газета «Центр Азии» №43 (28 октября — 4 ноября 2005)
Событие недели

КАК МЫ ТЕРЯЕМ СВОЕ БУДУЩЕЕ

28 октября 2005 г.

Удаленность от железной дороги, необходимость строительства которой в последнее время горячо доказывается сторонниками и не менее горячо опровергается противниками, далеко не самая главная беда Тувы. Никакая дорога, никакая, даже самая совершенная, связь с миром, лежащим за Саянами, не в состоянии справиться с валом смертей и поломанных судеб, последствия которого для республики с населением в триста пять тысяч человек могут оказаться катастрофическими.

Только за одну неделю октября, когда нет еще ни гололеда, ни снежных заносов, а воздух наполнен запахом осенней листвы, на дорогах республики мы потеряли 13 человек. Сводки – словно с войны.

22 октября. 20 часов.

В полутора километрах от Самагалтая автомобиль «ВАЗ-21140», выехав на полосу встречного движения, столкнулся с «ГАЗ-3307». Водитель и семь(!) пассажиров «ВАЗа» погибли на месте.

23 октября. 02 часа 55 минут.

ДТП в Дзун-Хемчикском кожууне. Водитель не справился с управлением. Двое погибших, трое раненых.

23 октября. 14 часов 36 минут.

ДТП в Кызыле, в районе ГУП «Тувгаз». Автомобиль «Мазда МРW», выехав на полосу встречного движения, столкнулся с автомобилем «ВАЗ-2106». Водитель и двое пассажиров «Жигулей» погибли, водитель и четверо пассажиров «Мазды» – в больнице.

По предварительным данным, трагедии произошли из-за нарушения правил дорожного движения. Всего с 17 по 23 октября в республике зарегистрировано 10 дорожно-траспортных происшествий.

Среди погибших в Тес-Хемском кожууне – известный певец и композитор, Заслуженный артист РТ Аяс Данзырын, прощание с которым состоялось 26 октября при большом стечении народа. Ему не было и тридцати лет. И никогда уже не будет.

І Большинство жертв этих трех ДТП были его ровесниками, некоторые – немного младше или немного старше.

Родились в 1973, 1974,1975, 1976, 1982, 1983 годах. Примерно такого же возраста – многие из сорока восьми жертв ДТП, случившихся в первом полугодии. Республика с ужасающей регулярностью и скоростью теряет поколение молодых и трудоспособных.

Расследованием одного из этих ДТП – тем, что произошло в Кызыле – занимается прокуратура Хакасии. Передать дело коллегам из соседней республики распорядился заместитель Генерального прокурора РФ по Сибирскому Федеральному округу Валентин Симученков. Причина – за рулем автомобиля «Мазда МРW» была старший помощник прокурора республики Чойгана Ооржак.

І Очевидно, что обращения властей с призывами соблюдать осторожность на дорогах, не добавляют ни осторожности водителям, ни безопасности – дорогам.

Печальная примета: автомобили, проносящиеся по дорогам республики, колесящие по городам и селам, становятся все более «вместительными», а дорожно-транспортные происшествия – все более «многолюдными». Шесть-семь-восемь человек в салоне «легковушки», двадцать человек в салоне «Газели», наспех оборудованной под перевозку пассажиров – не редкость и, боюсь, не предел. Не редкость и не предел – рюмка «на посошок» перед тем, как сесть за руль, не редкость – гонки из всех «лошадиных сил».

Зато редкость – использование ремней безопасности, снижение скорости на опасных участках, знание правил дорожного движения. В довершение картины – постоянные разговоры о том, как можно получить права на вождение автомобиля, даже не заглядывая в учебник по вождению, не утруждая себя учебой на курсах и сдачей экзаменов.

І Только два маленьких штриха. Администрация Кызыла, с большим трудом, но предприняла, наконец, меры к тому, чтобы сделать дороги немного безопаснее для детей.

Как раз на прошлой неделе на проезжей части перед школами появились «лежачие полицейские», такие поперечные полосы-бугорки. Чтобы проехать эти участки без последствий для автомобиля, надо снизить скорость до 30-40 километров в час. В понедельник, 24 октября, городские чиновники обсуждали проблему: водители жалуются, что проносясь мимо школ, загубили подвески автомобилей. Знаки «Дорогу переходят дети» они просто «не замечают». А представитель УВД Кызыла докладывал: в течение недели шла проверка маршрутных такси, выявлено более сорока нарушений правил перевозки пассажиров.

І Другая сторона проблемы – наши тувинские дороги. Специалисты говорят, что, если учитывать все современные требования к дорожному полотну, необходимо по многим из них проезд запретить.

Чтобы убедиться в справедливости этого замечания, не нужно даже выезжать из Кызыла, стоит проехать только по нескольким улицам: Оюна Курседи, Калинина, Кечил-оола, Титова. Мало не покажется! Выделенных в 2005 году 1,2 миллиона рублей на ремонт дорог в столице республики, не хватило даже на то, чтобы подлатать самые проблемные места. Что будет в следующем году? Чтобы отремонтировать самые проблемные участки, нужно только городу 12 миллионов рублей. Но, как мы уже убеждались не раз, итоги бюджетных игр непредсказуемы.

В бюджете находятся деньги на «проекты века», в бюджете всегда не хватает средств на день сегодняшний, особенно, когда речь идет о безопасности людей. Поневоле задумаешься о том, что для власти дешевле устранять последствия трагедий, выделять материальную помощь пострадавшим.

І У власти всегда не хватает денег и на детей. У родителей не хватает времени и, что еще страшнее – желания заботиться о собственных детях.

И потому республика теряет свое будущее. Преступность, алкоголизма и наркомании – это все из жизни детей и подростков. На этом фоне предмет нашей гордости – высокий уровень рождаемости – кажется горькой насмешкой.

16 октября в подъезде одного из домов на Ангарском бульваре в Кызыле был обнаружен труп молоденькой девушки со следами побоев и удушения. Девушку опознали – Орланмаа Баянды, 1989 года рождения, работала в цехе полуфабрикатов ОПХ «Урянхай».

Через неделю преступление было раскрыто. Подозреваемые – ученики 11 класса гимназии №5. Один был задержан сразу, другой – в ночь на 27 октября. Возбуждено уголовное дело. Следствие, ест

Анна ЛАЧУГИНА
http://www.centerasia.ru/issue/2005/43/339-kak_my_teryaem_svoe_buduschee.html