиты интересов местного самоуправления; содействие реализации приоритетных национальных проектов.

Это все напрямую касается каждого из двадцати четырех с половиной тысяч муниципальных образований в России. Проблемы у нас общие, многие из них – следствие того, что федеральные и региональные власти не учитывают интересы местного самоуправления. Особенно это стало заметно в последние годы, в связи с разграничением полномочий между уровнями власти.

Приведу только несколько примеров.

Муниципальным образованиям оставили для формирования местных бюджетов, в основном, труднособираемые налоги. Просили оставить транспортный налог – нас не услышали, хотя одна их самых главных проблем – плохие дороги в населенных пунктах, которые капитально не ремонтировались десятилетиями. И сейчас на их ремонт в местных бюджетах средств нет. Разве что на «заплатки» хватает. Кызыл – не исключение.

Земельный налог, на который большие надежды возлагаются, отдан муниципалитетам. Но до того, как он начнет приносить ощутимые доходы в местную казну, пройдет, по крайней мере, два-три года. Это время необходимо, чтобы провести инвентаризацию земель, межевание, регистрацию земельных участков. На эти мероприятия нужны также немалые средства.

Особый вопрос – реализация приоритетных национальных проектов.

Свои задачи местное самоуправление старается выполнять. Но мы столкнулись с серьезными проблемами. В городской бюджет не были заложены расходы, связанные с нацпроектами; на момент принятия бюджетов еще не было известно, сколько потребуется средств. Конечно, мы стараемся их изыскивать. Подготовку помещений для установки оборудования, поступающего по нацпроекту «Здоровье», обеспечили, проводим необходимые мероприятия по другим проектам.

Но на данный момент, например, Кызылу на эти цели нужно порядка шести с половиной миллионов рублей. Источника пока нет. С подобными проблемами сталкиваются органы местного самоуправления во многих регионах. Так что решать их надо сообща. Для этого и создан конгресс.

Дмитрий Донгак
http://www.centerasia.ru/issue/2006/29/537-dekada_v_rezhime_chs.html