МЫСЛИ ВСЛУХ
Надежда АНТУФЬЕВА
(«Центр Азии» № 22 от 2 июня)
«Нет – фашизму!» – под таким заголовком в № 15 «Центра Азии» от 14 апреля 2006 года, одновременно с материалом «Московская трагедия: убита студентка Чечек Юмбуу» было опубликовано письмо тувинских студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге. Ребята не только обеспокоены, они серьезно напуганы ростом насилия, мотивированного национальной и религиозной ненавистью.
«Студенты теперь даже днем боятся выходить на улицу, не то, чтобы просто прогуляться вечером», – пишут они. Серьезно встревожены и родители тех, кто обучается за Саянами и тех, кому предстоит поступать в вузы России.
* И это не детско-родительские немотивированные страхи. По данным информационно-аналитического центра «Сова», от насилия на почве национальной и религиозной ненависти пострадало:
в 2004 году – 256 человек, 46 из которых погибли,
в 2005 году – 413 человек, 31 погиб,
с начала января по начало мая 2006 года уже пострадало не менее 114 человек, 15 из которых погибли.
И это лишь минимальная оценка, поскольку данные не включают в себя ни пострадавших в массовых драках, ни бездомных, которые также часто становятся жертвами неонацистски настроенных подростков, ни преступления, в которых в той или иной степени присутствовал корыстный мотив, ни расправы скинхедов над бывшими «соратниками».
Расширяется не только ареал таких нападений (в 2004 году нападения были отмечены в 26 регионах, а в 2005 году – в 36, в первые месяцы 2006 года – в 18), но и «группы риска». От расистского насилия погибают женщины, и даже дети. Чтобы стать жертвой нападения, достаточно просто «выглядеть как нерусский» или даже идти в одной компании с темнокожим.
* Эти тревожные данные были озвучены и распространены на конференции «Фашизм – угроза будущему России», участие в которой я приняла 14 мая в Москве.
Конференция проводилась под эгидой «Московской Хельсинкской группы» – старейшей из ныне действующих российских правозащитных организаций. Ее председатель Людмила Алексеева достойна глубочайшего уважения и восхищения – она в рядах правозащитников со дня основания МХК – 12 мая 1976 года.
Среди организаторов и участников конференции – правозащитные, молодежные, общественные организации из разных регионов России. Проблему, которая, на первый взгляд, вдруг совершенно немотивированно, через шестьдесят лет возникла в стране, победившей фашизм, перенесшей все его ужасы, обсуждали и известные борцы за права человека, и совсем юные ребята-антифашисты.
Особенно заинтересовал меня студент Дмитрий, вместе со своими ребятами специально, за свой счет приехавший на конференцию из Санкт-Петербурга. Молодые борются с этой заразой доступными им способами, которые считают важными и наглядными: например, зачеркивают свастики, в последнее время все чаще появляющиеся на питерских стенах, распространяют антифашистские листовки. Это тоже требует гражданского мужества, ведь в последние месяцы резко увеличилось количество нападений на активистов антифашистской молодежи. А 13 ноября 2005 года среди бела дня в центре Петербурга был убит молодой антифашист Тимур Качарава.
На мой вопрос, почему выбрал для себя именно это приложение сил, Дима ответил просто: «Меня так воспитали. У меня дед – ветеран Великой Отечественной».
Тревожная ситуация сложилась и Воронеже. Как отмечалось на конференции, в этом городе фашистские молодчики действуют почти открыто. Обеспокоены и участники конференции из других городов.
* Фашизм, как идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей других народов, вновь поднимает голову, и именно в стране, победившей его, в многонациональной России. Это происходит при фактическом бездействии власти.
«Наша страна второй раз встречается с этой бедой. И у нас сейчас нет главного элемента победы над ним, который был в годы войны, когда власть и общество были едины, – с тревогой говорила Людмила Алексеева. – Ответственность за его искоренение должны взять мы, общество!»
Участники конференции приняли Программу гражданских действий против фашизма.
На конференции было принято и Обращение к гражданам страны «Фашизм – угроза будущему России». Вот его полный текст.
Обращение участников конференции
«Фашизм – угроза будущему России» к гражданам России
«Фашизм в России есть. Через 60 лет после победы над немецкими фашистами эта беда пришла на нашу землю в новом обличье – фашизмом заражено российское общество. Мы ежедневно сталкиваемся с симптомами этой болезни: мы видим свастики на стенах, мы каждый день узнаем об избиениях и убийствах «чужаков», ксенофобские призывы звучат с экранов телевизоров и со страниц газет. Политические силы, использующие нацистскую риторику, завоевывают все большую популярность.
Проблему фашизма вынуждена была, наконец, заметить и власть. В нормальном государстве власть вместе с обществом борется с фашизмом. Однако у нас к власти сегодня есть ряд вопросов.
Почему не пресекаются фашистские марши в городах страны? Почему мы не видим мэров городов, руководителей регионов во главе антифашистских акций – как это принято во многих странах? Почему правоохранительные органы до сих пор ловят «лиц кавказской национальности» в московском метро, а не настоящих террористов? Почему остаются безнаказанными ксенофобские высказывания губернаторов, мэров и депутатов?
Почему прокуратура и суды в действиях очевидных ксенофобов – бандитов и убийц – сплошь и рядом усматривают лишь простое хулиганство?
Почему под предлогом противодействия ксенофобии закрывают независимые региональные газеты?
Зачем создаются и финансируются безликие массовые организации, которые действуют против идейных противников власти свойственными фашистам силовыми методами? Их усилиями термин «фашизм» лишается смысла, потому что фашистами называют не только тех, кто использует ксенофобские лозунги и разжигает межнациональную рознь, – слово «фашизм» стало дежурным ругательством в адрес политиков, оппонирующих власти.
Мы утверждаем: в огромной многонациональной России такие игры преступны.
Мы утверждаем: остановить фашистов можно только совместными усилиями гражданского общества и власти. И только массовые гражданские действия з