газета «Центр Азии» №17 (28 апреля — 5 мая 2006)
Люди Центра Азии

ТЁТЯ ИЗ СКАЗКИ

4 мая 2006 г.

Лариса Оюн«Здравствуйте, дорогие зрители, со мною в мир сказок не хотите ли?» – шутками и песенками-потешками развлекает публику веселый Петрушка. И зал замирает. Присутствующие забывают, что перед ними всего-навсего перчаточная кукла. В разыгрывающемся представлении Петрушка – главный герой, он живет и ведет за собой в удивительный мир волшебства.

А вот – маленький пастух Токуу, он пасет овечье стадо. Неожиданно перед ним появляется грозный дракон Амырга-Моос и хочет съесть всех овец. Но мальчик не теряется и предлагает соревнование: победит дракон – обедает овцами, выиграет Токуу – золото дракона перейдет к нему.

Затаив дыхание, зрители переживают за полюбившихся им героев, некоторые из малышей, привстав с мест, пытаются подсказать пастушку, как правильно поступить. Разворачивающиеся события и торжество добра над злом, победа маленького мальчика над могущественным драконом никого не оставляют равнодушными.

После спектакля общение со зрителем не заканчивается. Руки детей тянутся к куклам, бесконечные вопросы задаются артистам: кто они, откуда, благодаря чьим стараниям и энтузиазму живут сказочные персонажи?

Одна из таких волшебниц, побуждающих куклу жить и радовать людей – Лариса Оюн. Свободно владея и русским, и тувинским языками, Лариса Санчаевна и свои постановки расцвечивает элементами народных обычаев и традиций. Дети называют ее «Тетя из сказки».

ШИЛА КУКОЛ И СПАСАЛА РЫБОК

– Лариса, кто был вашим первым в жизни наставником?

– Я еще в грудном возрасте оказалась на руках у бабушки Кара-Кыс Дуспековны Оюн, которую я до сих пор мамой зову. Моя родная мама в то время училась, потом у нее образовалась другая семья, другая жизнь.
Сводные брат и сестра – по-настоящему родные мне люди.

Моя мама-бабушка, одна из первых швей Кызыльской швейной фабрики, научила меня шить кукол и вязать. Мама показывала мне, как кроить для кукол одежду, даже носочки им вязала. Это она, моя первая наставница, своей неустанной заботой и вниманием воспитала во мне любовь к куклам.

Кукла, которой я играла в детстве, до сих пор сохранилась. Как люди из рук в руки передают золотые украшения, так и я эту куклу через поколения передаю. Сначала ею мои дети играли, теперь внуки. Так и живет кукла, впитавшая любовь нескольких поколений.

– А чем еще, кроме кукол, увлекались вы в детском возрасте?

– Еще в дошкольном возрасте я очень любила купаться. Только наступали теплые дни, с утра до вечера из воды не выходила. Мама меня только на берегу Енисея и искала, звала, чтобы я шла обедать или спать. Так и прозвала меня рыбкой.

Очень любила нырять, подолгу находясь под водой и наблюдая, как плавают рыбы. Эти практические упражнения по задержке дыхания пригодились мне в дальнейшей профессиональной деятельности.

Мне очень нравилось все, что происходит под водой. Частенько вытаскивала рыбок из плетеных корзин-ловушек, в народе их еще называют «морды». Рыбаки оставались без улова и недоумевали: куда же делась вся рыба, а я радовалась, что ее спасаю. Однажды меня за этим занятием поймала мама. Ох, и досталось же мне, до сих пор забыть не могу!

В младших классах домой приносила щенков и котят. Мама просто диву давалась: и где я их находила! Взрослые меня уговаривали отнести малышей обратно, говорили, что они еще маленькие, слепые и не могут самостоятельно питаться. А я утверждала, что буду делиться с ними своей едой. Мама поначалу уступала мне, а когда я уходила в школу, уносила котят и щенков из дома. Мне же объясняла, что животных подарили другим детям, которым они нужнее.

До сих пор, хоть и проживаю я в благоустроенной квартире, во мне не остыла тяга к живым существам. Вот недавно был случай: возвращалась из Абакана, по дороге, в автобус вошла женщина с маленьким пушистым котенком на руках. Говорила, что хочет отдать его в хорошие руки. Я его взяла и привезла внучке. Она тоже очень любит животных, как и я в детстве.

Очень любила нянчить ребятишек. Моя школьная учительница Александра Тайбын-ооловна Кудерек (тогда я жила в Балгазыне) как-то сказала, глядя на то, что я постоянно вожусь с малышами: «Либо у тебя будет очень много детей, либо только один».

И действительно у меня только один сын Володя и очень-очень много детей-зрителей не только в Туве, но и в России. У моей приемной дочери Александры маленькая доченька Сылдыс, так что я уже бабушка. Кроме того, со всей душой помогаю сестре Татьяне и брату Андрею воспитывать детей.

Володя сейчас учится в одиннадцатом классе Республиканской Кадетской школы. Окончил музыкальную школу по классу баяна, любит спорт, увлекается боксом. Мы с ним настолько близкие друзья, что ничего друг от друга не скрываем. Случаются стрессовые ситуации на работе, жизнь такая, что порой хочется выплеснуть отрицательные эмоции, но дома я всегда стараюсь понять сына, стараюсь не изливать свои проблемы, поддерживать в семье атмосферу любви и взаимопонимания.

ПЕРВАЯ СЦЕНА – В ЛЕСУ

– Увлечение сценой – это тоже из детства?

– Да. Когда пошла в первый класс, учительница у всех спрашивала, кем мы хотим стать в будущем. Я, не задумываясь, ответила, что стану артисткой. И в доказательство своих слов тут же вышла к доске и спела песенку про теленка. Меня никогда долго не приходилось упрашивать: и пела, и танцевала всегда с удовольствием. Участвовала в хоре, солировала.

Летом, мы тогда уже жили в Сосновке Тандынского района, я собирала ребятишек с окрестных улиц и уводила их в лес. Там между двумя деревьями устраивала импровизированную сцену: на веревку вешала мамины занавесочки – это был занавес, и представление начиналось. Русский мальчик Виктор умел играть на гармошке мазурку и вальс. Он мне аккомпанировал, а я под мелодию вальса пела разные песни на тувинском языке. Зрители-соседи с удовольствием нам хлопали.

В школе часто принимала участие в интермедиях, и мне почему-то больше нравилось играть роль плохой ученицы. Хорошие – они герои с высоко поднятой головой. А чтобы отрицательный персонаж сыграть – тут надо потрудиться, немало поработать и понять, что же у него в душе, какие мысли им управляют. Думала, представляла, вживалась в роль, даже маму просила посмотреть на изображаемую мной героиню.

А, став взрослой, на профессиональной сцене в «Театре сказок» постоянно играла только положительные роли. И вдруг режиссер Шолбан Даваа дал мне роль Бабы-Яги в новогоднем утреннике. Вот это было для меня огромное испытание. Я с таким трудом вжилась в роль отрицательной героини! Шутя, угрожала режиссеру: ну, закончатся утренники, ты у меня получишь! Но справилась, мне коллеги даже дали прозвище «Крутая Баба-Яга».

А на актерское отделение Кызыльского училища искусств, в 1978 году, после окончания школы, я поступала тайно. Никому дома ничего об этом не говорила, боялась, что мама не отпустит. Только свою младшую сестру предупредила, чтобы после моего отъезда сказала маме, что я уехала в Кызыл. Думала: если не пройду по конкурсу – никто ничего и не узнает, и не станет потом надо мной смеяться.

Мама, когда узнала о моем поступлении, была сильно удивлена. Говорила мне, что артистом может стать только очень серьезный человек. Решив доказать, что я и серьезная, и настойчивая, с головой окунулась в учебу.

Но, видимо, не все так гладко в жизни, как хочется. Спустя три месяца от кровоизлияния умерла моя настоящая мама. Я устроилась работать на Опытную станцию в Сосновке, надо было зарабатывать деньги, помогать маме-бабушке заботиться о младших сестре и брате – школьниках. Учебу пришлось отложить на неопределенный срок. Брат, повзрослев, все время мне твердил, что учиться необходимо, что я бросила училище из-за них с сестрой. Говорил, что они выросли, и мне надо снова попытаться получить образование.

И я поступила учиться в кооперативный техникум, специальность «продавец продовольственных товаров», но и там тоже пела в художественной самодеятельности. Меня заметил Семен Лукич Бухтуев – педагог по музыке. Он и пригласил руководителя ансамбля «Саяны» Виталия Семеновича Нанактаева (сейчас он педагог в музыкальном училище) посмотреть на меня во время выступлений. Виталий Семенович предложил мне по окончании техникума работать в ансамбле «Саяны». И вот тогда-то поняла, что музыкальное образование мне просто необходимо.

«ЭЙ, ПОДОЖДИТЕ», – КРИЧАЛА Я ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ

– И кто же был вашим проводником в мир музыки?

– Очень повезло, что моим первым педагогом по музыке стал Семен Лукич Бухтуев. Этот замечательный человек, проживающий сейчас в городе Сосновоборске Красноярского края, воспитал много серьезных музыкантов.

Мы с ним до сих пор в хороших отношениях, переписываемся. На мой юбилей, в честь которого в ноябре 2005 года я организовала концерт для детей и близких друзей, он отправил в подарок свою песню «Признание Туве».

А недавно получила от него письмо, в котором Семен Лукич отправил пьесу «Теремок» с музыкальным оформлением. Для меня это – бесценные подарки. Тем более что в наше время бесплатно получить от композитора или режиссера пьесу или песню – исключительно редкий случай.

Именно Семен Лукич посоветовал мне попробовать поступить в музыкальное училище за Саянами. Но тогда я и не думала, что у меня получится. Просто поехала к подруге в Абакан.

Идем с ней по городу, она показывает мне различные магазины, и совершенно случайно на глаза попадается вывеска «Музыкальное училище».

Решила зайти и узнать, какие экзамены требуется сдавать. Тогда я думала, что приеду поступать в будущем году, но вахтер почему-то меня сразу отправила в отдел кадров. Я сидела в уголке и ждала своей очереди, когда вошел преподаватель и спросил: «Кто здесь на прослушивание»? Я не вполне понимала, что обозначает слово «прослушивание», и молчала. Он еще раз переспросил, а потом вышел. Сотрудница отдела кадров в тот момент освободилась и сказала мне: «Вы же хотели узнать насчет учебы. Вот к нему и обратитесь».

Стрелой вылетела из кабинета, а преподаватель уже далеко. Я ему через весь коридор кричу: «Эй, подождите»! Он остановился и как-то странно, с недоумением на меня посмотрел. Затем пригласил в свой кабинет, долго расспрашивал: кто я, откуда, из какой семьи, а потом сказал: «Ну, давай, спой». Я отчего-то смутилась и спросила, можно ли спеть песню на родном языке. Он с улыбкой ответил: «Можешь петь на любом языке».

Спела песню о маме. Честно сказать, я не ожидала, но преподаватель тут же повел меня сдавать другие экзамены. Так мы ходили из кабинета в кабинет. Я до того испугалась, что видела все словно во сне. Наверное, от испуга и сдала все экзамены, устроилась в общежитие. Помню, ожидавшая меня подруга сначала очень была зла на меня, а потом по дороге в общежитие долго расспрашивала подробности моего поступления.

На следующий день я пришла в училище узнать расписание, а около одного из кабинетов большая очередь – распределение, кто у какого специалиста учиться вокалу будет. Я скромно молчала и слушала, что говорят другие студенты. Все интересовались, кто к какому преподавателю попал. Когда я узнала, что мой педагог – знаменитый Владимир Герасимович Чаптыков, и именно ему я на весь коридор кричала: «Эй, подождите!», долго не могла с ним свободно разговаривать, стеснялась.

На занятия к Владимиру Герасимовичу мечтали попасть, как на прием к президенту. В те годы он уже был Заслуженным артистом Тувинской АССР (да, именно Тувинской АССР), а теперь у него заслуг очень много.

– Более двадцати лет проработав в Тувинской государственной филармонии, вы, насколько я знаю, не только пели, но и работали в разных жанрах?

– После окончания училища я приехала в Кызыл и три года работала в ансамбле «Саяны», затем перевелась в группу «Чалыы-Назын». Кроме пения научилась вести концерты, была и конферансье, и администратором, и совершенно случайно стала клоунессой. Заболел один из клоунов. А концерт идет, вместо артиста на сцену выйти некому. Вот я и выручила коллег.

Муж мой был в зале, после концерта пришел к нам за кулисы и сказал: «Коротенький маленький клоун очень интересный. Нового приняли»? Артисты засмеялись: «Жену родную не узнаешь!» После этого ребята-циркачи предложили мне заняться и разговорным жанром – юмором.

ЖИТЬ, ДАРЯ РАДОСТЬ

– А как пришло решение работать с куклами?

– В 1996 году группа «Чалыы-Назын» была расформирована и открылась кукольная группа «Театр сказок». Я выбрала кукольную группу и проработала в ней восемь лет. И зрителям, особенно детям, наши представления очень нравились.

Параллельно с этой работой в 2003 году при Тувинской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов создала «Особый театр» (Протеатр). Еще раньше Виктор Шуулевич Куулар предлагал мне озвучивать его кукольные представления. И в «Особом театре» наше творчество объединилось. А в 2005 году мы вместе перешли в Детский фонд Республики Тыва и взяли название «Самобытный театр кукол «Шыяанам», принимали участие в Третьем Международном эколого-этническом фестивале театров кукол в городе Абакане, стали дипломантами.

В Туве мы с Виктором Шуулеевичем неоднократно выступали перед учениками школ, воспитанниками детских садов, несколько раз давала благотворительные кукольные представления в Детском доме и в Доме ветеранов. Представляете, как горят глаза у ребятишек!

Когда во второй раз пришла с выступлением в детский дом, ребятишки меня узнали, как воробьи слетелись, сразу все что-то рассказывают, гомонят. Да и взрослые зрители с удовольствие смотрят на кукол. Ребятишки часто узнают меня на улице или в автобусе, дергают своих мам за рукав и говорят: «Смотри, смотри, это тетя из сказки».

В детях и друзьях я нахожу радость. Артисты «Театра сказок» – мои большие друзья. В этом году мы отмечаем десятилетний юбилей театра. Арсен Сюрюн и Шолбан Даваа, который в этом году защитил диплом режиссера в Бурятской академии культуры, в городе Улан-Удэ, до сих пор остаются моими друзьями, хоть мы уже год как не работаем вместе. Постоянно созваниваемся, знаем друг о друге все. Втроем мы и начинали.

До сих пор Арсен и Шолбан работают в «Театре сказок», трудятся буквально в поте лица. Глядя на их тяжелый и такой нужный людям труд, постоянно думаю, что им давно уже пора присуждать звание «Заслуженный артист Республики Тыва».

– Часто люди говорят: «Моя мечта никогда бы не осуществилась, если бы не такой случай…»

– Я никогда не воплотила бы в жизнь мечту о создании своего театра, если бы однажды Сергей Чоодуевич Юша – председатель Республиканского общества инвалидов – не предложил бы мне работать в качестве специалиста по культуре среди инвалидов. Он решил, что мои творческие способности могут отвлечь инвалидов от негативных мыслей и помочь настроиться на жизнь. Я, наверное, очень счастливый человек, потому что мне часто встречаются хорошие люди.

– Почему именно в Обществе инвалидов? Что вас связывает с ним?

– Я сама – инвалид второй группы общего заболевания. В детстве при падении получила серьезную травму. До сих пор не могу освободиться от последствий. Но стараюсь никогда не показывать свои страдания на людях. Только очень близкие знают, как мне плохо в период обострения болезни. Тем не менее, я хочу воспринимать себя как здорового человека. Я живу, работаю для людей, для будущего нашей республики. Ведь дети – это наше будущее.

УЧУСЬ У СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА

– Кукол для своих представлений вы продолжаете делать сами или уже заказываете?

– В Абакане я заказала новую русскую куклу – Петрушку. Сказочный фольклорный герой вместе с куклой Алиной, разыгрывая представления, будет учить маленьких зрителей быть воспитанными и чистоплотными.

Но обычно стараюсь все делать сама: и кукол создавать, и костюмы шить, и музыкальное оформление для сказок готовить, детские песенки сама исполняю.

– Какие из встреч с вашими засаянскими коллегами-артистами особенно запомнились?

– Встречи летом 2005 года – в Абакане, на Третьем Международном эколого-этническом фестивале театров кукол «Чир Чайаан». Столько людей, столько кукол там увидела! Из Тайваня и Египта, из бывших союзных республик и всей России. Это был настоящий фестиваль радости и всеобщего взаимопонимания! Вот так и должны жит люди, даря окружающим радость.

Каждая встреча с коллегами – это еще и учеба. Сколько живу, столько и учусь. Сейчас сама, по книге Сергея Образцова, учусь быть режиссером. Целый год изучала книгу этого великого мастера, который своими кукольными постановками затмевал знаменитые театры Москвы. Даже в Москву специально съездила, чтобы посмотреть на его театр. Открою секрет: договорилась брать уроки у единственной оставшейся в России его ученицы, Лидии Андреевны Заботиной.

Сейчас работаю над созданием Детского профессионального передвижного театра кукол. В репертуар спектаклей планирую включить тематику борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Мечтаю о сотрудничестве с артистами различных кукольных театров, в будущем хочу делиться с ними опытом.

Только жаль, что у меня, пенсионерки, денег не так много. В ходе подготовительной работы возникает много трудностей, особенно финансовых.

Еще хочу создать такой концерт, где все будет перемешано, своеобразный капустник. Наши зрители такой программы еще не видели: в одном концерте – сказки и песни, юмор и репризы, выступления приглашенных артистов и мои вокальные партии. И, конечно же, куклы.

-- Что для вас кукла?

– Для меня кукла – это жизнь. Жизнь и работа. Для детей – пример для подражания, если хотите. Глядя на куклу, ребенок видит не деревяшки и тряпочки, а образ, героя. И этот герой учит, что такое настоящая дружба и любовь, как отличить добро от зла, как противостоять бедам. И научить всему можно без нотаций и наставлений, а с помощью юмористических сценок. В смешной форме показать людям недостатки, чтобы они душу свою очистили и в жизни не допускали зла.

Елена ТРУШНИКОВА
http://www.centerasia.ru/issue/2006/17/20-tyotya_iz_skazki.html