В воскресенье 18 декабря большинство кызыльчан, особенно живущих в так называемой «верхней» части города, испытали чувство беспомощности и страха. Около трех часов дня, когда на улице было минус тридцать четыре, батареи отопления разом похолодели, а из кранов вместо горячей воды вырывалось шипение.
Телефон 3-03-45 оказался тотально занят. Почему наша «аварийка» никак не обзаведется многоканальным – непонятно. Попытки услышать какую-либо информацию по местным теле- и радиоканалам успехом в течение сорока минут не увенчались. Где наша система быстрого оповещения?
* В квартире, где и до того уже недели две температура не поднималась выше 18 градусов, мгновенно запотели окна, повеяло ветром и тревогой.
К 16 часам догадалась позвонить в администрацию города. Трубку взяли сразу, назвали телефон «Горячей линии»: 1-31-42. Значит – случилось что-то очень серьезное. «Только бы не на ТЭЦ», – мысленно твержу, набирая номер. «Заклинание» не помогло: «Авария на ТЭЦ, вышел из строя силовой кабель. Как долго будет идти ремонт – пока неизвестно. Сохраняйте спокойствие».
Легко сказать…
Звонят соседи и знакомые: информацией никто не располагает, некоторые на всякий случай запасаются холодной водой. Камин работает, периодически включаю электропечь. Цветы переносим в комнату, где потеплее. Над аквариумом горит настольная лампа. В 17 часов ловлю «бегущую строку»: «В связи с ремонтными работами на ТЭЦ просьба ограничить потребление электроэнергии». Оставляем только «мини-обогреватель» и свет в гостиной.
К 22 часам температура на кухне – 14 градусов, в гостиной – 17. В детскую не заходим. Приготовлены запасные одеяла. Мы сами уже похожи на капусту из-за одежек.
* В 23. 40 в трубах начинается какое-то шуршание. Открываю кран, из него тоненькой струйкой начинает течь сначала холодная, потом – теплая вода.
19 декабря. 00.30. Батареи потеплели. Укладываемся спать.
6.30. Температура в квартире – 15 градусов, но батареи теплые, горячая вода есть. За окном – минус 42. В новостях на канале РТР – информация о ЧП в Кызыле. Оказывается, в 14.20 18 декабря в результате повреждения силового кабеля, питающего ТЭЦ, произошло отключение электроснабжения ТЭЦ.
8.30. В приемной мэрии собираются сотрудники, у заместителя мэра заседает штаб. Очень усталая руководитель Комитета по образованию Галина Гостева забегает на минуту: школы и детские сады удалось не заморозить, небольшие проблемы – в трех из них.
Аппаратное совещание начинается с опозданием, многие отсутствуют – продолжают работать на объектах. Мэр сообщает: город в целом справился. Ни один объект не разморожен. Теплоснабжение к утру было восстановлено. Но потребуется время, чтобы ситуацию стабилизировать. В 9.20 19 декабря в город прибыла комиссия во главе с начальником Сибирского центра по ЧС генералом Саловым – для выяснения причин аварии.
В 13. 30 мэр дает пресс-конференцию. Общий лейтмотив – беды удалось избежать. Тем временем в аварийную службу продолжают поступать звонки от замерзающих в своих квартирах граждан. А по всем телеканалам идет информация о том, что теплоснабжение в Кызыле восстановлено.
22.30. Температура в квартире – 17 градусов. Перед сном включаю чайник – гаснет свет. До «аварийки» не смогли дозвониться. Укладываемся спать.
Мастера прибыли только после обеда 20 декабря. Проинструктировали домочадцев, где и как включать, если «выбьет» снова.
* В этот же день у Председателя Правительства прошло совещание.
На нем уже не говорили о том, что по подготовке к зиме с Тувы можно брать пример.
В результате ЧП разморожено две тысячи сто метров труб. Нужны почти 800 радиаторов. В десятках квартир мерзнут люди.
На исправление ситуации отведено три дня. Причины аварии еще не оглашены комиссией. Однако горожане уже сделали заключение: при старом и дряхлом оборудовании, при инженерных сетях, дышащих на ладан, мы еще легко отделались.