газета «Центр Азии» №21 (26 мая — 2 июня 2006)
Культурная жизнь

«САМОУБИЙЦА» БУДЕТ ЖИТЬ. Первый тувинский мюзикл

26 мая 2006 г.

В театральном мире произошло Событие – 20 мая в музыкально-драматическом театре прошла премьера пьесы «Самоубийца» Н.Эрдмана, поставленная тувинской труппой. Режиссер – Марина Сарыг.

Премьера – всегда что-то особенное, что-то новое, но эта превзошла все ожидания. Во всем: и в декорациях, и в выборе пьесы, и в игре актеров, в музыке, в атмосфере. Уже одно то, что спектакль по жанру близок к сатирической трагикомедии, да еще и с элементами мюзик-холла, заметьте, на тувинском (!) языке, о многом говорит. Два часа представления пролетели на одном дыхании. Впервые видела, как зрители, затаив дыхание, сидели еще несколько минут уже после того, как был объявлен антракт. Поэтому обо всем понемногу и по порядку.

 

ИСТОРИЯ

Уже стало историей то, как трудно и «со скрипом», как говорит Марина Сарыг, шла постановка спектакля. Ставили, откладывали, вновь возвращались к пьесе. Что-то сокращали, что-то выдумывали на ходу и добавляли в текст сами актеры. Материал огромный, но пересказывать его нет смысла. Это надо видеть и слышать, столько шуток, да еще с национальным колоритом, нет ни в одной пьесе.

Актерам было трудно сразу вжиться в спектакль совершенного другого плана, стиля. Приходилось много думать, ломать какие-то свои стереотипы. «Такие резкие перепады нужны как актерам, так и зрителям, потому что смотреть спектакли одного плана неинтересно, – убеждена Марина. – Ведь актер – словно пластилин: если его постоянно шевелить, он становится гибким и податливым, а если долго не трогать – застывает». Больше года ставился этот спектакль, но результат – вдохновленная, озорная и эмоциональная игра актеров – покорил зрителей.

 

АКТЕРЫ

Основной состав исполнителей – из бывших студентов-питерцев, задействованы и «щукинцы», ныне Заслуженные артистки Тувы: Галина Мунзук и Надежда Наксыл. Главную роль сыграл Сайдаш Монгуш:

«Моего героя зовут Семен Семеныч – уже к этому было трудно привыкнуть. Роль очень сложна тем, что надо было сыграть простого, совершенно обычного человека. А это очень трудно. Характерные роли сыграть проще: они либо отрицательные, либо положительные, или добрые, или злые. А этот – разный, и надо было показать, как он думает, как злится, как радуется, и при этом не впасть в банальность. Главные роли были и раньше, но все они пришли мне как бы по наследству от других актеров. Было и такое – роли второго плана вдруг после репетиций становились главными. Но такая роль – классическая, да еще в такой глобальной постановке – впервые».

И, по мнению зрителей, Сайдаш и актерский коллектив спектакля справились: аплодисменты не смолкали долго.

 

СЦЕНА

В первый момент поражает – из плоской она вдруг превратилась в вертикальную, многослойную. Привычно, что актеры всегда передвигались из глубины сцены или наоборот, а в «Самоубийце» движение – вверх и вниз, даже под сценой. Именно это «вертикальное» построение сцены позволило сыграть на одном дыхании.

Артисты рассказали мне, что из-за репетиций за две с половиной недели похудели на несколько килограмм, бегая по лестницам вверх-вниз, и при этом еще и танцуя. Разработал и за коротки срок поставил танцы балетмейстер Эртине Конгар, приехавший по приглашению режиссера спектакля Марины Сарыг. Уверенна, многие зрители помнят и знают его по постановке балета «Дюймовочка». Интересно, что тогда музыку к балету написал Илья Синкин, а музыку к спектаклю «Самоубийца» написала его жена Оксана Тюлюш. О ее музыке стоит сказать особо.

 

МУЗЫКА

На премьере композитор Оксана Тюлюш сама работала за пультом звукорежиссера. Увы, профессионального звукорежиссера в театре нет, но благодаря Оксане музыкальная часть спектакля прошла просто на «ура!»

«Как токового музыкального языка мюзикла для тувинского произношения не существует, – рассказывает композитор, – потому что тувинский язык имеет свои особенности, длинное дыхание, для него и пришлось выдумать особую музыку. Но можно с уверенностью сказать, что первые шаги к настоящему мюзиклу сделаны».

И шаги эти обнадеживают. Пусть меня обвинят в провинциальной восторженности, я не вижу в этом ничего плохого. Ведь мы еще умеем чувствовать, а не равнодушно следить за техникой исполнения.

Премьера случилась, и это доказывает: наши артисты способны на многое. «Самоубийца» – тому подтверждение.

Инна ЧЕРКАСОВА-ТОНГАК
http://www.centerasia.ru/issue/2006/21/481-samoubiyca_budet_zhit_pervyy_tuvinskiy.html