газета «Центр Азии» №19 (12 — 19 мая 2006)
Люди Центра Азии

НЕЛЬЗЯ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ В ОДИНОЧКУ

12 мая 2006 г.

С женой Дашей и дочкой Ариной. Кызыл, сентябрь 2005 года.«Основная цель нашего проекта – сделать город лучше, интереснее, сделать жизнь города более современной и динамичной…» – говорил Владислав Кан-оол, Влад, как его зовут друзья и знакомые, со сцены музыкально-драматического театра 4 марта 2006 года, во время юбилейного Бала газеты «Центр Азии».

В тот день ему вручался диплом «Человек года-2005 – Человек XXI века». «Человеком года» его назвали наши читатели – за проект «Авторадио-Кызыл». Это уже не первое признание заслуг Владислава. В 2004 году, юбилейном для Кызыла, он был назван лучшим предпринимателем.

В мае 2004 года в Кызыле начала вещание одна из самых популярных радиостанций – «Авторадио». В сентябре 2005 года в радиоприемниках горожан зазвучала еще и «Европа-Плюс». А когда в «ЦА» был объявлен традиционный опрос «Человек года», одной их первых была названа кандидатура директора «Авторадио-Кызыл».

Его назвали «настоящим современным человеком», благодарили и спрашивали: что за человек Влад Кан-оол, как ему многое удалось за столь короткое время? Какая у него семья? Что считает важным в жизни молодой бизнесмен? И я отправилась получать ответы на эти вопросы. Сразу скажу: очень понравилась атмосфера в молодом коллективе. Атмосфера деловитости, творчества и доброжелательности.

– С чего все началось, Влад?

– Еще когда учился в школе, мне казалось странным, что у нас в Кызыле нет музыкального радио. В 1991 году началось вещание «Европы плюс» в Москве, а потом и в крупных городах Сибири – Красноярске, Новосибирске. Мне хотелось, чтобы это было и у нас. В 1994 году я поступил в Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики.

Я не думал тогда, что буду заниматься радио. Но уже понимал, что надо выучиться и открыть какое-то собственное предприятие.

Закончил университет, приехал в Туву. Планировал поработать один год и понять: начинать свое дело или ехать учиться дальше, получать второе высшее образование.

За год многое стало понятно, и в 2000 году мы с другом Арзыланом Ондаром, с которым вместе учились в государственном лицее, вместе поступали в институт, разработали бизнес-план. Сделали расчеты, по ним выходило, что радио можно сделать самоокупаемым. Понимали, что будет трудно, ведь мы начинали с нуля. Но главное – мы жили перспективой… И все получилось. Арзылан сейчас в Москве, заканчивает аспирантуру.

– Влад, чтобы добиться таких результатов, что необходимо? Поддержка или сила характера?

– Однозначно – сила характера. Необходимо переступать через себя. Нельзя винить кого-либо в неудачах и трудностях, необходимо искать причину прежде всего в себе.

– А кто больше повлиял на твое воспитание?

– Мама, папа и улица. Но все же, в большей степени, воспитывал я себя сам. Много слушал, наблюдал, много анализировал.

– У тебя есть желание продолжать учиться дальше?

– Есть, но я не могу бросить дело.

– Чем занимаются твои родители, как они отнеслись к вашей идее заняться бизнесом в области радио?

– Отец, Владимир Иванович Кан-оол, в 1965 году закончил Новосибирский строительный институт, потом вернулся в Туву, работал в строительных организациях.

Мама, Людмила Михайловна, родилась в Красноярском крае, закончила фармацевтический факультет мединститута и по распределению была отправлена работать в Бай-Тайгу. В 1969 году они там и познакомились, поженились.

Честно говоря, поначалу они совсем не верили в нашу идею. Не понимали, как можно на радио зарабатывать, если все его слушают бесплатно. Родители считали, что этим делом должно заниматься государство.

– Ты их убедил?

– Я не убеждал, просто делал, что считал правильным. Крайне сложно было с нуля открыть первую радиостанцию. Мы ведь не знали, как надо оформлять документы, как регистрировать предприятие, как получить лицензию на вещание, с чего надо начинать, где, как и с кем общаться.

И спросить было не у кого! Но правду говорят, что терпение и труд могут сделать многое. Только на выяснение ситуации ушел год. И еще три года – на оформление всех документов. В 2003 году мы выиграли первый конкурс в Москве на «Первый радиовещательный FM канал 101,9 FM», и с этого времени началось вещание «Авторадио» в Кызыле.

Самое трудное – оформление и расчеты. Нельзя было допустить ни одной ошибки, потому что все пришлось бы переделывать заново, а это – потеря времени.

Сейчас уже другие трудности. Столкнулись с тем, что в городе нет профессиональных кадров, пришлось самим на первом этапе обучать коллектив. И постепенно все наладилось, вошло в свою колею. У нас работают люди, в полной мере понимающие, что такое современный коммерческий музыкальный развлекательный формат. В 2005 году мы вывели в эфир вторую радиостанцию – «Европа плюс».

В каждом деле есть трудности, но трудности перестают быть проблемами, когда ты знаешь, с чем ты будешь сталкиваться. Трудность это нормально – это рабочий процесс. А вот решение проблем, в которых ты ничего не понимаешь, это страшно. Надо все преодолеть, понять.

– Что ожидает ваших слушателей в ближайшее время?

– «Русское радио». В июле 2005 года мы выиграли конкурс на частоту 103,8 МГц. В этом году, уже скоро, начнем вещать.

– Не получится так, что три ваши канала станут друг для друга конкурентами?

– Я думаю, что мы абсолютно правильно рассчитали стратегию развития радиовещания. В эфир выходят самые востребованные, самые рейтинговые и самые разноплановые каналы. Аудитория «Европы плюс» – это люди от 12 до 35 лет. Здесь – современная музыка. «Авторадио» слушают, в основном, люди более старшего возраста – от 30 до 60 лет.

Основа аудитории «Русского радио» – радиослушатели в возрасте от 17 лет до 40, но принципиально отличие этого канала в том, что на «Русском радио» – только русская музыка.

Правильность нашего подхода в том, что человек сможет переключаться с одного радио на другое, а радиостанции предоставят максимально широкую музыкальную картину. Человеку не надоест одна и та же музыка.

– А что еще, кроме радио, тебя увлекает?

– Спорт, в частности, сноуборд. Первый раз я попробовал кататься на доске в 1995 году. Мы были с одноклассником в Миннесоте, в США, по программе обмена, там и катались несколько дней. Понравилось, и теперь постоянно – с начала сезона и до конца – с Дашей ездим кататься в Саяны на «Полку», на базу отдыха «Ергаки». Дочку уже возили, учили кататься на лыжах.

А недавно купил гидрокостюм, есть папино ружье, летом буду заниматься подводной охотой.

– Что еще, кроме интереса к сноуборду, дала та поездку в Америку?

– Татьяна Оюновна Санчаа, директор нашего лицея, все сделала для того, чтобы мы съездили на учебу в США. И это правильно. Большинство из съездивших получили высшее образование, успешно работают, и не только в России. Например, Болат Ооржак первый из Тувы смог поступить в МГИМО, закончить, теперь работает в Бразилии. Наша одноклассница Чодураа Ханды осталась получать высшее образование в Америке, это ей удалось, она сейчас работает в Лондоне.

Я понял, что в России огромное количество работы. Дороги не построены, радио нет, города не так развиты, как должно быть. Работы хватит не только нам, но и нашим детям и внукам. Наверное, главная мысль, которую я вынес оттуда – это то, что нам есть к чему стремиться, и многое нужно еще сделать.

Это был интересный опыт познания другого взгляда на жизнь. У американцев все очень капитализировано, даже культура.

Там действительно все по-другому. Для нас было странно, что можно в 16 лет отпустить человека из семьи на «вольные хлеба». У нас такое просто немыслимо, родители помогают своим детям, когда им и 16 лет, и 40 лет. А там считает совершенно нормальным, что человек сам себе начинает зарабатывать на жизнь, на образование.

Я считаю себя русским человеком, американское отношение к детям для меня неприемлемо, но, с другой стороны, это знание позволило по-иному взглянуть на свое место в жизни.

Молодым там тяжело. Экономика очень развита, все сферы деятельности заняты, и открыть что-то свое очень сложно, нужен, по крайней мере, свой капитал, и немаленький.

Какие возможности имеет человек, который получил высшее образование, и у которого ничего, кроме диплома, нет? Только устроиться на работу в фирму или открыть какое-нибудь очень маленькое предприятие. Не больше. В нашей стране возможностей, незанятых ниш гораздо больше, в любой сфере деятельности.

– Вы с Дашей уже несколько лет работаете вместе. Дома тоже разговоры о работе?

– Да, Даша для меня и жена, и сотрудник. Даже не знаю, где больше чего: дома работы или на работе дома. Все перемешано, но от этого больше стремления к пониманию.

– Даша, трудно быть сотрудником и женой одновременно?

– Я считаю себя обычным сотрудником, хотя спрос с меня больше, чем с других. Иногда выполняю обязанности секретаря, хотя по должности менеджер. Приходится что-то напомнить, записать. Кто еще поможет близкому человеку, если не я?

Меня спрашивают: «вы с мужем и дома и на работе вместе. не надоели еще друг другу?». На самом деле к этому очень привыкаешь.

Да и мужа я чаще вижу на работе, чем дома (смеется). Влад обычно остается на работе допоздна. Я забираю ребенка из садика, иду домой или иду с ней на работу. Мы работаем, Арина тихонька в компьютер играет. Она – спокойный ребенок, и привыкла к такому распорядку.

– А сама ты кем хотела быть?

– Я окончила школу № 1, затем исторический факультет Тувинского госуниверситета, год преподавала там же, потом на семейном совете решили, что я смогу помочь молодому предприятию. И вот уже два года с удовольствием работаю, многому научилась. Параллельно с этим я поступила в аспирантуру, готовлюсь сдавать кандидатский минимум, буду заниматься научной работой.

– Как ты все успеваешь?

– Ой, тяжело, конечно, вновь заставлять себя учиться. Но здесь самое главное – сделать первые шаги, а потом втягиваешься, научная работа становится смыслом жизни.

Кроме того, в рамках повышения квалификации сотрудников нашего предприятия мы ездим на разные тренинги, там – тоже учеба, но совеем по другому направлению. Все очень интересно!

– Я смотрю, ты еще дизайном занимаешься?

– Когда вдохновение найдет. Лежали ракушки, брат еще с Анапы целый пакет привез. В прошлом году переезжал в Анапу жить, отдал их мне, не везти обратно? Я подумала и решила, что самое подходящее – это отреставрировать мамин трельяж. Главное – все сразу до конца делать.

– Ремонт дома тоже сама делала?

– Да, все сама. И в комнате, и на кухне, и в коридоре, особенно трепетно отнеслась к детской. Кстати, Влад тоже помогал там ремонт делать, вместе обои даже выбирали. Такое вообще с ним редкость, он не любит ходить по магазинам. Это как раз было перед рождением Аришки.

Мне нравится все самой делать, тихо, не спеша. Это у меня исключительно от мамы. Она тоже, если возьмется за что-то, то потихонечку сам все сделает, как надо. Главное – желание.

– У тебя в Анапе уже почти все родственники: мама, папа, тетя, брат, а тебя туда тянет?

– Тянет, конечно. Можно сказать, я там выросла, потому что каждое лето, начиная с трех лет, ездила туда, олень много друзей и знакомых там. Но здесь – семья, дело.

– Где сейчас ваша дочка?

– Она гостит у бабушки с дедушкой в Анапе. Зимой часто болела, и мы решили отправить ее в Анапу, там она прошла курс лечения, выздоровела, все хорошо. Сейчас там тепло, цветы кругом, они уже картошку посадили. Арины звонила, довольная, звала нас в гости, домой не хочет совсем.

А мы первое время просто от пустоты мучились, ну нет ребенка! Сейчас немного привыкли, в августе привезем ее домой. Арина – коммуникабельная девочка, подойдет к любому запросто. Из садика идем, она говорит: «Все, идем в гости. Пойдем к Ире». Это моя подружка. Я говорю: «Она на работе». «Тогда к Пастуховым». «Они тоже на работе». «Тогда хоть к дедушке меня, что ли, отведи». Дед, Владимир Иванович, это Влада отец, в ней души не чает, балует очень, ни в чем не отказывает. Арина его просто обожает!

– А как Влад отнесся к отцовству?

– Замечательно! Влад первым увидел ребенка, врачи дали ему подержать буквально на несколько минут. Наши мамы, которые тоже присутствовали на родах, рассказывали, как у Влада по щекам текли слезы. Разве это не прелесть? Это было видно сразу, что он безумно счастлив!

С самого начала он относится к Аришке как к взрослому человеку. Никто не говорит просто «Нет» или просто «Да». Всегда, любой свой запрет он обосновывает, объясняет, почему нельзя. Например, когда у ребенка был период познания и осознания окружающего мира, на бабушкино «Это би-би!», поправлял: «Никакое это не би-би, это машина! С ребенком надо разговаривать правильно». Я придерживаюсь такой же точки зрения.

– Расскажи, как вы с Владом познакомились?

– Город маленький. На дискотеках знаменитых в ДК «Енисей» виделись. Он очень заметный человек, не заметить его было сложно. Просто в один прекрасный день поздоровались, потом он довез меня до дома, стали общаться. Стали хорошим друзьями, незаметно все переросло в семью, потом ребеночек родился. Все достаточно быстро произошло.

Влад всегда отличался от других молодых людей своими нестандартными взглядами. Он старше меня на четыре года, и на все имел уже тогда, когда мы познакомились, свой собственный взгляд. Мне интересно с ним общаться, у него своя жизненная философия.

У него настолько интересный склад ума, что не каждый может его понять. Например, когда речь зашла о свадьбе, он подумал, и сказал, что пока не надо. У него мечта, чтобы не молодоженам дарили подарки, а молодожены всем приглашенным! Причем, подарок, по его мнению, должен быть глобальным, солидным. Человек стремится сделать подарок приятным, чтобы этот момент запомнился на всю жизнь. Такой вот нестандартный взгляд.

Он очень ценит дружбу. Этим и привлек меня к себе.

Многие сейчас мне говорят: «Ну, вот тебе достался муж – директор «Авторадио», радуйся». Когда мы познакомились, он был простым инженером ОАО «Тывасвязьинформ»! Зарплата у него тогда была всего 1300 рублей, уходил на работу к восьми утра, что для Влада очень тяжело: «сова», спит до последнего. Долгих четыре года он работал и параллельно занимался оформлением документов. Он очень умный человек.

Моя учительница истории говорила мне: «С умными людьми тяжело жить, а с дураками неинтересно». С дураками не жила, сравнивать не с кем, а с Владом всегда знаешь, что в трудную минуту он всегда поможет, подскажет какой-то выход.

А еще он бесстрашный. Когда мы катаемся на сноубордах, я по трассе аккуратненько еду. А они – как сумасшедшие прыгают отовсюду, где можно и нельзя. Знаешь, с какой высоты?! Там обрыв – пятнадцать метров, и они с него летят со страшной скоростью. А как они падают, это просто страшно смотреть. Доска же не отстегивается при падении, они с ней летят кубарем. Подойдешь к Владу, спросишь: «Ты как?». «Нормально», и дальше прыгать.

– Ты сама пробовала прыгать?

– Ты что? Так, как они носятся, даже смотреть страшно! Я пока не готова! Может быть… когда-нибудь… когда смогу перебороть свой страх.

– А как он тебе нравится в роли директора?

– Отличный директор. Он всегда адекватен, никогда не кричит, его трудно вывести из себя. Максимально корректен. Всегда всех выслушает. Коллектив у нас немаленький, вместе с Владом пятнадцать человек. Но он ко всем всегда предельно внимателен. Умеет слушать. Всегда старается всех удовлетворить и в плане зарплаты, и в плане внутреннего психологического климата.

– Влад, расскажи в двух словах о своей жизненной философии, в чем она заключается?

– Отвечая на этот вопрос, умные люди писали огромные трактаты. Я отвечу покороче. Мы должны жить так, чтобы не только мы, но и общество наше росло. И чем быстрее будет расти общественное сознание, тем быстрее мы все станем намного счастливее. Это, конечно, утопия, но, мне кажется, если каждый человек сделает хоть небольшой шаг к этому, то результат будет. Нельзя быть счастливым в одиночку.

Бог дал людям интеллект, и не пользоваться им – просто глупость. По крайней мере, я так считаю. Не пользоваться мыслями и опытом, накопленными человечеством – это прожигание времени, уход в небытие.

Когда перед нами стал вопрос, чем заниматься, мы рассматривали несколько вариантов бизнеса, в том числе просто коммерческие. Но мы старались смотреть глобально. И решили, что если мы сделаем это предприятие, то и сил, и денег придется потратить примерно столько же, как на все остальное, но то, сколько положительных эмоций принесет результат нашего труда окружающим, предопределило наш выбор.

Мы понимали, что подарить людям круглосуточно работающее музыкальное радио, радио хорошего настроения, интересной информации – это подарить людям хорошего собеседника, друга жизни, спутника. И мы начали заниматься этим проектом. Мы хотели создать не просто коммерческое предприятие, но и подарить людям радость, изменить сознание в позитивную сторону. И это получилось!

Инна ЧЕРКАСОВА-ТОНГАК
http://www.centerasia.ru/issue/2006/19/474-nelzya_byt_schastlivym_v_odinochku.html