газета «Центр Азии» №50 (16 — 23 декабря 2005)
Культурная жизнь

ПАРЯЩИЕ В НЕБЕ ЛЮБВИ

16 декабря 2005 г.

napochka_50.gifНа фирменном пригласительном билете Тувинской государственной филармонии на фоне нот и скрипичного ключа – текст: «Приглашаем на творческий вечер Жанны и Экера Сарыглар «Дуэт на сцене и в жизни».

Неужели прошло 15 лет с начала их творческого и семейного союза? Я их знаю с начала девяностых, но Жанна, из-за своей трогательной наивности и сердечности, мне всегда казалась только-только начинающей свой путь в творчестве и в семейной жизни вчерашней девочкой.

Праздник «Дуэт на сцене и в жизни» состоялся 11 декабря. Несмотря на сорокоградусный мороз на улице, в зале ДНТ было тепло от улыбок, аплодисментов, от любви зрителя к молодой паре танцовщиков. Ведущая, Заслуженная артистка РТ Галина Мунзук, которая сама недавно принимала поздравления коллег и зрителей, поддерживала этот высокий духовный настрой.

Первый выход героев вечера – Жанны и Экера – в хореографической композиции «Параллель» был встречен горячими аплодисментами. Белый орел со своей орлицей парят в небе любви. Каждый взгляд, жест и движение танцоров, их безмерная поглощенность друг другом исполнены такой пронзительной нежности, что щемит сердце от соприкосновения к великому таинству. А на земле другая влюбленная пара – девушка и парень в национальных костюмах – тоже продолжает свой диалог любви на языке танца.

Жанна родом из города Амурска Хабаровского края. Поступая в 1982 году в государственное хореографическое училище в Улан-Удэ, она и не предполагала, что ее судьба будет связана с судьбой тувинского паренька Экера. С тех пор они вместе. Нанайская девушка после окончания училища поехала за своим суженым в самый что ни на что есть центр Азии.

Началом их профессиональной деятельности стал 1990 год, когда молодых специалистов определили в балетную труппу Тувинского музыкально-драматического театра. В те годы главный балетмейстер театра Вячеслав Донгак осуществил немало интересных пластических решений самых разнообразных спектаклей. «Постановки «Мизантропа», «Дюймовочки» и многих других были украшены хореографическими постановками в исполнении балетной труппы», – вспоминает Галина Мунзук. Многих талантливых солистов дала балетная труппа театра государственному ансамблю «Саяны» и мюзик-холлу «Ураанхай». Но самой яркой «звездочкой» стал дуэт Жанны и Экера Сарыглар.

На творческий вечер пришли с поздравлениями друзья. Знаменитая пара из музыкально-драматического театра, Заслуженные артисты РТ Стас Ириль и Луиза Мортай-оол, посвятили им песни. Виновникам торжества дарили подарки, в их честь играли шутливые сценки. Юные артисты из Детской филармонии, где Экер и Жанна ставят танцы, поздравили своих педагогов и порадовали безупречным выступлением.

Талант пары Сарыглар разнообразен. То, что им под силу самые разнообразные постановки, Жанна и Экер продемонстрировали во всем великолепии. То они кружились в вальсе из балета Гаврилина «Анюта», где нежная трактовка Жанной образа героини неизменно вызывает рукоплескания зрителей. То перед нами оживали древнеиндийские божества, на сцене происходило слияние двух лун в одно целое (постановка Любови Сюктерек). В «Шиповнике» собственной трактовки они создают образ озорных и наивных детей, подкрепляя впечатление не только общим рисунком танца, но и драматическим решением. Но больше всего зрители аплодировали балетным номерам. Артисты исполнили адажио из балетов «Корсар», «Дон Кихот» и других.

Тувинский зритель не избалован балетными постановками и тем дороже те немногие выступления, которыми одаривают нас артисты государственной филармонии. В прошлом году большим подарком стала постановка «Шопенианы», где главные партии исполняли герои этого вечера Жанна и Экер. Кроме того, Экер – дипломант Всероссийских конкурсов артистов балета. В мае этого года пара участвовала в международном конкурсе артистов балета в городе Улан-Баторе.

Признавая универсальность таланта и высокий профессионализм Жанны и Экера Сарыглар, задаю себе вопрос: в чем же секрет их успеха? Наверняка, он заключается в терпении, огромном труде, творческом поиске и любви друг к другу, которую зритель угадывает в едва заметном повороте головы, взгляде из полуопущенных ресниц, движении руки и рукоплещет в ответ с признательностью и восхищением.

Саяна ОНДУР
http://www.centerasia.ru/issue/2005/50/384-paryaschie_v_nebe_lyubvi.html