газета «Центр Азии» №6 (12 — 19 февраля 2005)
Люди Центра Азии

КОРОЛЬ КЛОУНОВ

12 февраля 2005 г.

Король – Стас Ооржак поделился своей короной с маленьким Гансом Христианом Андерсеном – Володей Москвиным. 40-летие ТЮЗа. 19 декабря 2004 года.

Он снимает королевскую мантию и идёт по тёмнойулице. Заходит в полутёмную каморку – свойдом. Там нет нителевизора, ни телефона, ни магнитофона – всего того, без чего не мыслят свою жизнь миллионы молодых людей на Земле. У него не всегда бывает горячий обед, но зато он правит королевствами и сердцами людей. У него есть корона и шутовской колпак. Только он ещё не знает точно, что из этих атрибутов власти важней.

Он – король и клоун. Восемнадцатилетний Стас Ооржак – актёр. Хотя мог стать кем угодно. Жизнь не баловала будущего короля с рождения.Младенец еле различал очертаниясвоих родителей, а они его совсемне слышали. Родился Стас инвалидом по зрению – минус двенадцать, в семье глухонемых.

Мама не могла спеть ему колыбельную песню, а папа не мог прочитать сказку на ночь. Всё это делал за них старший брат Стаса – Слава. Особенно Стасу нравилось, когда брат читал ему про приключения Незнайки. Слава обучил братишку языку глухонемых, чтобы тотмог разговаривать жестами с папой и мамой.

Видать, я людям всё-таки нужен…

Пенсия по инвалидности – это не нефтяные доходы папы Алсу – на жизнь не хватало. Поэтому Стас с десяти лет пошёл на самостоятельные заработки.

Сколотил себе сапожный ящик, купил щётки, крем и стал чистильщиком обуви – по совету одного знакомого пожарного.

– Это была очень прибыльная работа, – рассказывает о своём детском бизнесе Стас, –люди хотели ходить в чистой, а не в грязной обуви. Я специально по утрам прибегал в пожарную часть и чистил обувь пожарным, им же обязательно надо, чтобы обувь была чистая. А после садился с ящичком на рынке или где-нибудь ещёв людном месте. За чистку ботинок я, по тем временам, брал одну тысячу рублей. Некоторые люди иногда давали даже больше тысячи. За полднязарабатывал около сорока – шестидесятитысяч. И если учесть, что булка хлеба тогда стоила три тысячи, тозаработок был вполне приличный. Ещё газеты продавал, да чем только ни занимался…

В шесть лет Стас испытал первый сильныйудар: любопытный мальчик решил заглянуть в открытую трансформаторную будку – в скверике у музыкально-драматического театра. А вдруг именно там живёт Незнайка? Приоткрыл дверь. Протянул руки…

Дальше помнит уже,как полз. Ему казалось, что он ползёт через театральный скверикцелую вечность, не встретив ни одного человека, который пришёл бы ему на помощь. И только у автобусной остановки люди его заметили и помогли. Какой-то незнакомый мужчина поднял его на руки и занёс в свою машину. И лишь тогда Стас потерял сознание. Пришёл в себя уже в больнице.

Помнит только: его куда-то везут на каталке. В больнице Стас пролежал больше полугода: страшные ожоги рук, груди. Но, что самое удивительное – следов того ужасного несчастья у него почти не осталось. Только на левой руке небольшой шрам.

Сейчас Стасрассказывает об этом с оптимизмом:

«Другой человек, может, и не выжил бы после трансформатора, но мне, наверно,Бог помог. Видать, я людям всё-таки нужен…»

Без неё я бы просто потерялся в жизни

Второй удар настиг его в двенадцать лет: погиб брат.

Стас вспоминает:

«Слава во многом заменил мне маму. Брату было двадцать четыре года, когда его сбил «КамАЗ» с пьяным водителем за рулём. После его смерти нам стало труднее жить. Амама так и не оправилась – начала пить... Она думала, что это заглушит её горе. Но стало ещё хуже…

После Славиной смерти моей второй мамой стала Айлана Леонидовна. Она сделала для меня очень много, если бы не она,я бы сейчас, наверное, беспризорником был бы. Без неё, без Театра юного зрителя, я бы просто потерялся в жизни».

Стас Ооржак со своей второй мамой Айланой Чадамба. Февраль 2005 года.Айлана Леонидовна Чадамба, которую Стас считает своей второй мамой – режиссёр Кызыльского Театра юного зрителя – уже тридцать лет. Тридцать лет подряд ставятся красивые, добрые и красочные сказки. Тридцать лет подряд приходят в театри уходят из него дети. Меняются сказки, декорации, актёры, но неизменным остаётся одно – любовь. Айлана Леонидовна так и говорит о своей позиции в театре и в жизни: «У меня всё держится на любви». Хотя она бывает и строга, если актёр опоздал на репетицию, забыл принести к нужному времени костюм. Но она любит их всех.

Театр юного зрителя находится на первом этажеДома народного творчества. Точнее, не на всём первом этаже, а только в одном небольшом зале. Но этот зал стал для Стаса настоящим домом. Домом, где его всегда рады видеть.

Дом Стаса и его родителей, изнутри закрывается на засов. И чтобы попасть в своё жилище, Стасу приходится стучать в окно. Родители, конечно, не слышат, но чувствуют удар – открывают. Но иногда достучаться не удаётся. Тогда Стас ночует в своём втором доме – театре.

«ТЮЗ для меня больше чем театр, это мой дом, – рассказывает Стас, – после того, как я пришёл в этот театр, у меня появилось больше друзей, например, там я познакомился и подружился с такими чудесными ребятами, как Сылдыс Сат, Моге Ооржак, Демир Хертек, Артыш Монгуш, Айдыс Капакай, Аржаана Хертек, Володя Москвин, Тимофей Мотолов и многими другими. Ещё я стал более раскованным. ТЮЗ –это продолжение моей жизни. Театр юного зрителя делает её светлее, радостней, счастливей».

Большинство детей приводят в театр родители, а Стас нашёлся сам – наконкурсе детей-инвалидов:

«Я с детства хотел записаться в какой-нибудь кружок, связанный с театром. Мне хотелось играть на сцене. Это была моя самая главная детская мечта, и она сбылась. В 1997 году, весной,в Центре реабилитации для детей-инвалидов был объявлен конкурс «Вдохновенный лотос творчества». Мы с моим другом Сашей Салчакомподготовили сценку. Что-то про некультурных посетителей театра, которые лепят жвачку на подлокотники кресел и жуют яблоки.

Сначала мы участвовали в городском конкурсе, а затем уже прошли на республиканский. На городском конкурсе я как-то не сильно волновался, а на республиканском волнение уже было. Но старался всеми силами его побороть.

Айлана Леонидовна Чадамба была в жюри этого конкурса, а её сестра, Елена Леонидовна, была ведущей.

Тётенька, тётенька, когда же наш выход?

Перед выходом на сцену. 19 декабря 2004 года.Айлана Леонидовна на конкурсе заметила мальчика в очках с толстыми стёклами, смотревшего на сцену восторженными глазами, и позвала его в ТЮЗ.

Она до сих пор вспоминает, как этот маленький, очень энергичный мальчик постоянно подбегал кведущей, дергал её за руку и спрашивал: «Тётенька, тётенька, ну когда же наш выход?»

1 июня 1997 года Стас впервые выступил на большой «летней сцене» –­ на площади Арата. С этого времени он уже не расстаётся с театром.

Его первая роль в ТЮЗе – это роль ученика, который разыгрывает свою учительницу. Ученик дарит преподавателю подарок, та разворачивает его, а там ничего нет. Потом был спектакль, в котором объединены сразу три произведения итальянского драматурга, Карло Гоцци, автора знаменитых сказок для театра: «Любовь к трём апельсинам», «Турандот». В этом спектакле Стас сыграл одну из главных ролей – принца Джинаро. После принцев пошли клоуны и короли. Но он играет и простых людей.

Последняя роль Стаса в 2004 году – роль короля в юбилейном спектакле Театра юного зрителя, посвящённом его сорокалетию –«Ноктюрн Андерсена».

Он не только актёр, но ещё и звукооператор, официально зачислен в штат ТЮЗа. Стас очень хорошо разбирается в технике, особенно в осветительной аппаратуре. И это тоже благодаря театру юного зрителя.

«С одиннадцати лет я начал сидеть за звукоаппаратурой. Звукооператором работал Сергей Малыгин. Иногда,бывало,приду и случайно там что-то поломаю в аппаратуре, мне же интересно понять,как она работает. Сергей меня ругал за сломанное, а я всё равно лез и старался разобраться. По-всякому переключал аппаратуру, кабели по-разному перецеплял, и иногда из этого даже что-то хорошее выходило. Сейчас Сергей перешёл на большую сценуДома народного творчества, а я уже на его месте работаю. Значит, не зря в детстве всё ломал!» –смеётся Стас.

Сейчас его родители – инвалиды – нигде не работают, и получается, что Стас –единственный в семье, кто зарабатывает деньги. Кроме работы в ТЮЗе он иногда подрабатывает на различных свадьбах, других мероприятиях. Или на больших праздниках на площади Арата – специалистом по свету. В начале десятого класса Стас специально записался на профиль кулинарии в КЦО «Аныяк», там он учится готовить различные вкусные блюда. И он говорит, что это у него вполне неплохо получается.

Учится он сейчас в десятом классе школы при центре образования «Аныяк». Раньше эта школа была вечерней, но недавно приобрела статус общеобразовательной. В основном в ней учатся те, кто в своё время не успел по каким-то причинам окончить обычную школу. Кое-кто из учеников школы «Аныяк» совмещает учёбу с работой. До десятого классаСтас учился в специализированной школе для слабовидящих детей, где занятия были только три раза в неделю. Десятый и одиннадцатый класс Стас твердо решил закончить в обычной школе, чтобы наверстать упущенное и поступить в театральныйинститут в Москве.

Конечно, сейчас ему очень тяжело с непривычкизаставить себя учиться каждый день. Но он старается. Хоть иногда и не может заставить себя подняться к первому уроку. Но всё же он борется со своей ленью и надеется победить, хотя и знает, что борьба будет нелёгкой.

От Владивостока до Сочи

Сегодня Стас уже ветеран. Ветеран ТЮЗа. Таких «древних» тюзовцев всего трое: он, Аржаана Хертек и Айдыс Капакай.

За восемь лет жизни в театре ветеран многого достиг, многое изменил в своём характере. Он делает всё, чтобы его мечта стать актером всё-таки сбылась. Например, раньше его дикция была гораздо хуже и, чтобы её улучшить, он ходил к логопеду, а одно время занимался даже в кружке художественной речи – учился правильно читать стихи и без остановки тараторил скороговорки: «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали», «Купи кипу пик». И, конечно же, всем известную про Карла с Кларой и их клептоманию.

Стас сам признаётся, что очень вспыльчив. Но и с этим, он в меру сил, старается бороться. Зато он не курит и совсем не пьёт, считает, что это совсем лишнее в жизни: «Куритьпопробовал в пять лет – не понравилось. Пиво попробовал в 14 лет. Но быстро понял, что есть вещи, которые гораздо важнее выпивки. И теперь совсем не пью».

Пытался Стас помочь и своим родителям бросить пить, даже уговорил маму лечь в наркологическое отделение, там выяснилось, что у неё ещё и травма головы. Сейчас её уже выписали из больницы. И Стас верит, что всё у них теперь наладится.

Стас никогда не опаздывает и не пропускает репетиции в ТЮЗе без очень уважительных причин. На репетициях он всегда старается выложиться до предела.

Серьёзно готовится даже к самой маленькой роли.

«Маленькие роли играть гораздо сложнее, чем большие, – рассказывает Стас, – в большой проще раскрыться: ты как бы погружаешься в неё с головой, а маленькие не дают возможности до конца прочувствовать персонажа, которого ты играешь. А для того, чтобы хорошо сыграть, нужно хотя бы на время спектакля полностью окунуться в жизнь героя, прожить кусочек его жизни.

Театр открыл для Стаса не только мир искусства, но и всю страну. Вместе с тюзовцамионездил наконкурсы и фестивали театров в Сочи, Москву, в 2000 году отдохнул в лагере «Океан» на Дальнем Востоке. Почти во всех конкурсах, в которых он с другими актерами ТЮЗа принимал участие, победа оставалась за ними. В 2002 году на форуме «Одарённые дети» кызыльские артисты разделили первое место с московским коллективом.

В 2003 году актеры ТЮЗа съездили в Сочи на конкурс «Волшебство сказки». Показали там спектакль «Птицы поднебесья» и заняли первое место. А после ещё неделю отдыхали в этом красивейшем городе на Чёрном море. Стас буквально влюбился в Сочи.

Он мечтает сыграть Ромео

Стас считает, что сейчас для молодёжи нужно поставить что-нибудь возвышенное и романтическое, например, «Ромео и Джульетту» Шекспира. – Больше всего мне хотелось бы сыграть Ромео, – признается Стас, –чтобы по-настоящему хорошо сыграть Ромео, нужно погрузиться в то время, почувствовать себя жителем средневековой Италии. Даже если тебе не совсем знакомо то время, те нравы, нужно внушить себе что ты – Ромео. Что ты сильно влюблен. Я уверен, что смогу. Во мне сидит любовь. И хотелось бы сыграть в московском театре. А вот в кино мне сниматься совсем не хочется. Кино с натяжкой можно отнести к искусству. В театре – всё вживую, а в кино –разные дубли, пересъёмки.Кино –не натуральное, а театр – это действительно жизнь. Жизнь на сцене.

* * *

…Два моих разговора со Стасом получились не совсем обычными. В первый раз я поймала его сразу после репетиции спектакля, поэтому беседовал он со мной в костюме короля. Во второй раз мы тоже встретились в театре. На этот раз он был без горностаевой мантии, но через пятнадцать минут нашего разговора актёра позвали примерять только что сделанную для него огромную корону, надев её, он так в ней и остался. А третья беседа состоялась уже в редакции, только Стас торопился: хотел приготовить вкусный обед своим родителям.

В сказочном театре у Стаса своё амплуа: принцы и короли. И ещё – клоуны. И хотя королей и принцев ему очень нравится играть, ведь это интересно – почувствовать себя величественной особой, клоуны являются его главной страстью.

– Приятно понимать, – объясняет Стас, – что ты своей ролью поднимаешь людям настроение. Делаешь их хоть чуть-чуть, но счастливее.



Фото:

1. Стас Ооржак со своей второй мамой – Айланой Чадамба. Февраль 2005 года.

2. Стас в роли короля. 19 декабря 2004 года.


Беседовала Надя АНТУФЬЕВА,
ученица 11 «а» класса лицея №15
Фото Владимира Савиных и Виктории Ховалыг

http://www.centerasia.ru/issue/2005/6/1440-korol-klounov.html