газета «Центр Азии»

Среда, 24 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2005 >ЦА №5 >ВСЕХ С ШАГАА ПОЗДРАВИМ!

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ВСЕХ С ШАГАА ПОЗДРАВИМ!

Конкурс ЦА №5 (9 — 16 февраля 2005)

В № 1 от 1 января 2004 года редакция «ЦА» объявила конкурс, приуроченный к Шагаа. Приём писем – ответов на вопросы конкурсной викторины – завершился 31 января. Многочисленные отклики – пришло 54 письма– показали, что народные обычаи соблюдаются и по сей день, что историей Тувы интересуются не только учёные-историки. В конкурсе приняли участие жители почти всех кожуунов республики. От Анатолия Магбына из Кунгуртуга пришёл факс длиной в метр!

В конкурсе «ЦА» активно участвовали школьники: ученица 8 «е» класса кызыльской гимназии №5 Алдынай Донгак, ученица 11 «а» класса туранской средней школы № 2 Саида Доспан, шестиклассница из Кызыла Эдита Точун-оол, одиннадцатиклассница кызыльской школы №1 Аляна Иргит и другие.

«Ответить на вопросы викторины было очень трудно. Читая литературу в библиотеке, я узнала много интересного о традициях и истории своего народа», – пишет ученица 8 «в» класса кызыльского лицея № 15 Орлана Даваа. Кстати, одноклассники Орланы – весь 8 «в» класс –отправили коллективный ответ на вопросы викторины. Руководитель этого дружного класса – преподаватель английского языка Байлакай Кужугет.

Увесистый конверт пришёл из посёлка Шуурмак Тес-Хемского кожууна: ответы Завёрткиных – четвероклассника Ильи, восьмиклассников Кристины и Аркадия – заполнили целую тетрадь. Дети в семье Завёрткиных знают обычаи не по книгам: «Мы очень любим Шагаа и всегда с нетерпением ждём его, в семье соблюдаются обычаи и традиции нашего рода. Про Шагаа нам много рассказывал дедушка Даваа Василий Нарын-Караевич. Когда мы приходили к дедушке и бабушке, они загадывали нам загадки, дарили подарки, а мы играли в тевек, в шахматы».

Публикуем отрывки из писем, пришедших на конкурс. В них вы найдёте ответы на вопросы викторины.

Ведущая конкурса Виктория Ховалыг

И ПОЗДОРОВАТЬСЯ НЕ ЗАБУДЕМ!

Над родным Аянгаты

Небо ясное синеет.

Мама – 87 ей исполнилось уже –

Шапку сшила мне – тувинскую.

Пояс шёлковый, идики из кожи,

Шапка чёрная – из меха соболиного.

Почему бы не носить нам наряды предков наших?

И стар, и млад с Шагаа поздравим!

И вновь обычай древний вспомним:

Артыш возжжём и сан воскурим,

Со всеми поздороваться не забудем.

Ковеймаа Хевек,

социальный педагог,с. Балгазын Тандинского кожууна.

САН – ЖЕРТВЕННЫЙ КОСТЁР

Ответ на вопрос № 1: Что означает обряд "сан салыры", проведение которого считается обязательным в дни Шагаа?

Одним из наиболее торжественно-таинственных моментов праздника является зажжение жертвенного костра.

Древний ритуал «сан салыры» является освящением всего праздника, своего рода напутствием, благопожеланием. Костёр складывается накануне – обычно на горе, расположенной вблизи от зимней стоянки. Жители аала рано утром отправляются к горе, обряд «сан салыры» обычно совершает старейшина аала. Он кладёт в костёр грудинку и лопатку барана, чокпек и топлёное масло, зажигает артыш. Пока горит костёр, старейшина говорит йорээлы-благопожелания – просьбы к Матери-Природе о том, чтобы в новом году всё было хорошо – обильны дожди, выдался урожай, не было джута и болезней, чтобы у людей был достаток. Между двумя жердямипротягивают верёвку и каждый из участников обряда повязывает на неё белую ленточку – чалама, нашёптывая сокровенное желание.

Аяна Когельчик,

с. Хову-Аксы, Чеди-Хольский кожуун.

ИДИКИ «СМОТРЯТ» ВВЕРХ – НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ

Ответ на вопрос № 2: Почему загнуты носки тувинской национальной обуви идик?

Бабушка рассказывала мне, что носки тувинской обуви «смотрят» вверх навстречу Солнцу – матери, согревающей землю и все живые существа. Загнуты они ещё и потому, что тувинцы бережно относились к Природе – нельзя убить, случайно наступив, даже муравья. Загнутые носки обувипоказывали и уважение нашего народа к Земле, которой, считалось, нельзя причинять боль. Помню, бабушка моя напевала: «Нежную травинку не сомнут мои вышитые идики. Навстречу Солнцу смотрят мягкие тёплые идики».

Ещё помню, что на бабушкином нарядном негей-тоне – самом тёплом тувинском тоне из шкур взрослых баранов, не крытом тканью – было девять серебряных пуговиц.

Зоя Монгуш, пенсионерка,

с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна.

ДУША ЧЕЛОВЕКА – В ПОЯСЕ

Ответ на вопросы №№ 3, 10: Почему нельзя дарить свой пояс - кур - другим людям? Кому скифы приносили в жертву лошадей и почему?

По традиционным представлениям тувинцев в поясе у каждого человека находится его жизненная энергия или душа – сунезин. Поэтому его нельзя дарить другим людям. Кроме того, запрещается перешагивать через пояс, класть его куда попало. Пояс был достаточно длинным, его несколько раз оборачивали вокруг талии. Причём, концы пояса не должны свободно болтаться или завязываться в бант. Обязательно затыкали концы пояса, чтобы он образовал собой «круг без начала и конца», поэтому запрещалось и подшивать края.

Пояс и шапка особо почитались не только тувинцами, но и другими кочевыми народами Центральной Азии. Если хотели лишить человека покровительства богов, то снимали с него шапку и пояс.

Скифы приносили лошадей в жертву солнцу. Ещё «отец истории» Геродот сообщал об одном из скифских племен: «Из богов они чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой тот, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное».

Аяс Хертек,

ученик 7 «б» класса гимназии № 5 г. Кызыла.

ИЗ ЯГНЯЧЬИХ ШКУРОК СШИТЫЙ ТОН

Тон – основная национальная одежда тувинцев. Зимой носили тяжёлые, тёплые тулупы, в межсезонье – лёгкие тоны из ягнячьих шкурок, а на лето шили тоны из шёлка или плотной хлопчатобумажной ткани. Мне нравятся стихи Дадар-оола Донгака о тоне:

«Из белых ягнячьих шкурок

Мамой моей скроенный и сшитый

С узором круглым, подобным пиалам,

Шёлковый тон я в юности носил.

Из шёлка-хорагай оторочка,

Красивые пуговицы из серебра –

В шёлковом тоне юноша

Словно богатырь из сказки».

Олзеймаа Салчак,

заместитель директора Кок-Хаакской средней школы Каа-Хемского кожууна.

БОПУК ШИЛИ МАЛЫШАМ

Ответ на вопрос № 4: Как называется мягкая обувь из шкур, которую носят самые маленькие дети?

Первую обувь – «бопук» – шили ребёнку, когда он начинал ползать. Бопук имеет вид чулка, сшитого из одного или двух кусков войлока. Различий для мальчиков и девочек нет, бопук надевали малышам вместе с распашонкой «чучак» или первым тоном без пояса.

Роланда Оруспай,

п. Хадын Пий-Хемского кожууна.

СКАЗОЧНЫЕ ДЕВУШКИ-БОРЦЫ

Ответ на вопрос № 7: Назовите имена девушек-борцов - героинь тувинских сказок.

В тувинских сказках часто встречаются героини-богатыри, которые могут поднять и тяжёлые сумы, и осилить в схватке мужчин-борцов. Перечисляю сказочных девушек-борцов, но уверен, что их больше: Бора-Шээлей из сказки «Бокту-Кириш и Бора-Шээлей», Аваа-Чечен из «Алдын-Чаагай», Алдын-Сарала, Эге-Дугураан и Тойлу-Будук из «Конгар-Боодай», Уран-дангына из сказки «Далай-Байбын хаан», Торгу-Чузун из «Хоокуй-Кара», Куу-Ногаан – героиня сказки «Бораадай-Мерген».

Шуглур Доржу,

ученик 11 «б» класса школы № 11 г. Кызыла.

О НАГЛЫХ УЙГУРАХ И ХИТРЫХ КИТАЙЦАХ

Ответ на вопрос № 9: По какому курсу уйгуры приобретали шёлк у китайцев в VIII веке?

На вопрос № 9 я ответила с помощью книги «История Тувы» (часть 1). Уйгуры активно торговали с Китаем. Они поставляли в Китай лошадей, меха, а обратно везли предметы роскоши и шёлк.Китайские источники говорят, что «уйгуры сделались очень наглы». В 758 году за каждую лошадь требовали 40 кусков шёлка, а лошадей приводили всё больше слабых, негодных к использованию. Наконец, привели 10 000 лошадей. Китайский император смог купить лишь шесть тысяч из них, отдав в уплату 240 тысяч кусков шёлка. В сатирическом стихотворении китайского поэта Бо Цзюя описана меновая торговля с хитрыми уйгурами, которые получали за лошадь 50 кусков шёлка, а не менее хитрые китайцы стали сбывать им шёлк всё более худшего качества, а ширина ткани становилась всё уже и уже.

Лилия Доваадор,

г. Шагонар, Улуг-Хемский кожуун.

ПУТЬ ДЛЯ ШЁЛКОВЫХ КАРАВАНОВ

Ответ на вопрос № 8: Что такое "Великий шёлковый путь"?

Великий шёлковый путь – караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. Великий торговый путь шёл из Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога шла в Ферганскую долину, а южная, пересекая горные хребты Памира, вела в Индию и на Ближний Восток. Главным предметом торговли был китайский шёлк, высоко ценившийся на Западе. На рубеже I и II веков в Китай и из Китая ежегодно отправлялось несколько посольств, сопровождавшихся большими торговыми караванами. В VII – X веках международное значение Великого шёлкового пути усилилось – установились связи с Византией иарабами. В XIII – XIV веках Шёлковый путь играл большую роль, соединяя воедино отдалённые районы огромной Монгольской империи. С XV века в связи с развитием морского сообщения Шёлковый путь начал терять своё значение и постепенно пришёл в упадок.

Инга Данзын-оол,

г. Кызыл.

ПРЕВРАЩЕНИЕ «ДОШКА»

Ответ на вопросы №№ 5,6: Сколько пуговиц должно быть на тувинском тоне? Что такое "узел счастья"?

«Узел счастья» переводится как «олчей удазыны». Это очень красивый и популярный тувинский орнамент. «Узел счастья» состоит из двенадцати линий, которые имеют обобщающее название «хорлуу», каждая в отдельности называется в честь животного из восточного календаря. Первая линия – «мышь», вторая – «корова» и т.д.

«Узел счастья» также украшает навершие национальных шапок, в этом случае называется «дошка» и имеет объёмную форму. Если снять «дошка» с шапки и, ослабив узлы, разгладить, то она превратится в«олчей удазыны».

На тувинском тоне должны быть четыре пуговицы. Одна – на воротнике, две пуговицы нашивают у ворота, а четвёртую – под проймой правого рукава.

Любовь Наскыл-оол,

с. Барлык, Барун-Хемчикский кожуун.

«УЗЕЛ СЧАСТЬЯ»– НА СЕРЕЖКАХ

В Туве «узел счастья» появился с распространением буддизма, и является символом бесконечного счастья. Есть поверье, что «олчей удазыны» приносит счастье, удачу, поэтому этот орнамент часто используют. Его можно увидеть на одежде, им украшают ювелирные изделия, особенно – серьги.

Лариса Иргит,

преподаватель средней школы № 3 г. Кызыла.

Иллюстрация Чинчи Ондар, студентки юридического колледжа № 1 Саратовской Государственной академии права.

 (голосов: 6)
Опубликовано 9 февраля 2005 г.
Просмотров: 10434
Версия для печати

Также в №5:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru